Интерактивная доска на моих уроках физики

Разделы: Физика


Значение ИКТ в современной школе.

Интерактивные доски в нашей школе появились чуть больше года тому назад. Мне повезло, что такую доску установили и в моём кабинете физики. Но как ей пользоваться я толком не знала, как и многие учителя нашей школы. У меня были некоторые навыки работы на компьютере, огромное желание научиться работать на этой доске и мои ученики, которые для меня были моими незаменимыми помощниками в процессе овладения доской. На сегодняшний день интерактивная доска является палочкой-выручалочкой для хорошей организации моих уроков. Я точно знаю, что я узнала не все возможности доски, стараюсь постоянно пополнять свои знания и использую все познанные мной её возможности на своих уроках. Многие учителя считают, что пока ещё в школах можно обойтись и без интерактивных досок. Конечно можно! Но, всё, же пусть они будут! Выскажу свои доводы в пользу этого.

На одной из встреч руководства нашего района с учителями, глава администрации Сергей Викторович Балыкин сказал, что человек, не владеющий компьютерными технологиями, скоро будет просто не востребован в современном, постоянно развивающемся обществе, Например, район закупает новые, мощные, высокотехнологичные и комфортные комбайны для сельского хозяйства, но комбайнёры с неохотой берутся на них работать, потому, что не умеют и бояться пользоваться бортовым компьютером. Современная школа призвана сделать так, чтоб ученик мог легко и свободно работать на компьютере, а для этого мало уроков информатики. Необходимо, чтоб на всех уроках, по мере необходимости, использовались компьютерные технологии. Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь - обучении. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют современные образовательные технологии. В “Концепции модернизации образования до 2010 года” сказано: “Для достижения нового качества образования будет осуществляться: информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования”. Во все сферы производства внедрены информационно-коммуникационные технологии, не допустимо не использовать их в школьном образовательном процессе.

К тому же, работа с интерактивной доской экономит время на уроке, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существенно, что при работе с интерактивной доской учитель стоит лицом к классу и может наблюдать за его работой. Это создаёт ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске. Она заменяет многие функции классной доски с мелом и тряпкой. При изложении нового материала компьютер позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами, видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию, того, что не удаётся показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается в статистических рисунках.

Учитель может перед уроком создать компьютерную модель урока, используя все доступные средства: книги, учебные и дидактические пособия, мультимедийные средства. Интерактивная доска поможет оживить эту модель, сделать рабочей в интерактивном режиме, поможет вернуться к любому этапу урока, сохранить для дальнейшего использования любую страницу, смоделированного или проработанного этапа урока, что даст возможность вернуться к ней в любой момент.

А ещё, что тоже очень важно, ученикам нравится урок, на котором используется интерактивная доска. Этот факт подтверждает анкетирование, проведённое с моими учениками. Они отмечают, что такие уроки более современны, интересны, понятны, более легко воспринимаются. С помощью интерактивной доски ученики могут представлять свои творческие работы всему классу.

А теперь расскажу, как я использую интерактивную доску на своих уроках физики.

Задачи, которые я поставила перед собой.

Как только появилась интерактивная доска в моём кабинете, передо мной встала задача научиться использовать её в учебном процессе. Поставленную задачу я решала одновременно сразу в нескольких направлениях. Во-первых, я старалась изучить возможности самой доски и тот материал, который в ней был заложен. Во-вторых, старалась найти в продаже готовые мультимедийные программы, которые можно было бы использовать на своих уроках, понять, как это лучше сделать. В-третьих, старалась создать свои компьютерные модели уроков, которые я могла бы применять на уроке. При решении всех поставленных задач, мне помогали мои ученики. Именно они, не боясь, методом “тыка”, помогали мне исследовать доску, сообщали, что есть интересного об интерактивных досках в интернете, какие программы они где- то увидели, сами при подготовке к урокам выполняли творческие работы, которые легли в основу нашего “банка” творческих работ учеников. Таким образом, появилось четвёртое направление – накопление “Банка творческих работ учеников” по различным темам курса физики.

Познанные мной возможности интерактивной доски.

Возможности интерактивной доски я познавала, можно сказать, интуитивно, но так как она устроена достаточно понятно, что является её достоинством, многое я поняла самостоятельно. Так же моими помошниками были мои ученики и колеги по работе. Позднее я прочитала пособие “Методика преподавания предметов гуманитарного и физико-математического профилей с использованием мультимедийного комплекса”, в котором рассказано о возможностях иртерактивной доски Hitachi Starboard. Всего я, наверное, так и не научилась но многое с удовольствием использую на уроках. Мне нравится удобная, легко настраиваемая и перемещаемая панель инструментов. Простая система меню и то, что все функции доступные не более, чем за три клика.Есть несколько режимов электронного пера, широкая палитра цветов и стилей. Мне очень нравится уникальная особенность – функциональные кнопки в левой части доски, которые дублируют часто используемые функции экранной панели инструментов. В режиме работы с проектором они позволяют убрать меню с экрана и управлять доской не попадая в луч проектора, не закрывая тенью изображение на доске.

В доске есть встроенная коллекция шаблонов по разным предметам, в том числе и по физике. Шаблонами можно пользоваться, выводя их прямо на рабочую страницу, предварительно составляя постраничную модель урока. Это очень удобно! Но, к сожалению, колеккция шаблонов по физике не велика, а вот как пополнять её я не знаю. Не нравится и то, что подписи к шаблонам все на английском языке, и если по надписи я не догадалась о её смысле, то приходится просматривать каждую картинку, что отнимает время, а из-за этого исчезает смысл, который заключается в простоте и удобстве.

Мне очень нравится возможность работы в интерактивном режиме с программами и документами Word, Excel, Powerpoint непосредственно на доске, интеграция их в презентацию, интерактивная работа в них на уроке и сохранение всех новых внесённых данных в документ доски. Подчеркну, что это один из любимых мною видов работы на доске.

Так как на уроках я очень часто использую видеофрагменты из компьютерных файлов, то мне нравится возможность управления прямо с доски воспроизведением любого видео.

Использую я доску и просто как экран для работы с мультимедиа проектором. Такой вид работы я использую для работы с дисками, причём если диск содержит интерактивные тренажёры, то можно работать в них, используя электромагнитный маркер. Дети очень любят этот вид работы. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это несомненно оживляет урок, вызывает неподдельный интерес. Оценка выставленная компьютером, мгновено проверяющим выполненное задание на виду всего класса, заставляет ученика относиться к заданию очень серьёзно и ответственно. Работу с доской, как с экраном, я использую и тогда, когда необходимо просто просмотреть видеоэксперимент, невключённый в презентацию, а прямо с файла или диска. Так же эту функцию я использую для просмотра работ учеников, их выступлений, с использованием презентаций не требующих дополнительной работы в них в интерактивном режиме.

Использаую я доску и для демонстрации текстов контрольной работы, тестов, трудных моментов лабораторной работы. Очень необходима компьютерная модель урока, если работа на уроке проводится по технологии “Критическое мышление”, которую я часто применяю в своей работе.

Работа на интерактивной доске нужна, по-моему, не на каждом уроке, но, всё же, на большинстве из них.

Анализ имеющихся у меня мультимедийных программ по физике.

Первый диск, который я купила для использования в своей работе, был диск “Открытая физика. Версия 2.5, часть2” Этот диск мне понравился. Конечно, он больше необходим ученику при подготовке к уроку или к экзамену по физике, но и учитель может использовать диск для своей работы. Большое количество тестов, умные, понятные, яркие схемы и рисунки, которые можно копировать и сохранять для дальнейшего использования, интерактивные модели для объяснения новой темы или проведения интерактивной лабораторной работы - всё это можно с умом применять для подготовки к урокам учителем, а так же использовать для демонстраций на самом уроке. Интерактивный курс физики, представленный на этом диске снабжён пркрасным, очень полным справочным материалом. Вызывает восхищение авторский коллектив данного курса. Это профессор МФТИ, доктор физико-математических наук Станислав Миронович Козел, профессор, зав, лабораторией В.А.Орлов, к. пед. наук зав. Лабораторией В.И.Зинковский, руководитель проекта Олег Касьянов и другие. Данный диск остаётся постоянно востребованным в моей работе.

Очень понравились диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия “Уроки физики Кирилла и Мефодия”. Эти диски есть в нашей школы для всех классов курса физики. Они представляют из себя мультимедийные уроки с медиаиллюстрациями, видеофрагментами и интерактивными тренажёрами, статьями с биографиями

Ннравятся использовать на уроках диски серии “Электронные уроки и тесты. Физика в школе” Они имеют наглядную форму прдставления материала, видеофрагменты и анимация с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, качественные фотографии и илюстрации, графики и дианраммы, большой набор тестов по каждой теме, закрепление положений, изучаемой темы с помощью звукозаписи и воспроизведения. Недостатком данного комплекта дисков, я считаю, выбранный тёмный фон, который не очень подходит для работы на доске или большом экране, в аудитории без затемнения.

Нравится диск “Физика. Библиотека наглядных пособий”, выполненный на платформе “1С: Образование 3.0” под редакцией Н.К.Ханнанова. он содержит прекрасные видеофрагменты и анимационные фильмы с подробным объяснением учёных физиков и энциклопедические статьи. Так же в программе диска имеются тесты и проверочные задания. Данные диски я с удовольствием использую на многих моих уроках.

В своей работе при подготовке учеников к ЕГЭ я использую диск фирмы “1С” с электронными тестами для подготовки к ЕГЭ. Мне нравится программа данного диска тем, что после выполнения того или иного варианта экзаменующемуся выставляется оценка, а так же показываются ошибки, сделанные им.

Мои творческие планы-модели уроков.

Очень часто, при подготовке к урокам. я на домашнем компьютере делаю презентациии. Эти презентации я называю “модели урока”, так как они являются по сути рассширенным планом урока с набором необходимых рисунков, схем, формул, выводов, определений – всего, что я сочла необходимым включить в эту презентацию, для того того, чтобы урок был насыщенным, интересным, мобильным.

Мои презентации бывают разными. Это зависит от того, как я хочу построить свой урок. Если это урок изучения новой темы с помощью технологии “Критическое мышление”, то моя презентация представляет пошаговый план урока, ориентирующий учеников в том, что на данном этапе они должны делать. Это может быть схема для кластера, вопросы для составления плана ответа, таблица, которую необходимо заполнить, вопросы для самопроверки или взаимопроверки, пример синквейна и другое. Если мой урок - лекция, то каждый этоп лекции я стараюсь проиллюстрировать рисунками, подтвердить графиками, схемами, стараюсь выписать на слад презентации важные определения, формулировки, факты, имена учёных, новые термины и т.д.. Такая лекция воспринимается лучше, вызывает интерес у детей, запоминается, так как задействуются все виды памяти. Если мой урок состоит из этапов повторения, объяснения новой темы и закрепления, то презентационная модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах урока работать быстро, интересно, помогает менять виды деятельности, оживляет урок. В презентацию можно включить и видеоролики, взятые из дисков или приготовленные самим учителем или учениками.

Подготовленую дома презентацию можно “оживить” с помощью интерактивной доски. Для этого нужно открыть через функцию Документы, различные типы документов, и выбрать в отображённом диалоговом окне Power Point показ презентаций, и подготовленная презентация появится на необходимой странице в документе интерактивной доски. Такую презентацию можно не только смотреть, в ней можно работать электромагнитным маркером (стилусом), делая дополнительные записи, пометки, выделять разными цветами необходимые формулы, табличные значения, решать задачи. Регулируя порядок поэтапного появления дополнений в презентации с помощью функции “захват”, можно “прокрутив” урок на доске назад, повторить всё поэтапно в необходимом вам порядке.

Мне очень нравится такой вид работы.

“Банк” детских творческих работ.

Мои ученики с удовольствием готовят к урокам физики творческие работы в виде презентаций, видеороликов, анимационных схем. Многие работы получаются очень интересными, красивыми, нужными для показа на других уроках и во внеурочной деятельности. Такие работы мы с ребятами отбираем и сохраняем в “Банк творческих работ учеников”, в виде электронных учебников по различным темам урока. На сегодняшний день мы собрали неплохие электронные учебники на тему “Тепловые двигатели”, “Примеры теплопередачи в природе и технике”, “Агрегатные состояния вещества”. Пополняются и другие учебники. Детям нравится выполнять творческие работы, они с удовольствием делятся полученными знаниями, интересно оформляя своё выступление.

О трудностях.

Хорошо, что в школах появляется всё больше и больше современных технических новинок, это правильно! Школа не должна отставать от жизни, а по большому счёту должна опережать немного время, ведь мы готовим молодёжь, которая будет строить наше будущее. Но проблема в том, что учителям, даже тем, которые очень хотят овладеть компьютерными новинками, очень трудно, так как рядом нет специалиста, который мог бы оказать помощь в овладении этой техникой, помощь в техническом обслуживании, и помог бы освоить необходимые в работе программы. Учителя учатся всегда с удовольствием, желание овладеть техникой огромное, и, надо сказать, выездные семинары иногда для учителей проводят, но этого очень мало. Нужна компетентная поддержка и помощь на месте, рядом. Жаль, что такого специалиста в школе нет!

Итак, компьютерные технологии и современная техника, несомненно, нужны в школе! Так пожелаем удачи учителям, работающим творчески и испытывающим радость от своей работы.

Презентация