Приближается Рождество. Урок немецкого языка на тему "Рождественские традиции" в 6-м классе (второй иностранный язык, второй год обучения)

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка к уроку.

Данный урок входит в тему “Немецкие школы – какие они?” и является одним из завершающих в цепи уроков подтемы “Рождественские традиции”. Знакомство с традициями стран изучаемого языка является формированием социокультурной компетенции учащихся. Этот материал интересен школьникам, мотивирует их учебную познавательную активность в русле предмета.

Тип урока – комбинированный с элементами мультимедийной презентации. Поскольку компьютер среди учащихся данного возраста “вне конкуренции”, результативным явилось применение современных информационных технологий, проектной методики.

Мультимедийные презентации проектов: “Рождество в Великобритании”, “Рождество в Германии”, “Знаете ли вы традиции стран изучаемого языка?”, публикация “Рождественский словарь” - явились результатом самостоятельной работы ребят над усвоением культурологических знаний, лексики по теме.

Чрезвычайно важным в своей работе я считаю создание таких условий, которые позволили бы ученикам учиться с удовольствием, находить творческие решения поставленных задач и видеть результаты своего труда. В этом залог успешной учебной деятельности.

Технологическая карта урока.

Тема урока: „ES WEIHNACHTET“.

Система целей к уроку:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие речевой компетенции, формирование языковой и социокультурной компетенции учащихся.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: обеспечить усвоение лексических единиц и культурологических знаний по теме “Рождество”, провести практику речевой деятельности в беседе о погоде зимой, о немецких школах, чтении и интерпретации текста письма, монологической речи в ходе презентации творческих проектов.

Воспитательный аспект: способствовать воспитанию интереса к немецкому языку как второму иностранному языку, расширять культурологические знания учащихся, формировать у учащихся потребность и способность к речевому взаимодействию и сотрудничеству.

Развивающий аспект: развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствовать расширению лингвистического опыта школьников с опорой на родной и первый иностранный язык.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: рецептивно-репродуктивные, иллюстрационные, обучение в сотрудничестве, проектные и информационные методы обучения.

Формы реализации методов: разноуровневые задания, самостоятельная работа учащихся.

Средства обучения: наглядный, дидактический, раздаточный материал.

Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Структура урока и дидактические задачи этапов урока.

Этапы урока Дидактические задачи, виды деятельности
I. Начало урока.

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3. Подготовка к основному этапу урока: введение в тему.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Обучение произносительной стороне речи.

Обеспечение мотивации учебно-познавательно деятельности учащихся.

II Основная часть урока.

1. Активизация лексики по теме.

2. Обучение чтению текста с полным пониманием содержания. Организация речевой деятельности учащихся.

3. Презентация проектов:

  1. Рождество в Великобритании.
  2. Рождество в Германии.
  3. Знаете ли вы рождественские традиции?
  4. Рождественский словарь.

4. Самостоятельная работа учащихся по усвоению:

a) культурологических знаний

б) лексики.

Развитие языковой догадки с опорой на словосложение.

Обучение чтению письма, интерпретации его содержания, поиску основной информации на заданные вопросы.

Речевая практика по запросу информации по теме „Deutsche Schulen“

Организация речевой практики учащихся в форме монологической речи

Учащиеся демонстрируют мультимедийные презентации.

III. Заключительный этап урока.

1. Подведение итогов урока.

2. Окончание урока.

а) Эксперты (группа учащихся) работают над индивидуальным заданием по нахождению сходств и различий в традициях.

б) Остальные учащиеся работают с лексической карточкой

Оценка успешности достижения цели.

Организация окончания урока.

План-конспект урока.

Thema: ES WEIHNACHTET SCHON.

I. Начало урока.

1. Организационный момент:

Lehrer: Guten Tag, meine lieben Freunde! Wie geht‘s? Schones Wetter, nicht wahr?

Schuler 1: Ja, das Wetter ist heute schon. Es ist nicht kalt und es schneit.

Lehrer: Der Winter ist meine Lieblingsjahreszeit. Hast du den Winter gern? Und du?

Schuler 1: Ja, ich habe den Winter gern.

Lehrer: Welche Farbe ist der Winter bei uns?

Schuler 1: Der Winter ist weiss, denn der Schnee liegt uberall.

Schuler 2: Es schneit oft. Der Schnee liegt auf der Erde, auf den Dachern der Hauser, auf den Banken und auf den Baumen im Park.

Lehrer: Seht! Das ist ein Tannenzweig. Er ist schon grun und duftet nach Weihnachten.

Es weihnachtet schon.

2. Введение в тему, задачи урока:

Lehrer: Ich habe ein Packchen aus Deutschland. Was ist in diesem Packchen drin?

Seht! Hier sind 2 Fotos. Wie meint ihr? Was ist das hier auf den Fotos? (показывает фотографию школы)

Schuler: Ist das ein Museum? Ist das ein Haus?

Lehrer: Das ist wahrscheinlich eine Schule. <Рисунок 1>

Lehrer: Und das hier ist eine typische deutsche Stadt im Dezember, vor Weihnachten. (показывает фотографию немецкого города) <Рисунок 2>

Lehrer: Es weihnachtet schon in Deutschland. Welche Farbe ist der Winter in Deutschland? Wann beginnen die Weihnachtsvorbereitungen in Deutschland?

Schuler 1: Der Winter ist in Deutschland grau, grun, braun.

Schuler 2: Es gibt keinen Schnee im Winter, denn das Klima ist mild.

II. Основная часть урока.

1. Активизация лексического материала:

a) Lehrer: Seht die Tafel an! Ihr seht hier ein Assoziagramm. Wir suchen zusammengesetzte Substantive mit dem Bestimmungswort Weihnachts- (-mann, -geschenk, -baum, -ferien, -kuchen, -gans, -kalender, -karte)

b) Lehrer: Sprecht mir nach! Beachtet die Aussprache und die Betonnung!

Ученики фонетически отрабатывают сложные существительные.

2. Обучение чтению текста с полным пониманием содержания.

a) Lehrer: Wir haben hier im Packchen einen Brief.

Aber was ist los? Ich kann den Brief nicht lesen! Wer kann das tun?

Приложение 1.

Учащиеся работают в группах, читают разрезанный текст письма в логической последовательности.

b. Lehrer: Also, was erfahren wir aus dem Brief? Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Wer schreibt den Brief?

- Wo wohnt Peter?

- Wie ist das Wetter in Regensburg?

- Ist das Wetter bei uns ahnlich oder anders?

- Warum ist der Dezember fur Peter eine schone Zeit?

- Was machen die Deutschen im Dezember?

c) Lehrer: OK! Aber was lesen wir uber die Schule? Nichts! Habt ihr Fragen an Peter? Учащиеся строят вопросительные предложения по теме “Школа”.

Schuler 1: Wo liegt die Schule?

Schuler 2: Wessen Namen tragt die Schule?

Schuler 2: Fahrst du in die Schule mit dem Fahrrad, oder gehst du zu Fu??

Schuler 3: Gibt es neben der Schule ein Raderstand? u.a.

3. Мультимедийная презентация проектов.

a) Lehrer: Wir wissen schon vieles uber Deutschland und uber die Weihnachtstraditionen.

Wir vergleichen heute die deutschen und die englischen Traditionen. Das 1. Projekt heisst „Weihnachten in Deutschland“.

Приложение 2.

b) Lehrer: Das 2. Projekt heisst „Christmas in Grossbritanien“. Es ist interessant die christlichen Traditionen in Deutschland und in Grossbritanien zu vergleichen.

Приложение 3.

c) Lehrer: Das 3. Projekt erhalt Weihnachtsfragen. Beantwortet diese Fragen!

Приложение 4.

Учащиеся представляют мультимедийные презентации проектов.

4. Самостоятельная работа учащихся по усвоению культурологических знаний и лексики по теме „Weihnachten“.

a) Lehrer: Unsere Experte vergleichen die Traditionen in Deutschland und England.

Bitte sagt: Was ist in diesen Landern ahnlich und was ist anders? Wer macht das: Deutsche oder Englander? Erganzt die Satze!

Приложение 5.

Первая группа учащихся работает над учебной карточкой 1, ребята заполняют пропуски в предложениях.

b) Lehrer: Und die anderen arbeiten an der Worterkarte. Kennt ihr diese Worter?

Приложение 6. (2 группа учеников работает над учебной карточкой 2)

Lehrer: Wechselt sie fur die Kontrolle um!

(учащиеся обмениваются карточками для взаимоконтроля)

c) Lehrer: Also, wir konnen die Weihnachtstraditionen vergleichen. Was sagt ihr dazu? Sind sie verschieden? Ahnlich?

Ребята делают вывод о схожести традиций стран изучаемого языка.

Lehrer: Also, Deutsche und Englander sind meistens Katholiken. Deutsch und Englisch sind Sprachen einer Sprachgruppe. Beide sind germanische Sprachen. Die Sprachen sind ahnlich und die christlichen Traditionen sind auch ahnlich.

III. Заключительная часть урока.

1. Подведение итогов урока.

Lehrer: Аlso, wie findet ihr unsere Stunde? Ihr arbeitet gut. Aber wir haben noch ein Projekt. Unsere Jungen arbeiteten im Programm Microsoft Office Publisher. Sie sammeln die Worter und haben eine Publikation. Das ist deutsch-englisches Weihnachtswortschatz. Das ist ein Geschenk fur alle. Und das ist eine Einladungskarte zu unserem Fest, das am 25. Dezember um 15.00 stattfindet.

Приложение 7.

2. Домашнее задание

Lehrer: Schreibt den Brief an Peter!