Интегрированный урок "Специальная методика формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии" + "Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению"

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное среднее профессиональное образование должно отражать потребности сегодняшнего дня.

Сейчас все больше рождается детей с различными проблемами в развитии, в том числе, связанными с речью. Поэтому необходимость подготовки квалифицированных кадров воспитателей в логопедических группах является актуальной.

В настоящее время особенно много учащихся в начальных классах являются неуспевающими из-за нарушений речи.

Речь – одна из центральных, важнейших психологических функций организма человека. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи. Она является основным средством общения людей между собой.

Для детей с нарушениями речи характерно:

  • Неустойчивость внимания;
  • Снижение памяти;
  • Отставание в развитии словесно-логического мышления.

Перечисленные отклонения спонтанно не преодолеваются, а требуют от взрослых специально организованной работы по их коррекции. В настоящее время разработаны научно обоснованные системы коррекционного обучения детей дошкольного возраста, которые внедрены в практику и адаптированы к различным типам логопедических учреждений. В этих системах обучения важное место занимает математическое развитие детей.

Для оптимизации усвоения математических знаний детьми с общим недоразвитием речи педагоги предлагают реализовать комплексный подход, заключающийся во взаимопроникновении процессов формирования элементарных математических представлений, формирования представлений об окружающем мире, развития речи, изобразительной, конструктивной, и игровой деятельности. Развитию математических представлений у детей с нарушениями речи помогают игры-драматизации:

  • Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, снижают физическое и психическое напряжение, поддерживают хороший уровень работоспособности, что особенно важно для формирования математических представлений – наиболее сложных для детей с нарушениями речи.
  • Чаще всего театрализованная игра разворачивается на материале тех математических представлений, которые формируются у детей в настоящее время: количественных, временных, пространственных.
  • В содержание этой работы могут быть включены литературные произведения, с которыми дети знакомятся на занятиях по развитию речи, а также литературный материал, специально подобранный для занятий по математическому развитию.

Наиболее значимыми для формирования элементарных математических представлений являются, на взгляд педагогов, игры – драматизации. Они помогают ребенку понять и проиграть ситуации, связанные с временными, пространственными и количественными представлениями. Таким образом ,театрализованные игры помогают решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи.

План интегрированного урока по логопедии и специальной методике ФЭМП.
(Спец. 050704 “Дошкольное образование” с программой дополнительной подготовки “Воспитатель в логопедической группе”)

Тема: Игры – драматизации в ФЭМП у детей с нарушениями речи.

Тип урока: урок закрепления и проверки знаний.

Задачи:

  • Закрепить и проверить знания студентов об особенностях развития детей с нарушениями речи и формах коррекционной работы при обучении их математике;
  • Закрепить умение применять полученные знания на практике;
  • Продолжать учить интегрировать знания из разных учебных дисциплин;
  • Продолжать воспитывать интерес к профессии воспитателя логопедической группы, готовить к профессиональной деятельности.

Материал:

  • Оформление доски;
  • Оборудование к театрализованным играм “Репка”, “Теремок”.

Ход урока:

  1. Организационный момент;
  2. Повторение тем: “Особенности развития детей с нарушениями речи”, “Формы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи”.
  3. Показ студентами пальчикового театра: “Репка”, “Теремок”.
  4. Подведение итогов урока.

Литература

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно-методическое СПб, издательство РГПИ имени А.И. Герцена; издательство “Союз”; 2002.
  2. Карева И.Г. Взаимосвязь математического и речевого развития в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи \\ Логопедия № 2 2006.
  3. Яструбинская Е.А. Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук дошкольников\\ Практическая психология и логопедия № 4 2006.

Приложение