Активизация речемыслительной деятельности учащихся

Разделы: Иностранные языки


«Преподавание есть искусство, а не ремесло» – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания» И. Я. Зязюн.
Когда дети уходят с урока с ощущением прогресса в своих знаниях, с желанием придти на урок снова, то всегда испытываешь чувство удовлетворения и желание сделать урок интересным и увлекательным, чтобы услышать: «Как быстро прошел урок! Как было интересно!

Имеются некоторые требования к речевым ситуациям:

  • адекватность реальной ситуации общения;
  • ясность;
  • формирование положительных качеств;
  • воспитание уважения к товарищу, собеседнику.

Ученикам выдаются по карточке. P1 – турист, который хочет зарезервировать номер в отеле, P2 – служащий отеля.

You decided to phone up Melbourne Hotel and book a room. You want to stay for 5 days and nights. You would like a double room with a bath, overlooking the sea. You’ll arrive in a week.

P1 P2
Good morning! My name is D. I?d like to book a room at your hotel for five days and nights. Good morning! Melbourne Hotel. Would you like to book a single room or a double one?
I?d like a double room with a bath. Sorry. We have a single room with a bath.
Is there a room on the first floor? Yes, there is. It is overlooking the sea.
Great! Are there any accommodations: a swimming pool, a restaurant, a snack bar, barber's (hairdresser's), a laundry? There is a private car park, lift to all floors.
There is a snack bar on the fifth floor and a restaurant on the ground floor.
How far is the hotel from the station? It takes you to get to a hotel for 20 minutes by bus.

На обратной стороне  карточки P2 имеются образцы ответных реплик.

При обучении монологической речи я использую упражнения, основанные на речемыслительных задачах разного уровня и разной обучающей направленности. Создаются определенные условия, при которых у детей возникает потребность в познании.
Тема «Земля – наш дом». Был снят и показан 4-минутный фильм  о красоте Забайкалья. Цель фильма – сформировать у учащихся « содержательный базис», на основе которого происходит усвоение языкового материала. Эпиграфом урока являются слова Ж.Ж. Руссо «Nature is unchangeable beauty». В конце урока учащимся нужно сделать вывод, согласны они с этим изречением или нет.
Для создания проблемных ситуаций использую коммуникативные задания.

Урок-повторение «Земля – наш дом»

Проблемные ситуации

Способ формулирования ком. заданий. Речевые стимулы

Ожидаемый результат.

Определение своего отношения (мнения) и его аргументация 1. To keep our planet tidy we must clean our streets and pavements.
Do you agree or not?
Подтверждение + обоснование.
2. It is a wise rule to keep dogs under control.
Why do you think so?
Информирование + обоснование
3.I think it is a very wise rule to grow flowers and trees. And you? Информирование + самооценка

Следовательно, проблемные ситуации активизируют речемыслительную деятельность учащихся, имеют воспитывающее и развивающее воздействие на учащихся. Их использование позволяет сделать урок увлекательным, неформальным, приучающим к самостоятельному мышлению.

Чтобы активизировать нужные лексические единицы, закрепить в памяти учащихся зрительно-двигательный образ и проконтролировать содержание текста (поисковое чтение), учащимся предлагаются следующие упражнения:

  • Выпишите из текста слова, выражающие душевное состояние (страх, горе и т. д.)
  • Определите, какую часть текста можно озаглавить следующим словом, словосочетанием….
  • Определите, кто из героев произносит такие слова…..
  • Найдите в тексте слова, повторяющиеся несколько раз. Почему они повторяются?
  • Напишите антонимы, синонимы к следующим словам…..
  • Вспомните пословицы, стихи, содержащие следующие слова…..

Для развития умений и навыков ознакомительного чтения учащимся предлагаются следующие задания:

  • Прочитайте текст как можно быстрее и угадайте значения следующих слов…….
  • Расставьте предложения в логическом порядке
  • Ответьте на вопросы (выбор правильного варианта ответа).

При работе над аудированием необходимо введение в аудируемую речевую посылку мыслительной задачи, которая имеет некоторые особенности:

  • мыслительные задачи не должны быть трудными;
  • они формулируются таким образом, чтобы при прослушивании учащиеся совершали речемыслительные операции;
  • для выполнения мыслительных задач используется графическое изображение;
  • контроль с помощью опор за выполнением учащимися речемыслительных операций.

Следовательно, обучение аудированию делится на три этапа.

А) до прослушивания. На этом этапе использую следующие приемы:

Даю информацию;
Ученики читают что-то похожее;
Ученики рассматривают картинки;
Обсуждают тему;
Задают и отвечают на вопросы;
Выполняют письменные упражнения.

Б) аудирование. Задания четкие и простые.

В) после аудирования. Задания, основанные на личном опыте.( приложение )

При обучении письменной речи и письму использую упражнения, данные в книге П.Девиса и М.Ринволуччи «Dictation – new methods,new possibilities».приведу несколько видов упражнений.

1. «Circle Dictation»

Ученики сидят кругом. Перед ними листки бумаги, карандаши и ластики.
А) учитель диктует фразу   или предложение, ученики записывают.
Б) ученик передает листочек, сидящему ученику справа.
В) ученик, получивший листочек со словом или предложением, которое записал товарищ, проверяет слово (предложение) и подчеркивает ошибки, которые видят в первом предложении (как они думают, но ошибки не исправляют, а только подчеркивают)
Г) учитель диктует второе слово или предложение.
Д) ученик этот листочек передает сидящему ученику справа.
Е) ученик, получивший листочек со словами или предложениями  которое записали товарищи, проверяет слова (предложения) и подчеркивает ошибки, которые видят в предложениях  (как они думают, но ошибки не исправляют, а только подчеркивают)
.ж)  записывают, передают, проверяют до тех пор, пока диктант не закончен.
Диктант окончен, ученики работают в группах, исправляют ошибки и проверяют диктант  по ключу.

2. «Word-Dictation Story»

а) выбрать известный рассказ или сказку, записать ключевые слова на доске. Ученик выходит к доске обводит кружочком два слова, составляет предложение с этими словами и диктует его товарищам, сам записывает его на доске. Итак, друг за другом, пока не запишут весь рассказ.
б) составить предложения в логическом порядке.
в) как называется этот рассказ или сказка?

Упражнения, которые используются для повышения грамотности и активизации усвоения лексики.

1. Вставьте пропущенные буквы вместо звука, данного в транскрипции.

ga[s]        we[l]                  pi[t]y          ve[r]y
ma[s]       we [l]come        pre[t]y         me[r]y

2. Вставьте пропущенную букву[i:]

    m- , f- , sk- , t- .

3. Найдите слово, в котором встречается звук [е]

meat, ready, tea, teacher.

4. Найди ошибку.

Ученикам дается небольшой текст, одно слово написано с ошибкой.

5. Выбери правильное слово.

   Ann loves to (receive, receive, receave ) (violets, vialets) for her birthday.

6. Потерянные буквы.

– – p – – – – (shopping)

7. «Яичница»

fael (leaf)

8. «Змейка»

Все эти упражнения помогают учащимся работать с увлечением и желанием, при этом играя, обучаясь и не утомляясь.

В заключение следует отметить, что практическое овладение иностранным языком невозможно без активной речевой и мыслительной деятельности каждого ученика на уроке. Речемыслительная деятельность развивает познавательную функцию учащегося: тренируется мнемотехника, развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза, формируются языковые обобщения, логика мышления. Обсуждение проблем, использование речевых ситуаций, фото-, теле- материалов развивает воображение учащихся и активизирует их речемыслительную деятельность.

Литература

1. В.Л. Скалкин «Коммуникативные упражнения на английском языке».
2. В.Л. Скалкин «К вопросу ситуативно-тематической организации материала устной речи как средство стимуляции изучения иностранного языка в школе» ИЯШ №6,1990.
3. В.Н Зайцев «Практическая дидактика» – М.2000.
4. First Certificate Organiser – Титул – 1999.
5. П.Девис, М.Ринволуччи «Dictation – new methods, new possibilities».

Приложение