Разработка урока, 10-й класс, по теме: "Трагедия Ларисы Огудаловой"

Разделы: Литература

Класс: 10


Тема:  Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»).

Оборудование: портрет А.Н. Островского, иллюстрации к пьесе; ДВД записи цыганского хора, романса на сл. Боратынского «Не искушай меня ...», отрывки из спектакля Омского академического театра, мультимедийное сопровождение: высказывания критиков, стихи.

Цели:

  • Раскрыть перед учащимися причины гибели Л. Огудаловой, показать, как в атмосфере бездушия, корысти, продажной любви сгорает героиня.
  • Развивать творческие индивидуальные способности каждого учащегося.
  • Воспитывать основы духовной культуры средствами искусства (слово, музыка, живопись, театр).

Эпиграф:

Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь его проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье,
Прощанье с жизнью молодой.

М.Ю. Лермонтов.

ХОД УРОКА

Учитель зажигает свечу и тихо читает стихотворение Б. Пастернака:

Свеча горела. На свечку дуло из угла
И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно. Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

(Свеча гаснет)

Слово учителя. Любовь – это прекрасное, возвышенное чувство. Счастлив тот человек, которого хотя бы раз опалил огонь любви. Любовь вдохновляет человека на создание чудесных стихов, великолепной музыки, грандиозных скульптур; на открытие новых планет и звезд. Любви покоряются любые вершины. Когда любишь, кажется, что у тебя вырастают крылья и ты способен на чудеса. Но любовь может и погубить человека, она же толкает его на край пропасти, как это случилось с героиней пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
Проследим жизненный путь Ларисы Огудаловой, попытаемся понять причину её гибели, обстоятельства её выстраданной трагической любви.

Вопрос 1. Кто же такая Л. Огудалова?

Ученики.

Лариса Огудалова – девушка из небогатой семьи, бесприданница. Единственное её богатство – это молодость, красота, девичья честь. Она, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная. В её душе, музыкально чуткой, звучит цыганский хор и русский романс.
– Лариса Огудалова – человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от бремени авторитарной морали, но, что самое страшное, от стыда, чести, совести. Она живёт в окружении людей, для которых эти понятия не важны да и не нужны – ведь в мире дельцов всё продаётся и покупается, предаётся поруганию.
– Лариса же верит в чистые отношения, верит в любовь. Её поэтическая душа лежит над миром. Ведь в переводе с греческого Лариса – чайка, свободная птица, парящая над бесконечным морем, то стремительно взывающая вверх, то камнем падающая вниз. Так и Лариса.

Учитель: Действительно, всё так. И самое страшное, что в мире людей, окружающих Ларису, продаётся всё: любовь, красота, девичья честь; товаром является и сам человек. Вспомним слова: «всякому товару есть своя цена».

Вопрос.  2. Посмотрим, кто окружает Ларису? Как они относятся к ней?

Проверка домашнего задания. Учащиеся делают сообщения. Дают оценку характерам героев, окружавших Ларису: Харита Игнатьевна, Вожеватов, В.Кнуров, Карандышев, Паратов.

Учитель. Ведущий мотив пьесы – товар и его цена. Драматизм ситуации в том, что товаром является живой человек, Лариса. Торгуют её все: и жених, и близкий друг, и бывший возлюбленный, и, что очень непонятно, родная мать. И она это понимает, говоря, что никого не волнует её душа, её чувства. С тоской она восклицает: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?». Ей не хватает тепла, внимания, заботы, которых так ждет любая женщина. И с горечью продолжает: «Явижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Вопрос 3. Почему же Лариса соглашается все-таки на брак с Карандышевым?

Учащиеся.

Человек от природы не глупый и достаточно просвещенный, возможно даже нежный и заботливый, Карандышев, как и Лариса, беден и много лет был объектом самого беззастенчивого и наглого издевательства. Издевались над ним в городе только потому, что он беден и не такой хамоватый, как они, «сильные мира сего». Из него методически, изо дня в день, вытравливались все благородные качества, пока он не превратился в человека – пародию, нетерпеливого нищего, страстно ненавидящего этих людей.

– Лариса же верит, что его любовь к ней сможет возродить Карандышев. Она ещё не чувствует уязвленной – самолюбивой натуры, завистливой основы в душе жениха. Героиня надеется найти покой и ласковое участие. И даже, когда возвращается Паратов, не бросается сразу в объятия соблазнителя, она продолжает уговаривать Карандышева не устраивать «званого» обеда, уехать в деревню.

Вопрос 4. Почему Карандышев отклоняет предложение Ларисы?

Учащиеся. Карандышев давно жаждал стать таким, как Вожеватов, Кнуров, Паратов ... И не только. Ему хотелось восторжествовать над ними. Именно брак с Ларисой, по его мнению. Предоставит  ему такую возможность. Надо же, самая умная, талантливая, красивая девушка города выбирает из сотни поклонников его –бедного чиновника – Юлия Капитоновича Карандышева! Он решил устроить званый обед, чтобы посмеяться над ними. С горделивой надменностью и презрением. Карандышев говорит: "«... Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою  очередь, посмеяться над ними». Любовь к Ларисе превращается в повод торжества над обидчиками. Ненасытное самолюбие, уязвленная гордость подавляет в нем все иные сердечные движения. Лариса же этого пока не осознаёт.

Вопрос 5. Как же выглядит «герой-любовник»?

Учащиеся.  Карандышев выглядит смешным, жалким. Как неестественно он ведет себя! В своей жажде покрасоваться, повеличаться перед своими обидчиками Карандышев надевает ради фарсу очки, развешивает бутафорские вещи. Смешон его расхлябанный экипаж «с музыкой», запряженный в разношерстную клячу, смешаны его претензии на аристократический кабинет, позорен его «званный» обед с фальшивыми наклейками на дешевые вина.

Вопрос.  6. Почему Лариса, вначале «нерасположенная петь», поддается на   просьбу?

Ученики. В конце концов Карандышев напивается, и забавляется не он, а его обидчики. Лариса понимает весь комизм ситуации: своим поведением Карандышев позорит не только себя, но и её.  Она замечает, что у него появляются нотки торжества, высокомерия даже по отношению к ней. Он считает уже её своей собственностью. Всем своим видом Карандышев показывает: если он захочет и когда он захочет, она будет петь. Героиня осознает, что и для него она только средство для достижения корыстной цели, что напрасно она мечтала о чистой, возвышенной любви в тихой семейной обстановке.  Карандышев же не достигает цели: он даже не замечает, что для его обидчиков он всего – на всего жалкая их тень, шут и клоун, над которым они вволю потешаются. С кем он решил тягаться, чем он решил купить любовь Ларисы? Ведь героине нужен был другой. Пусть бедный, но с чувством собственного достоинства, способный её не только обогреть, но и защитить.

Учитель.  Посмотрите, с какой самоуверенностью он утверждает: «Нет, нет, и не просите, нельзя, я запрещаю». Понимая свое унизительное положение, Лариса соглашается петь, и  тогда-то она с возмущением говорит: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа». Героиня опять страдает. Для неё нет хуже того стыда, когда приходится за других стыдиться. И она поёт. И поёт она русский романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды...». Вслушаемся в слова романса.

Звучит запись. Романс на слова Боратынского.

Вопрос 7.  Как вы думаете, почему Лариса поёт именно этот романс?

Учащиеся. Приезд Паратова возвращает Ларису из глубокого разочарования, возвращает ей надежду на счастье. Она вновь верит в искреннюю любовь,возвышенное чувство. Она вновь парит на крыльях музыки. Для неё любовь с Паратовым – это романтическая история о том, как роковой обольститель соблазняет героиню. Именно об этом слова романса, об этом – сама любовь Ларисы. Она поёт, играя, погружаясь в мир грёз и иллюзий. Лариса поёт, умоляя Сергея, не искушать её, но, тайно надеясь, что её пение возродит в Паратове новые чувства, ещё более страстную любовь. Она вновь верит в искренность чувств Паратова. Ведь она сама по-прежнему  страстно продолжает любить Паратова. Это ее единственная любовь.  В надежде на взаимность, на понимание героиня покидает своего жениха и уезжает с Сергеем Паратовым на ночную прогулку.

Вопрос 8. Как Лариса воспринимает известие об обручении Паратова?

Учащиеся. Для неё это настоящая трагедия. Она никак не может понять, за что её обидели, унизили, растоптали. И кто? Ее идеал мужчины, её страстная любовь. Ему она отдала всё – свою молодость, красоту, честь. Она ещё надеется растопить сердце Паратова: « Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала». Героиня готова идти за любимым на край света, готова разделить с ним любую участь: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя». За свой артистизм героиня жестоко наказана. Ведь в общении с Паратовым она слышит только то, что хочет от него услышать. Она упрекает возлюбленного.

Учитель. В её словах слышится и любовь, и страдание, и «упрёк с последнею мольбой, и безнадёжное прощанье, прощанье с жизнью молодой».

Чтение ученицей наизусть монолога у реки (явление 9, действие 4).

Вопрос  9.  Почему Лариса в отличие от Катерины не может броситься в Волгу?

Учащиеся. Как и Катерина, она верующий человек. А самоубийство – это страшный грех, Но не только: Лариса более тонкая, более хрупкая натура. Известно, чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. Именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности. Для героини расстаться с жизнью не так-то просто, у неё нет на это сил.

Учитель. В душе Лариса нарастает несоответствие между её романтическими представлениями о людях, о любви и прозаическим миром дельцов, её окружающих и ей поклоняющихся. В финале драмы наступает прозрение героини, её горькое разочарование.
И вот последняя сцена драмы: Лариса понимает, что для этих людей она вещь. Глубоко оскорбленная героиня произносит: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек!».

Инсценирование. Лариса и Карандышев. (действие 4, явление 11).

Учитель. А вот так играла, по воспоминаниям современников, эту последнюю сцену знаменитая актриса русского театра  В. Ф Комиссаржевская.( На экране портрет актрисы).«Бурным потоком льются слова Ларисы. Становится жутко, чувствуется, что она несётся в пропасть... всё предвещает катастрофу, и эта катастрофа неизбежна. Нет для неё иного выхода, иного спасения, кроме смерти, которая тут же её и настигает».
Всмотримся в игру актеров нашего современного театра.

Просмотр отрывка из спектакля Омского академического театра драмы Последняя сцена.
Звучит музыка. Хор цыган (приглушённо).

Учитель (на фоне музыки). Хор цыган – это символ угара её жизни. Закончился её романс. Сбегаются поспешно все на выстрел. Тут же и Паратов. «Я сама, сама», – звучат предсмертные её слова, и, примиренная, она уходит навеки в мир грез и несбывшейся любви. Умирая, она всех прощает. Как и положено по христианским мотивам….

Музыка звучит громче, громче и замолкает.

Вопрос 10. Лариса всех прощает. Согласны ли вы с нею?

Учащиеся. Лариса понимает, что виновником её смерти будут считать Карандышева. А ведь в её гибели виновен не столько он, а все люди, её окружавшие. Но кто будет искать истинных преступников: они-то, как всегда, останутся победителями. Вероятно, через некоторое время Паратов с гордостью будет рассказывать приятелям, что из-за него в каком-то провинциальном городишке убили девушку. Лариса осознает: никто не будет разбираться в настоящей причине гибели бедной девушки, бесприданницы. Она знает, что сама подтолкнула Карандышева на убийство, говоря, что она слишком дорогая для него вещь, посылая его за Кнуровым, задевая и так уязвленное его самолюбие, ещё раз унижая и оскорбляя его.

Учитель. Героиня прощает всех. Возможно, она права. Ведь одна из христианских заповедей – всепрощение. Обратите внимание на слова Юрия Лебедева: «От этой сцены веет солнечным теплом безграничного христианского сострадания всепрощения, любви и милосердия, связанного с осознанием героиней и своей и всеобщей виновности, породившей «стужу людских сердец». И не горький цинизм, а сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних прощальных словах Ларисы.
Счастлив тот человек, который любит сам, и счастлив он вдвойне, если любовь взаимная. Но не всегда так случается. Бывает и безответное чувство. Возможно, и в вашей жизни встретиться первая, неразделенная любовь. Необходимо суметь преодолеть боль, горечь, разочарование, Не таить зло на своего обидчика, научиться прощать. Это не так-то просто…
Но вы еще так молоды, и все будет еще впереди: любовь, страсть, радость, надежда… Нужно только верить…

Ученик читает стихотворение И.И. Козлова (1779 – 1840г.) «Молитва». Зажигается свеча.

Молитва

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья.
Они залог любви святой,
Но дай, чтоб пламенной душой
Я лить мог слёзы покаянья.

И.И. Козлов

Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению