Классный час "Национальная одежда хакасов"

Разделы: Классное руководство


У каждого народа есть свои национальные особенности, традиции, обычаи, язык, культура и быт. Я хочу освятить вопрос об одной из сторон материальной культуры, а именно, о национальной одежде хакасов.

Цель: Изучить материалы по национальной одежде хакасов;

Задачи:

  1. Проанализировать национальную одежду хакасов;
  2. Рассмотреть разделение национальной одежды хакасов на мужскую и женскую;
  3. Применение национальной одежды хакасов в современном стиле;

Презентация

Одежда отражает историко-культурное наследие народов и в известной мере формирует духовный мир подрастающего поколения. Данная тема актуальна, так как мы живем на хакасской земле, с хакасским народом и знать национальную одежду коренного населения интересно и необходимо.

Освоение знаний о национальной одежде своего народа необходимо молодежи, дабы возродить утраченное и продолжить преемственность одежды между поколениями.

Историческая справка

Первые отрывочные сведения о хакасской одежде встречаются в русских документах с XVII века. Впервые научное описание хакасской одежды было сделано в книге А. Кузнецовой и П. Кулакова “Минусинские и ачинские инородцы”, после проведенной экспедиции в 1896-1897гг.

В советское время специальное исследование по хакасской выполнено этнографом Ю.А. Шибаевой. В своей книге она дает наиболее полное представление о хакасской одежде.

Одежда хакасов также хорошо освящается в книгах Л.П.Потапова, К.М. Патачакова, В.Я. Бутанаева. Работы этих авторов дают возможность полного представления о хакасских платьях: особенности покроя, сочетания цветов и орнаментации платья.

Работаем по плану.

1. Одежда Хакасов:

а) материал для одежды
б) верхняя одежда
в) нательное бельё
г) обувь
д) головные уборы

2. Украшения

3. Вышивка

4. Орнамент

Материал для одежды

Хакасы выделывали различные сорта кожи, меха, валяли войлок, ссучивали нитки, изготавливали нитки из сухожилий.

Из полученных материалов шили одежду для повседневной носки.

Праздничная одежда шилась из дорогих шелковых тканей, которые завозились из Китая, Средней Азии и России.

Особо дорогой считалась отделка из меховых лапок диких животных – белки, лисы, выдры и др. Это связано с верой в то, что душа животных находится именно в лапках.

Чем больше лапок, тем более ловким и хитрым считался охотник их добывший. А человек носивший одежду с такой отделкой считался хозяином душ всех этих животных.

Ткань с крупным рисунком шла на изготовление мужской одежды, а с мелким для женской. Предпочитаемыми цветами были красный, синий, зелёный, коричневый, бордовый, черный.

Верхняя одежда была мужской и женской.

Мужская одежда

Зимней верхней одеждой была меховая шуба, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири. Мужская шуба из овчины была длинной, с широким подолом. Кроилась шуба в талию с узкими клиньями на спине. Воротник делали круглым отложным, из меха, обычно из овчины. Шуба запахивалась слева направо и подпоясывалась. Хакасы носили также и короткую шубу. Зимние штаны шили из овчины, шерстью во внутрь. Кожаные сапоги с каблуками надевали по праздникам зимы. Зажиточные хакасы покупали сапоги и валенки. Зимним головным уборам служили круглые меховые шапки. Богатые люди имели шапки из меха соболя, лисы, выдры.

Зимние рукавицы шили из овчины с разной отделкой. Праздничные рукавицы вышивались цветными узорами.

Женская одежда

Женская одежда имела некоторые особенности. Шубу шили из выделанной овчины, мерлушки или из другого меха; отделывали ее мехом соболя, белки и тканью. Шубу украшали кистями, узорами, расшивали шелковыми нитками.

Такая вышитая одежда считалась праздничной, она называлась СИКПЕН, её носили в основном зажиточные женщины.

Здесь представлена женская обрядовая, которую одевали на свадьбе. Левая пола запахивалась направо. Воротник стоячий или отложной делали из меха. Поверх свадебной шубы надевали короткую безрукавку на подкладке, расшитую шелковыми нитками. Необычной была особая женская шапка (из меха лисицы с высоким околышем похожим на кокошник). Украшением женского свадебного наряда был нагрудник, его носили на груди поверх шубы. Его делали из куска дублёной кожи полуовальной формы и украшали симметрично пришитыми перламутровыми пуговицами, бисером. Обычным головным убором у женщин были круглая шапка и платок. В моде был платок с цветным узором. Носили его, узлом на затылке. Женскую кожаную обувь шили с каблуком или без каблука. Зимние меховые сапоги шили шерстью во внутрь.

Своеобразной была женская прическа. Замужние женщины носили две косы, а девушки косички.

Нательная одежда

Особая нательная одежда почти у всех народов Сибири стала появляться только в XVII-XVIII вв.

Мужская рубаха (коченек) свободного покроя, опоясывалась поясом. Изготавливалась рубаха из пестрого ситца. Особенностями мужской рубахи являются четырехугольные наплечники, воротник отложной. Рукава делались с узкими обшлагами в виде конского копыта, которое как и наплечники шились из ткани другого цвета. Штаны шились из толстой ткани. Праздничные штаны украшались бархатным узором, вышивались шелковыми нитками и полосками цветной материи.

Женское платье покроем не отличалось от мужской рубашки, но отличается отделкой. Для наплечников, обшлагов и воротника использовали порчу или шелк. Платье застегивалось, как и рубаха на большую пуговицу. Подпоясывать платье поясом могли только вдовы. Штаны женщины шили из сатина. Пояс стягивался шнурком или застегивался на пуговицу. Женщины носили чулки из овечьей шерсти постоянно, зимой и летом.

Детская одежда не отличалась от взрослой одежды. Она изготавливалась по тем же фасонам. Штанишки одевали детям, когда они начинали ползать.

Украшения

Основным материалом для изготовления украшений являлось серебро, что характеризует хакасскую культуру, как “серебряную”.

Хакасские женщины носили серьги, кольца, браслеты.

На концы косичек крепились подвески. Изготавливали их из кораллов, серебра и шелковых кисточек. Замужние женщины заплетали волосы в две косы (тулун), носили их на груди. Девушки заплетали волосы в мелкие косички (сюрмес). Замужние женщины украшали себя и коралловыми сережками. Кораллы привозили из Средней Азии. Одна большая бусина коралла стоила вола или лошади. Вдовы не имели право носить серьги.

Пальцы рук украшались серебряными кольцами (пурда) и перстнями (чустук). Мужчины носили перстень на указательном пальце правой руки, а женщины на безымянном и среднем. Без украшений на руке нельзя было доить корову.

Пого – нагрудное украшение, которое являлось частью свадебного наряда. Это украшение готовилось матерью для своей дочери. Пого являлось дорогим украшением. В настоящее время женщины надевают это украшение на любой праздник.

Вышивка

Распространенным украшением на одежде являются узоры. Хакасы издавна занимались вышивкой. Она была любимым занятием многих женщин и даже мужчин.

Хакасский орнамент делится на растительный и геометрический. Для мужской одежды характерен геометрический узор, а для женской растительный. Вышивались узоры тамбурным швом или гладью. Вышивка украшала одежду и многие предметы домашнего обихода. Ни один узор не повторялся в точности в другом изделии и каждая вещь имела свой неповторимый облик. Однако, как и все предметы быта, вышитые изделия быстро старели, изнашивались и исчезали. Для вышивки нужны были трафареты-выкройки узоров, которые не каждый мог вырезать. Поэтому хакасы зачастую выпарывали вышитые элементы одежды и вшивали узор в новую вещь. Арсеналом основных элементов орнамента являются стандартные узоры и только в руках талантливых мастериц они выступают в бесконечных вольных вариациях.

Большое значение в хакасском орнаменте имел цвет. Хакасы знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику человека. Каждый узор в орнаменте: его линии, точки, образные формы, завитки имеют свое слово, свое звучание. Они использовали нитки ярких и тяжелых цветов (тяжелые цвета - неудача болезнь). С красным цветом связывается представление о тепле, радости и счастье. Это цвет огня, которому поклоняются хакасы. Орнамент вышивается на черном фоне - это означает землю, а на ней богатство растительного мира.

Национальный костюм хакасов представляет собой единый комплекс. Хакасы берегли и чтили свою одежду. Нельзя было продавать свою одежду - уйдет счастье; запрещалось ходить в порванной и прожженной одежде – это к смерти. Белье не стирали – счастье смоешь.

В течение XIX века хакасы много одежды позаимствовали у русских. Это и картуз, шляпы, платки, обувь (сапоги, валенки) и т.д.

В настоящее время с образованием Республики Хакасия национальные традиции, обычаи, одежда возрождаются. На многих праздниках, таких как “Тун пайрам”, “Чыл пазы”, на свадьбах, на родовых праздниках, в театре, дома можно видеть женщин в национальных платьях.

Немало у нас женщин, которые шьют хакасские платья, украшают их орнаментами. Можно назвать имена таких мастериц, как Чаптыкова Елизавета Мансаровна, Тодышева Валентина Ивановна, Конгарова Елизавета Ивановна. Работы этих народных умельцев экспонировались на выставках не только у нас в республике, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Свое мастерство они стараются передать молодому поколению.