Урок математики "Формула стоимости", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: «Формула стоимости».

Цели:

  • Установить, какие величины характеризуют процесс покупки товаров, ввести обозначения и построить формулу стоимости.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Начнем наш урок.

II. Актуализация знаний

– Что такое формулы?

Дети. Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами.

У. Давайте вспомним формулы, которые мы с вами уже знаем. (На доске написаны названия формул, а на карточке сама формула. Нужно подобрать пару и прикрепить к доске.)

Площадь прямоугольника
Периметр прямоугольника
Площадь квадрата
Периметр квадрата
Объем параллелепипеда
Объем куба
Р = а . 4
S = а . b
V = а . b . c
V = а . а . а
P = (а + b) . 2
S = а . а

У. Молодцы! Вы справились с этим заданием. Тема нашего сегодняшнего урока зашифрована, и чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке нужно заполнить таблицу по алгоритму заданному блок-схемой и расположить ответы в порядке возрастания. Таблицы лежат у вас на партах:

У. Молодцы!

III. Постановка проблемы

У. Итак сегодня на уроке мы поговорим о ФОРМУЛЕ СТОИМОСТИ.  Мы многому научились на уроках математики. А где эти знания могут пригодиться в жизни! (Один из ответов детей: «Для того, чтобы знать сколько заплатить в магазине за покупку»)

У. Я предлагаю совершить «поход» в магазин.

На доске надпись МАГАЗИН «Катюша», «касса» (на столе учителя)
В магазине товары: книги, тетради, ручки и т.д.

У. На сегодняшнем уроке необходимо установить, какие величины характеризуют процесс покупки товаров, ввести обозначения и построить формулу.

IV. «Открытие» детьми нового знания

У. Итак, вы пришли в магазин, чтобы купить…? (Что купить спросить у детей.) Что вам нужно знать о данном товаре? 
Д. Цену.
У. А как Вы понимаете, что такое цена?
Д. Цена это количество денег, которые нужно заплатить за 1 тетрадь, 1 ручку и т.д.
У. Правильно. Вы узнали цену, взяли несколько тетрадей и подошли к кассе. (Вызвать ученика) Чтобы расплатиться за покупку, что нужно знать еще?
Д. Количество товара (тетрадей)
У. Хорошо. Мы взяли (ученик должен посчитать, сколько тетрадей он взял) 4 тетради. Цена одной тетради 5 рублей. Сколько денег нужно заплатить в кассу?
Д.  20 рублей.
У. А как вы узнали?
Д. 5 умножили на 4.
У. У каждого в учебнике есть «свой маленький магазинчик», давайте отправимся в него за покупками. (Решаем задачи на стр.75 № 1)
У. Что общего во всех задачах?
Д. Нужно было узнать, сколько стоит вся покупка.
У. Т.е. мы находим СТОИМОСТЬ. (Выставить на доску таблицу) Какие величины использовали, чтобы найти стоимость?
Д. Цену, количество.
(На доске появляются таблицы).
У. как найти стоимость товара, расставьте знаки . (умножить) и =, чтобы получилось верное равенство. (Ученик работает у доски) Обозначим стоимость – c, цену – a, количество – n. Что у нас получилось?
Д. Формула стоимости: c = a . n
У. Прочтите её.
Д. Стоимость равна цене умноженной на количество.
У. Из формулы стоимости по правилу нахождения неизвестного множителя легко выразить величины а и n:

a = c : n
n = c : a

У. Ребята, в каких единицах может измеряться цена, количество, стоимость?
Д. (ответы детей)(рубли, копейки, евро, доллары и т.д.)
У. Продолжаем нашу работу. Придумать задачи с новыми величинами и заполнить таблицу. (Учебник стр.76 №.4)

V. Решение примеров у доски – стр.76  № 5.

Решение уравнения 325 + (90 – n) : 17 = 330 с комментированием – стр.76 № 8.

VI. Итог урока

– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
– Запишите домашнее задание.

Список литературы

  1. Математика 3 класс. Л. Г. Петерсон