Разработка урока обучения грамоте "Звук (й), буква й"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучающие: познакомить учащихся с буквой й, учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами, формировать понятия о признаках предметов об обозначении родовых окончаний имён прилагательных.
  2. Развивающие: развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, обогащать словарный запас учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать культуру внешности, дружеское отношение к товарищам.

Оборудование: учебник «Моя любимая азбука» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, рисунки, коронка, «Зайка», «звуковички».

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
-Сегодня в классе урок уж больно важный.

II. Повторим буквы, назовём звуки.

III. Чтение слов.

- Что общего в словах? (слышится 1-ый звук [й’], а за ним гласный)

- Обозначаются одной буквой я, ё, е, ю.

- На конце слов слышится 1 звук [й’ ]и пишется 1 буква й.

IV. Знакомство с буквой й.

Почтальон Печкин принёс букву й.

а) Игра «Моя Вообразилия».

- На что похожа буква й?
Букву й зовут «и-краткой»
Й как и_в твоей тетрадке.
Чтобы й_не путать с и
Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

V. Сравнение и - гласный.

Звуковичок с красными сапожками.

Звуковичок раскрашиваем в учебнике:

  • - согласный, звонкий (со звоночком на голове);
  • - мягкий (башмачки закрашиваем зелёным цветом).

VI. Чтение слогов, слов.

1-й столбик:

- Какие из этих слов являются словами?

2-й столбик:

- Какое слово лишнее? (мой - состоит из 1 слога), айва - фрукт.

3-й столбик:

- Чем различаются: в первом столбике произносится согласный звук [й’], во втором столбике - гласный звук [и].

Как важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова.

Вывод: Каковы особенности звука [й’]? (согласный, мягкий, звонкий)

Проверим: закрываем ушки руками, произносим звук [й’].

Позиция: буква й пишется в словах: в середине, в конце, редко в начале слова.

VII. Классификация.

Игра «Собери цветок».

- Рисунки на лепестках с буквой й: лейка, майка, скамейка, ёлка, юла, трамвай йод.

VIII. Физкультминутка.

Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайку кто-то испугал,
Зайка прыг и ускакал.

- Назовите слова, в которых вы услышали звук [й’].

IX. Работа по азбуке.

Чтение слов, отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Прочитайте слова, которые заканчиваются на звук [й’].

- В каких словах при чтении мы слышим после звука [й’], звук [а], а пишется я.

- В каких словах при чтении мы слышим после звука [й’], звук [э], оканчиваются
эти слова на букву е.

X. Развитие речи.

Игра «Узнай букву».

XI. Работа с текстом «Я, мой друг и слова».

Рассмотрите рисунок. (Мы видим друзей) Чтение заголовка.

Предположение о чём этот текст?

XII. Самостоятельное чтение текста.

XIII. Прочитайте те слова, которые бы вы хотели услышать о своей
внешности.

Учитель записывает слова:

Внешность: красивый, стройный, аккуратный.

Слова о характере: добрый, сладкий, резкий, мягкий, злой, весёлый.

XIV. Задания по вариантам.

  • 1в. Какой я?
  • 2в. Мой друг.

Устные рассказы детей.

XV. Работа с текстом А. Шибаева «Два хвостика».

  1. чтение названия текста, ключевых слов мальчик, нарисовал, зверёк, зайка, заика.
  2. рассматривание иллюстрации.
  3. предположение: о чём текст?
  4. чтение текста про себя, для читающих детей (задание), для слабо читающих (выделенные слова)

XVI. Чтение текста по ролям (подготовленные дети, девочка с короной «Зайка», мальчик с фломастером).

Ответы на вопросы:

  • Чем недоволен был заяц?
  • Почему зверёк заикался?
  • Как мальчику удалось исправить ошибку? Мальчик фломастером ставит над буквой и «птичку»
  • Почему текст так называется?
  • Какова главная мысль текста? (Быть внимательным).

XVII. Рефлексия.

XVIII. Итог урока.

- Чему учились на уроке.

XIX. Д/з.

  • Научиться читать по ролям текст «Два хвостика».