Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 5-м классе. Тема "Диалог"

Разделы: Преподавание русского языка


Слайд №1-2.

Знать: понятия “диалог”, “монолог”, “реплика”.

Уметь: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.

Ход урока

1. Словарная работа. Знаки препинания при прямой речи.

2. Работа с учебником.

Слайд №3.

Диа-“два”, логос-“слово” (диалог-разговор двух и более- по школьной терминологии-лиц).

Моно - “один” (монолог-речь одного).

3. Работа с текстом.

Обратить внимание на глаголы, обозначающие говорение. Понаблюдать, какие глаголы можно использовать, чтобы избежать вечного повторения пары сказал-ответил. Как вы думаете, в каждой ли реплике нужно употреблять глаголы речи, если мы имеем дело с диалогом?

Текст сказки Дж. Родари “Про дедушку, который не умел рассказывать сказки”.

Слайд №4

- Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка, - начал свой рассказ дедушка.

- Не желтая, а Красная! – перебил его внук.

- Ах да! Красная Шапочка…Мама позвала ее однажды и говорит: “Послушай, Зеленая Шапочка…”, - продолжал дедушка.

- Да нет же, Красная! – воскликнул мальчик.

- Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху…

Проследить постановку знаков препинания, проговаривая правило.

Домашняя работа: попробовать дописать дома свой вариант этой сказки-путаницы.

Слайд № 5. Формула: диалог = прямая речь перед словами автора (без кавычек).

4. Закрепление.

Слайд №6.

Является ли данный текст диалогом. Спишите, расставляя знаки препинания.

…И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса

Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне.

Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце.

Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! Кричали в другой деревне взрослые. Знают ли они, что это я придумала, а не утки? Подумала квакушка.

Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Вспомните, фрагмент из какой сказки здесь представлен и что было дальше.

Слайд №7. Резервный те