Еще раз о кукле

Разделы: Работа с дошкольниками


Когда методист детского сада предложила мне тему будущего проекта, я была немного удивлена. Не привычные темы по математике, обучению грамоте и даже, не по моей любимой экологии, нет, это тема совсем другая – “кукла”. С чего начать? Кажется, я знаю про нее все, а с другой стороны – ничего. Да, куклы меня окружали с самого детства, я часами заигрывалась со своими пупсами, Машами и др. Нянчила, одевала, разговаривала с ними, т.е. жила “их жизнью”. Став старше, создавала для них одежду. Думаю, именно они помогли мне в выборе будущей профессии и хобби: я неплохо шью.

Но, глядя сейчас на своих девочек старшей группы, невольно замечаю, что игра в кукол ограничивается одеванием – раздеванием, чаепитием. Нет той заботы, материнской любви, общения с игрушкой, тех чувств, которые когда-то испытывали к игрушке мы. Я и мои сверстники.

Наиболее популярны сейчас куклы Барби и их аналоги. Существует мнение, что Барби – это кукла социального успеха. Она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей и чем больше их, тем лучше. Ни о какой свободе, а тем более творчестве в подобной игре, не может быть и речи. Барби – это взрослая, шикарная, обеспеченная, не занимающаяся и не увлекающаяся ни чем молодая женщина, так сказать “идеал” для современных девочек. Ее не завернешь в одеяльце, не покачаешь в люльке, не поиграешь в “дочки – матери” и даже не накажешь.

А ведь мы хотим, чтобы наши девочки выросли успешными не только в социальном плане, но и в выбранной профессии, в духовном развитии, были хорошими хозяйками и добрыми заботливыми мамами.

Я поняла, что тема эта очень актуальна и интересна. Решив начать работу немедля, активно занялась сбором информации и, к сожалению, я не нашла опыта работы по кукле в дошкольных учреждениях.

И поэтому хочу поделиться своим, еще совсем небольшим, опытом работы по данной теме.

Для того чтобы определить “роль” куклы в жизни детей, мы провели в группе “Праздник любимой игрушки”. Детям было предложено принести на праздник самую любимую игрушку, предварительно дома с родителями подготовив о ней небольшую сказку. Ребятишки с удовольствием представляли свою “любимицу” и рассказывали по очереди свои сочинения. Между выступлениями были организованы веселые эстафеты, гонки принесенных автомобилей. А девочки танцевали парный танец с куклами и зверюшками.

Было отмечено, что кукол на празднике было очень мало. Следующим этапом работы над проектом стал цикл бесед и занятий, посвященных кукле.

Все занятия и беседы я посвятила традиционной игрушке в быту русской деревни – тряпичной кукле.

Среди моих знакомых нашлись те, которые с детства помнят эту игрушку, и они с удовльствием поделились своими воспоминаниями о ней.

Тряпичные куклы были не только девичьей забавой: играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубаках. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры, а с пяти лет и сами девочки. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в “скалку”, в “столбик”. Скатывается “столбик” тугим и делится на три части, ниточкой обвивается то место, где поясок носят. Сверху набрасывается квадратик белой ткани – получается лицо, груди из равных туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутков.

Становясь старше, девочки сами шили кукол или обращались к мастерице, которая делала их на заказ.

Лицо вышивали или рисовали карандашом, а в более ранних куклах – угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам платочки, бабам борушку наденут.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданное. Позволяли играть “молодухе”, пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с четырнадцати лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Потом эти куклы переходили к детям.

Знакомит детей с историей тряпичной куклы Сказительница-воспитатель, одетая в русский народный костюм, сшитый самостоятельно.

Разработанный цикл бесед, посвященный кукле, в совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий и является непосредственно подготовительной работой к его проведению.

Беседы носят ознакомительный характер с прошлым. Дети получают информацию о быте, занятиях, костюмах, народном творчестве наших бабушек и дедушек.

В ознакомлении с бытом нам очень помог городской музей, куда мы сходили на экскурсию. Здесь дети смогли посмотреть предметы утвари, орудия труда, одежду и получили небольшое представление о жизни своих сверстников много лет назад.

Часть бесед проводилась в “Русской избе” детского сада, здесь дети могли все потрогать руками, посидеть на лавках, задать интересующие их вопросы и здесь они впервые увидели необычную куклу, знакомство с которой предстояло на занятиях.

Подготовительная работа к занятиям занимает очень много времени. Так как у детей дошкольного возраста развито зрительное восприятие, приходится изготавливать много наглядного материала, подбирать иллюстрации, музыку, предметы старинного быта.

Получив достаточно полное представление о тряпичной кукле, не только девочки, но и мальчики изъявили желание попробовать сделать игрушку своими руками. Здесь мы обратились к помощи родителей. Нам помогли с материалом: лоскуты для “столбиков”, белую льняную ткань для лица, разнообразный материал для волос, ленты, разноцветную ткань для одежды.

Не все получилось сразу, много трудностей для еще недостаточно ловких детских рук. Потребовалось много терпения и времени. Куклы получились разные и все очень интересные. Самое главное у детей появилось желание и интерес продолжить знакомство с историей кукол, с их созданием и изготовить другие образцы.

В дальнейшем мы планируем провести выставку работ, привлечь к этому родителей и, конечно, продолжить работу по развитию интереса к игрушке, научить общению с куклой, воспитать любовь, которую заслуживает эта игрушка.