Урок русского языка в 5-м классе. Тема "Диалог"

Разделы: Русский язык


Слайд №1-2.

Знать: понятия “диалог”, “монолог”, “реплика”.

Уметь: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.

Ход урока

1. Словарная работа. Знаки препинания при прямой речи.

2. Работа с учебником.

Слайд №3.

Диа-“два”, логос-“слово” (диалог-разговор двух и более- по школьной терминологии-лиц).

Моно - “один” (монолог-речь одного).

3. Работа с текстом.

Обратить внимание на глаголы, обозначающие говорение. Понаблюдать, какие глаголы можно использовать, чтобы избежать вечного повторения пары сказал-ответил. Как вы думаете, в каждой ли реплике нужно употреблять глаголы речи, если мы имеем дело с диалогом?

Текст сказки Дж. Родари “Про дедушку, который не умел рассказывать сказки”.

Слайд №4

- Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка, - начал свой рассказ дедушка.

- Не желтая, а Красная! – перебил его внук.

- Ах да! Красная Шапочка…Мама позвала ее однажды и говорит: “Послушай, Зеленая Шапочка…”, - продолжал дедушка.

- Да нет же, Красная! – воскликнул мальчик.

- Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху…

Проследить постановку знаков препинания, проговаривая правило.

Домашняя работа: попробовать дописать дома свой вариант этой сказки-путаницы.

Слайд № 5. Формула: диалог = прямая речь перед словами автора (без кавычек).

4. Закрепление.

Слайд №6.

Является ли данный текст диалогом. Спишите, расставляя знаки препинания.

…И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса

Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне.

Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце.

Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! Кричали в другой деревне взрослые. Знают ли они, что это я придумала, а не утки? Подумала квакушка.

Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Вспомните, фрагмент из какой сказки здесь представлен и что было дальше.

Слайд №7. Резервный текст (анализ глаголов говорения)

Шестая планета была больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.

Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! воскликнул он, заметив Маленького принца.

Маленький принц присел, чтобы немного отдышаться. Он уже столько путешествовал!

Откуда ты спросил его старик.

Что это за огромная книга? Что вы здесь делаете? спросил Маленький принц.

Я – географ ответил старик.

А что такое географ?

Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, горы, города, пустыни.

Как интересно! Вот это настоящее дело!

Ваша планета очень красивая. А океаны у вас есть?

Этого я не знаю сказал географ.

Но ведь вы же географ! удивился Маленький принц.

Вот именно. Я географ, а не путешественник. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, морям и пустыням. Географ – очень важное лицо. Ему некогда выходить из кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.

- Зачем, вообще, в тексте диалог? (самый динамичный способ передачи речи).

- Слайд №8, 9. Составьте диалоги по сюжетным картинкам.

- Ролевая игра. Озвучивание диалогов. Диалог должен быть небольшим, понятным, нести смысловую нагрузку.

5. Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

Итоги урока.

6. Домашняя работа на выбор:

- попробовать дописать дома свой вариант сказки-путаницы,

- продолжить диалоги по картинкам, - №238, 239 (продолжить диалог или составить диалог по картинкам)