Урок – деловая игра "Рынок" при изучении темы "Табличные расчеты на компьютере. Принципы работы с ЭТ"

Разделы: Технология


Цели:

  1. Смоделировать реальную рыночную ситуацию с помощью проведения деловой игры “Рынок”;
  2. Продемонстрировать учащимся механизмы формирования цен на товары; воспитывать предпринимательские качества личности;
  3. Провести обработку результатов игры с помощью электронных таблиц; наработать навыки ввода и редактирования данных в табличном процессоре во время практической работы за компьютерами;
  4. Построить кривые спроса и предложения и определить среднюю рыночную цену.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Проверка домашнего задания – устный опрос по теории (5 мин).
  3. Проведение деловой игры “Рынок” (13 мин).
  4. Компьютерная обработка материалов + проверочная работа (на листочках) (15 мин).
  5. Итоги, задание на дом (5 мин).

Необходимые навыки: учащиеся должны уметь вводить редактировать данные разных типов электронных таблицах, пользоваться стандартными функциями, копировать данные и формулы.

Правила игры “Рынок” взяты из учебного комплекта методических материалов “Прикладная экономика” фирмы Junior Achievement (в оригинале игра называется “The JA Market Game”).

Необходимо на базе одного класса смоделировать рыночную ситуацию, где половина учащихся – продавцы, а другая часть – покупатели. Цель каждого игрока – соответственно покупать по минимальной цене и продавать по максимальной. Моделирование спроса и предложения обеспечивается с помощью двух наборов карточек продавцов и покупателей. Каждый игрок в процессе игры получает свою карточку, находит клиента, совершает сделку, сдаёт карточку и получает новую. В этих карточках указана рекомендуемая цена продажи (или покупки) одного и того же товара. Товар можно продать (или купить) и выше и ниже рекомендуемой цены. Затем рассчитывается прибыль или убытки как разница между рекомендуемой ценой на карточке и реальной ценой сделки.

Сколько карточек с той или иной ценой участвуют в игре – игрокам неизвестно. Цены покупки/продажи на карточках распределены от 14 до 25 рублей. На лицевой стороне карточки надпись:

Карточка покупателя и Карточка продавца.

Вам необходимо купить партию товара. Постарайтесь заплатить как можно меньше. Вы не должны платить продавцу больше 18 рублей за кг., т.к. иначе покупка вам принесёт убыток. Вы продаёте товар. Постарайтесь продать его как можно дороже. Вы не должны продавать дешевле 19 рублей за кг., т.к. иначе сделка вам принесёт убыток.

Распределение близко к нормальному и представлено в таблице. Карточки перемешаны, и таким образом достигается приближение к ситуации на рынке.

Таблица распределения количества карточек с различной ценой.

  Количество карточек с рекомендуемой ценой.
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Для продавцов 0 3 6 15 12 15 12 6 6 3 3 3
Для покупателей. 3 6 6 9 12 18 12 6 6 3 3 0

Число карточек для продавцов и покупателей одинаково – 84.

1. Проведение игры.

Администратор рынка: Преподаватель.

Покупатели и продавцы: Учащиеся.

  1. Разбить класс на две группы: продавцы и покупатели.
  2. Рассказать о правилах игры, пояснить цели и задачи.
  3. Раздать всем листы учета сделок и объяснить как их заполнять.

Лист учета сделок продавца: Фамилия Имя

Цена на карточке Цена сделки Прибыль/Убытки
       
    Итого:  

Лист учета сделок покупателя: Фамилия Имя

Цена на карточке Цена сделки Прибыль/Убытки
       
    Итого:  
  1. Объявить открытие рынка.
  2. Ученики должны подходить к администратору рынка, получать соответствующие карточки продавца и покупателя.
  3. Каждый учащийся, вступая в игру, выходит на рынок и объявляет цену, которая является наиболее выгодной для него, находит партнёра с приемлемой ценой. Происходит торг и совершается сделка по договорной цене. Естественно, что продавцы стараются продать товар как можно дороже, а покупатели купить как можно дешевле. Цены сделок могут быть только целыми числами.
  4. Оба участника сделки должны заполнить свои членские листы, затем подойти к администратору рынка, сдать отыгравшие карточки и получить новые (старые карточки не участвуют больше в игре). Отметить сделку в ведомости регистрации сделок (на стенде).
  5. Игра заканчивается, когда отыграют все карточки.
  6. Объявить: “Рынок закрыт”.
  7. Учитель должен заполнить ведомость учёта карточек, вышедших на рынок (в случае если не сыграли все карточки).

2.Обработка результатов игры. Практическая работа за компьютерами.

Результатом проведённой игры является:

  1. Листы учета сделок продавцов и покупателей.
  2. Ведомость учета сыгравших карточек.
  3. Ведомость регистрации сделок.

Каждый ученик за компьютером оформляет таблицу учета сделок. Для обработки результатов используется программа MS EXCEL.

Обработка результатов учениками заключается в создании на компьютере таблицы – точной копии листа учета сделок. Числовые результаты игры переносят в ЭТ вручную. Если компьютеров меньше чем учеников, то продавец и покупатель работают за одним компьютером и вместе создают два листа (две таблицы).

Значение столбца рассчитывают по формуле: = СЗ-ВЗ для продавцов и =ВЗ-С3 для покупателей. Эта формула легко копируется вниз, любым способом, обеспечиваемым ЭТ.

Лист учета сделок продавца Соколовой Е.В.

Цена на карточке Цена сделки Прибыль/Убытки
1

2 3

15

1824

18 24

16

3 6

-8

    Итого: 1

Отрицательный результат в столбце “прибыль/убытки” говорит об убытках.

В итоговой строке для столбца D подсчитывается итог всей рыночной сессии (=СУММ (диапазон)). Затем можно предложить дополнительно рассчитать следующие значения:

  1. Минимальную и максимальную цену товара на карточке.
  2. Минимальную и максимальную цену сделки.
  3. Среднюю цену сделок.

Пока ученики работают за компьютером, два человека строят график спроса и предложений на доске. Материалом для расчета служат заранее приготовленные ведомости потенциального количества предложений и спроса по соответствующим ценам (эти ведомости предлагает преподаватель).

Суть расчета спроса и предложения в следующем. Продавать товар по высокой цене (15 рублей) готовы все продавцы, так как это позволит получать максимальную прибыль. Цель всех продавцов продать товар дороже, чем это указано на карточке. Следовательно, предложение в точке самой большой цены создадут все продавцы, вышедшие на рынок. Предложение нарастает от продавцов с малой ценой к продавцам с большой. Спрос в противоположность предложению нарастает от большой цены к малой, так как купить товар ниже своей цены хотят все покупатели, для них это прибыльное дело.

Цена товара Количество потенциальных Продавцов. Количество потенциальных Покупателей. Количество реальных Сделок.
14 0 300 0
15 12 296 6
16 33 275 17
17 94 254 38
18 141 225 47
19 196 185 83
20 233 121 53
21 255 72 34
22 275 49 15
23 282 24 7
24 291 13 0
25 300 0 0

Эти кривые строятся на одной плоскости. Точка пересечения этих кривых в точке со средней ценой.

Дополнительные задания:

  1. Вычислите среднюю прибыль каждого продавца/покупателя. Средняя прибыль = прибыль/количество сделок.
  2. Построить гистограмму распределения прибыли на каждой сделке.

  1. Провести сортировку таблицы по столбцу “прибыль/убыток”.
  2. Построить график учета реальных сделок.

Количество реальных сделок

img2.gif (7689 bytes)

Итоги урока:

  1. Выявить ученика(ов) с максимальным количеством сделок.
  2. Выявить ученика(ов) с максимальной прибылью.
  3. Объявить оценки за работу на уроке (устный ответ + активность в игре “Рынок” + быстрота и четкость работы за компьютером).
  4. Наградить самого “удачливого предпринимателя”.
  5. Дать задание на дом:
  1. Повторить, как строятся диаграммы и графики в среде EXCEL.
  2. Составить таблицу спроса и предложений для продажи мороженного.

В приложении 1 представлены результаты урока.