Развитие исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся посредством создания межпредметных проектов на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их применять, напоминает фаршированную рыбу, не умеющую плавать.
А. Н. Минт.

Несколько лет я внедряю в практику своей работы новую педагогическую технологию – метод проектирования на уроках информатики с использованием межпредметных связей. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении информатике, параллельно обеспечивая интеграцию с другими предметами школьного курса.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Конечно, для ее решения требуются знание основного курса информационных технологий и разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

В практике своей работы при создании проектов я пытаюсь сотрудничать с учителями-предметниками. Разработка межпредметных проектов становится полезной не только для закрепления основных умений и навыков при работе с программными продуктами, но и очень эффективна для репродуктивного воспроизведения знаний по другим учебным дисциплинам, а также более эффективного их запоминания. Кроме этого, обучающиеся при выполнении межпредметных проектов учатся применять ранее изученные знания в совершенно новых условиях при выборе более наглядной формы представления информации, а также программного продукта для их отображения. При выполнении исследовательских межпредметных проектов обучающиеся овладевают навыками исследовательского труда: самостоятельно или под руководством учителя информатики и учителей-предметников пытаются сформулировать тему, проблему и задачи проекта, используют различные источники информации для сбора материала, проводят анализ собранной информации, презентацию готовых работ.

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

В практике своей работы я использую как индивидуальные, так и групповые проекты.

Преимущества индивидуальных проектов:

  1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  2. у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  3. обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  4. формирование у обучающегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  3. на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Межпредметные проекты могут выполнятся в урочное время, если тема исследования невелика. Например, мини-проект “Создание абстрактной композиции”, изобразительное искусство, 6-7 классы. Работа над таким проектом занимает один урок, ведется индивидуально.

Краткосрочные межпредметные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

В практике своей работы наиболее часто для этих целей мы сотрудничаем с учителями русского языка и литературы, химии и биологии.

Примеры:

  • проект "Приемы создания художественного образа человека", литература, 10 класс (Приложение 1);
  • проект “Происхождение человека”, биология, 11 класс (Приложение 2);
  • проект “Из истории газа”, химия, 11 класс;
  • проект “Симметрия вокруг нас”, геометрия, 11 класс;
  • проект “Берегите Землю”, экология, 6-9 классы;
  • проект “История развития вычислительной техники”, физика и информатика, 11 класс (Приложение 3).

Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Чаще всего работа над межпредметным таким проектом занимает много времени, поэтому основная масса работы здесь проводится во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Такие проекты требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Например, проект по теме “В мире звука” требует одновременного рассмотрения звука с точки зрения физики, биологии, акустики, психологии, архитектуры, информатики.

Проект по теме “Кто владеет информацией, владеет миром” подлежит рассмотрению с культурологической, философской, социологической, психологической точек зрения.

Проект “Носители информации (Приложение 4) затрагивает такие вопросы, как использование папирусов, пергамента, книгопечатание, изготовление фото и магнитных лент, гены как носители информации, компьютерные носители информации и другие. Поэтому при разработке этого проекта необходимо сотрудничество учителей физики, биологии, литературы, истории, психологии, информатики.

Выбор формы представления исследовательского или творческого продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Например, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.

Чаще всего учащиеся при защите проектов используют программу для создания презентаций Microsoft Power Point. Защита таких работ проходит во время мультимедийных конференций или представляются на суд научного общества учащихся.

Цели проведения конференции:

  1. раскрыть практическую направленность преподавания информатики учителям предметникам;
  2. развитие умения учащихся публично защищаться (презентовать свою работу).

В процессе создания и презентации проектов обучающимся предлагается оценить свою работу (тем самым развиваются навыки самооценки). Далее эта работа оценивается руководителем и учителями, присутствующими на презентации. (Приложение 5)

В следующей таблице приведены примеры межпредметных проектных работ по темам курса информатики и ЗУН, вырабатывающиеся в процессе работы. (Приложение 6)

Проведенная диагностика позволяет сделать следующие выводы.

Интерес учащихся к проекту зависит от степени самостоятельности: большинство школьников всех возрастов отвечают, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.

Наибольшее число учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта.

По итогам выполнения проектов более половины учащихся выше оценивают свои возможности и способности; остальные говорят о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дают такие ответы: самостоятельно ставить цель исследования, распределять правильно время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать все до конца, достигать поставленной цели, рассматривать тему с разных точек зрения.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний.

Список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

  1. энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  2. специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
  3. консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;
  4. руководитель;
  5. координатор группового процесса;
  6. эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности учащихся, которые присущи проблемному методу. Метод проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод проектов можно охарактеризовать как:

  • личностно-ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, …, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность;
  • инициативность, творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

То есть можно сделать вывод, что метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.