Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе

Разделы: Администрирование школы


Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области патриотического воспитания, является преодоление последствий “безличной”, “бездетной” педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности.

Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальная общеобразовательная школа-интернат “Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования спортивного профиля” (МО ШИСП) одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин:

  • На протяжении всего периода своего существования школа - интернат спортивного профиля выполняет социальный заказ города и региона – воспитание школьника-спортсмена. МО ШИСП является уникальным учреждением в образовательном поле региона, т.к. сочетает учебный и тренировочный процесс. Умело выстроенный учебно-тренировочный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов, как на спортивном помосте, так и в учебе.
  • Школа-интернат спортивного профиля имеет большой опыт в воспитании чемпионов: уже при зачислении в 1 класс дети имеют определенные спортивные результаты, а из стен школы выходят кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, чемпионы России, члены молодежной сборной страны по спортивной гимнастике.
  • Традиционно обучающиеся МО ШИСП представляют город Ленинск-Кузнецкий на соревнованиях различного уровня – региональных, всероссийских, международных, защищая честь города и Родины. (Приложение 1)

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Для реализации данного направления в МО ШИСП создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа “Я – гражданин России”.

Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната спортивного профиля представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех – прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, тренеров) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.

Модель гражданско-патриотического воспитания в МО ШИСП позволит достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника: будет сформирована социализированная жизнеспособная личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Другим важным результатом реализации модели станет изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах

Структурно-функциональная модель гражданско-патриотического воспитания в воспитательно-образовательном процессе МО ШИСП (Приложение)

Программа “Я - гражданин России” предназначена для обучающихся 1-9 классов. Ее целью является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Программа включает в себя следующие направления:

  1. Связь поколений.
  2. Растим патриота и гражданина России.
  3. Мой край родной.
  4. Я и семья.

Результаты работы определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются. Основное условие эффективности планирования и реализации гражданско-патриотического воспитания в школе- интернате спортивного профиля заключается в способности учитывать максимум факторов, способных “влиять” на результат.

При осуществлении планирования гражданско-патриотического воспитания в МО ШИСП учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:

  • наличие четких целей и нормативных требований;
  • аргументированность гражданско-патриотического воспитания школьников;
  • планирование воспитательно-образовательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников с учётом результатов диагностики;
  • учет временного фактора;
  • учет личностных особенностей учителей и учащихся.

Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:

  • методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся;
  • соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;
  • применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности;
  • разработка техн