Урок русского языка в 4-м классе «Повторение по синтаксису»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Повторить знания о предложении, полученные в 3-м классе, воспроизвести алгоритм разбора предложения;
  2. Развитие речи, орфографической зоркости учащихся, развитие умения работать в паре, в группе: распределять работу, представлять результаты, уважать мнения товарищей;
  3. Воспитание любви к родной природе, умение видеть красоту русского языка.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 4 класс (Р.Н .Бунеев, Е.В .Бунеева, О.В.Пронина),
  • Опорные слова-карточки для алгоритма,
  • “ромашка” с отрывными лепестками,
  • карточки для работы в паре и в группе.

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места.

Снятие психологического напряжения:

- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, улыбнитесь всем. Успехов вам!

Запись числа в тетрадях.

2. Разминка

Игра “Да - нет”

- Если согласны с утверждением, хлопаем в ладоши. Если не согласны – топаем ногой.

- В русском языке 10 гласных звуков.

- Суффикс – это часть речи.

- Глагол обозначает действие предмета.

- Доброта – это прилагательное.

- В конце предложения всегда ставится точка.

- Сказуемое – главный член предложения.

- Существительное – часть слова.

- Языкознание и лингвистика – это синонимы.

По ходу игры дети исправляют неверные утверждения.

3. Актуализация опорных знаний

а) Повторение о разделах языкознания

( работа в группах)

- Что изучает языкознание?

На доске “ромашка” с терминами, напечатанными на оборотной стороне лепестка:

Фонетика, графика, орфография, морфология, словообразование.

- Выберите лепесток с названием раздела языкознания, обсудите ответ в группе и расскажите что изучает эта наука.

б) Определение темы и задач урока

- Определите тему урока по схеме:

- = О, О, О.

- Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложении.

Будем упражняться в разборе и построении предложений.

в) Знакомство с новым термином

- Как вы думаете, есть ли наука, изучающая предложение?

Как называется этот раздел вы прочитаете в учебнике ( стр. 33 ) самостоятельно.

Синтаксис ( с греческого - построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

- Что изучает синтаксис?

- Как переводится это слово с греческого языка?

Запись темы урока на доску и в тетрадь.

4. Повторение о предложении

а) - Что мы знаем о предложении?

Дети:

- Предложение выражает законченную мысль.

- Слова в предложении связаны по смыслу.

- В предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

- Предложения бывают простые и сложные.

Учитель:

- Как отличить простое предложение от сложного?

- Назовите виды предложений по цели высказывания. ( повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Назовите виды предложений по интонации. ( восклицательные, невосклицательные)

б) Игра “Парный выход”

Задание: прочитайте пары предложений с нужной интонацией, определите виды предложений по цели высказывания и интонации.

Дети выбирают представителя от каждой группы для чтения предложений и сами оценивают выполнение задания.

На доске:

Повеств.

Вопросит.

Побудит.

    На улице идёт дождь.

Куда мы пойдём?

Не трогайте гнездо.

    На улице идёт дождь!

Куда мы пойдём?!

Не трогайте гнездо!

Задание:

- Запишите в тетрадь: 1 вариант – повествовательное, восклицательное предл-е,

2 вариант – побудительное, невосклицательное.

- Подчеркните грамматическую основу предложений.

Проверка выполнения задания по вариантам

в) Повторение о распространённых и нераспространённых предложениях

Какие предложения называются распространёнными? Нераспространёнными?

Игра “Аукцион”

Задание:

- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных членов.

Выигрывает тот, кто сделает последнее добавление.

Опадают листья.

Осенью опадают листья.

Осенью опадают жёлтые листья.

Осенью опадают жёлтые и багряные листья.

Осенью опадают жёлтые, лиловые и багряные листья.

Осенью медленно опадают жёлтые, лиловые, багряные листья.

- Запишем последнее предложение с комментированием, выделяя и проверяя и изученные орфограммы.

5. Физминутка

Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

6. Работа с алгоритмом разбора предложения

а) Постановка проблемы

-Пока мы делали физминутку, наш друг Незнайка составил схему предложения, которое мы записали.

О, О и О - .

- Верно - ли составлена схема?

Дети:

- Нет. В предложении есть сказуемое, а в схеме его нет.

У. - Почему ошибся Незнайка?

Д. – Нужно сначала найти грамматическую основу предложения, а потом чертить схему. Незнайка перепутал порядок разбора предложения.

б) Составление алгоритма “Порядок разбора предложения”

Работа по карточкам в паре.

Задание:

- Помогите Незнайке составить правильный алгоритм.

Карточка №1

Вид предложения по цели высказывания.

Вид предложения по интонации.

Простое предложение или сложное.

Начерти схему.

Укажи, есть ли однородные члены предложения.

Подчеркни грамматическую основу.

Распространённое или нераспространённое предложение.

в) Проверка составления алгоритма

На доску вывешивается алгоритм на печатной основе.

  1. Вид предложения по цели высказывания .
  2. Вид предложения по интонации.
  3. Подчеркни грамматическую основу.
  4. Простое предложение или сложное.
  5. Распространённое или нераспространённое предложение.
  6. Укажи, есть ли однородные члены предложения.
  7. Начерти схему.

г) Разбор предложения по алгоритму.

Коллективная работа.

Осенью медленно опадают жёлтые, лиловые и багровые листья. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами)

= О, О и О - .

7. Самостоятельная работа.

( по индивидуальным карточкам)

Карточка №2

Стоит глубокая осень. Прозрачны становятся сады, рощи, леса…

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют

ещё свои жёлтые листочки.

Подует свежий ветерок. Закружатся, запляшут в пёстром хороводе

осенние листья. Укроется земля разноцветным сухим ковром.

( по С. Аксакову)

 - Прочитайте текст.

- О каком времени года вы прочитали?

Самые красивые и трогательные стихи, книги, картины написаны русскими поэтами, писателями, художниками об осени. Пушкин. Тютчев, Пришвин, Левитан ждали осени как самого красивого, дорогого и мимолётного времени года.

Задание:

Найдите, выпишите и выполните синтаксический разбор предложений по алгоритму.

1 вариант – все простые предложения;

2 вариант – предложение с однородными членами;

3 вариант – сложное предложение.

( Задания по вариантам даются дифференцированно в зависимости от подготовки учащихся)

8. Проверка выполненного задания.

Учащиеся чертят схемы на доске, характеризуют предложения по алгоритму, совместно исправляют допущенные ошибки.

9. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что изучает синтаксис?

- Оцените свои знания по теме “Синтаксис”. В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:

О - я всё понял и усвоил;

О - знания нуждаются в повторении и закреплении;

О - мне многое непонятно.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

10. Домашнее задание.

Упр. 41, стр. 33

Пользуясь алгоритмом (стр. 143), разберите одно предложение по выбору.