Урок по истории России ХХ в. "Последний русский Витязь"

Разделы: История и обществознание


 

 

Эпиграф: «Столыпин был первый русский
министр, который  удачно
совершал государево «Дело»
посредством слова. 
/А.А. Башмаков/.

Тема урока: «Последний русский Витязь»

Цели урока:

Более подробно познакомить учащихся с личностью П.А. Столыпина; сформировать представление, о его реформах, как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; выяснить политические,  экономические и социальные задачи реформ.
Продолжать формировать навыки аналитического мышления, способности делать выводы и обобщения изучаемого материала.
Проследить созвучность результатов столыпинских реформ с реформами 19 века и современной деревни.

Основные понятия: отруб, хутор, кооперация, реформа, община.

Оборудование урока: учебник «История России 20 век», макет рабочей тетради (Приложение 11) учащихся,  документы, компьютерные слайды (Приложение 1).

Тип урока: получение и усвоение новых знаний.

Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.

План урока:

  1. Личность П.А. Столыпина
  2. Реформы, цели и задачи реформ.
  3. Основные направления аграрной реформы.
  4. Отношения разных слоев населения к реформам Столыпина
  5. Итоги и значения реформ.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Необходимость перемен присутствовала в России практически всегда. Каждая эпоха в истории Российского государства начиналась с преобразований – Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I, Александр II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и  и т.д.. Все они пытались преодолеть социально-экономическую отсталость страны, усовершенствовать политическую власть, улучшить жизнь народа. Однако, все их реформы натыкались на незыблемую стену консервативных сил, которые вносили свои поправки, а иногда открыто саботировали их. От этого реформы становились половинчатыми, логически незавершенными, и материально необоснованными. Именно поэтому назревшие противоречия в России не решались веками. Одним из наиболее острых вопросов в России, всегда оставался аграрный, как в предшествующих веках, так и сегодня. Современная  деревня  в России выживает как может эта проблема актуальна и для нашего края, который является сельскохозяйственным.
2006 год, общественным движением «Аграрная Элита России» объявлен годом имени П.А. Столыпина. Эти события созвучны с темой нашего урока
(использование фрагментов презентации)

Основные проблемы урока:

  1. Почему Столыпин был одиноким реформатором.
  2. П.А. Столыпин великий реформатор или провинциальный политик.

1 этап урока. Личность П.А. Столыпина. (опережающее задание учащимся: реферат «Биография Столыпина») Краткое изложение биографии.

2  этап урока. Цели и задачи реформ (работа  с документами и вопросами к ним). «Успокоение потом реформа»

Вопросы к документам:

  1. О каком успокоении говорит Столыпин.
  2. Какие задачи  ставила перед собой революция (вытекают цели реформ).
  3. Где наиболее активные действия предпринимали революционеры.
  4. Что самодержавие потеряло в ходе революции. (использование презентации учителя о причинах реформ и записи в тетрадь)

Задачи реформ:

  1. Социальные – создание социальной опоры самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина  («Правительство сделало ставку не на убогих и пьяных, а крепких и сильных» Столыпин)
  2. Экономические задачи. Развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств, образование широкого рынка для промышленности  продолжение модернизации России.
  3. Политические. Переселенческая политика уравнение в правах крестьян с другими сословиями и обеспечение крестьянам -  собственникам правовую защиту.

Все назревшие реформы были записаны в правительственной программе опубликованной 26 августа 1906 года  .
Вопрос: Какие реформы предлагались правительством (самостоятельная  работа учащихся с учебником, стр. 71 и  выписывают в тетрадь основные реформы, а затем оглашаются).

Вывод: Сопротивление правой оппозиции в Государственном  Совете и окружении царя позволили Столыпину более или менее последовательно провести только одну аграрную реформу.

3 этап урока:

Аграрная реформа и основные её направления.

Актуализация знаний учащихся: аграрный вопрос обсуждался всеми политическим силами России, он отражался в их программных документах с которыми учащиеся знакомы (в таблице №1 учащиеся стрелками должны указать правильные ответы)

(Приложение документов «Проект трудовиков 104, проект 33)

Вывод: Все эти проекты будут отвергнуты государством. Но революционно настроенная деревня  будет требовать решения этого вопроса. В Государственную Думу будут поступать огромное количество наказов от крестьян вплоть до радикального решения этого вопроса. Все предложения  Государственной Думы  правительством,  будут отклонены,  и Дума в июле 1906 года будет, распущена. После роспуска первой Государственной Думы  в условиях крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» Этот указ положил начало аграрной реформе.
Основные направления реформы (использование фрагмента презентации и запись учащимися в тетрадь):

  1. Создание новых форм землевладения и землепользования – разрушение общины наделение крестьянина землей в собственность (образование хуторов и отрубов)  (Понятие хутор, отруб и кооперация определяют самостоятельно по учебнику)

Хутор – сельское поселение, состоящее чаще всего из одного двора; обособленная крестьянская усадьба, находящаяся за пределами общины.
Отруб – земельный участок, выделенный крестьянину взамен отводившихся ему ранее общинных земель, располагавшихся в разных местах; усадьба оставалась в пределах деревни.
Кооперация – это форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива.

  1. Государственная помощь крестьянам – создание крестьянского банка.
  2. Переселение крестьян на свободные земли Сибири и Урала.
  3. Развитие крестьянской кооперации.

Работа с документами (задание 2; вопросы проектируются на экран)

Вопросы к документам:

  1. Какой пережиток феодально –крепостнического уклада стал основным  объектом критики Столыпина?
  2. Какие аргументы против общины и общинного  землепользования выдвигает Столыпин?
  3. Какова процедура выделения из общины?

Вывод: Главное в решении аграрного вопроса Столыпин видел в разрушении крестьянской общины и наделении крестьян землей в частную собственность из общинных владений.

4 этап: Отношение различных слоев общества к реформам Столыпина (актуализация знаний учащихся).
Решение проблемы : «Почему П.А. Столыпин – одинокий реформатор». Самостоятельная работа учащихся  с учебником стр.51, параграф 18. (Выписать в тетрадь отношения различных слоев населения к реформам Столыпина).

Вывод: Реформы Столыпина не имели широкой социальной и политической поддержки, внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привели к тому, что Столыпин стал одиноким политиком, он лишился поддержки даже тех политических сил, которые его поддерживали в начале его реформ. Он стал неудобен.
1 сентября в 1911 году П.А.Столыпин был убит в театре в Киеве анархистом Багровым.
5 этап: Итоги и значения  аграрной реформы
                                                                                                        

 
+
 

1

рост сельхозпроизводства и    улучшение культуры землепользования 

1

община не была разрушена   (25% крестьян вышло из общины)

2

рост свободной рабочей силы, за  счет выхода крестьян из общины.

2

имущественное расслоение   крестьян

3

развитие предпринимательства сельской буржуазии. Частная собственность на землю.

3

отрицательное отношение        крестьян к частной собственности

4

противоречие не только  между крестьянами и помещиками,      но и внутри крестьянства 

4

начало формирования фермерских хозяйств.

5

не удалось создать широкий  слой крестьян фермеров

5

более быстрые темпы развития    капитализма и модернизации России.

6

проблема малоземелья не была решена

7

переселенческая политика не принесла желаемых результатов.

 (Сравнение таблиц задач и  значение реформ)

Решение проблемы: «Столыпин великий реформатор или провинциальный политик» . Почему Столыпин последний «русский Витязь?»

Вывод: Дискуссия учащихся.
Закрепление изученного материала: Учащиеся самостоятельно на основе полученных знаний заполняют таблицу:

Цели реформ

Мероприятия

Результаты

Значения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение результата заполнения таблицы.
Домашнее задание, конспект, и параграф 18.

Работа с Приложением 1:

  1. Переход от слайда к слайду по щелчку.
  2. Переход от слайдов к документам по гиперссылкам.

Приложения