Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте формируется базис представлений и понятий, связанный теснейшим образом с интеллектуальным развитием ребенка. Дошкольное детство, на наш взгляд, представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра.

В этой связи целью нашей исследовательской работы явилось изучение свойств внимания дошкольников МДОУ “Петровский детский сад” с. Петровского Петровского района Тамбовской области и влияние специально организованной игровой деятельности на его развитие.

Гипотеза нашего исследования сводилась к следующему: с помощью специально организованной игровой деятельности возможно формирование отдельных форм внимания, при этом содержание должно быть адекватно формируемому свойству внимания. В качестве объекта исследования было выбрано внимание дошкольника. В качестве предмета - зависимость свойств внимания дошкольника от специально организованной игровой деятельности. Испытуемыми являлись дети старше-подготовительной группы в количестве 8 человек.

Для оценки влияния игровой деятельности на формирование отдельных свойств внимания дошкольника нами дважды проводилось обследование свойств внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость). Динамика свойств внимания в ходе их экспериментального формирования с помощью игры дала следующие результаты. Анализ и систематизация результатов в таблицы показал, что средний объем внимания по данной выборке испытуемых увеличился, но это увеличение незначительно. По всей видимости, это связано с тем, что проведенные нами игры имели преимущественно ориентацию на развитие других свойств внимания. Кроме того, диагностика объема внимания предполагает использование кратковременной памяти дошкольников, которая у них опирается на механизм запечатления, носит механический характер, и произвольные механизмы кратковременной памяти слабо развиты.

Данные об изменении устойчивости внимания в результате эксперимента показали, что время выполнения задания при обследовании после проведения эксперимента значительно уменьшилось по сравнению со временем до него у всех участников, следовательно, устойчивость внимания заметно увеличилась. Если объем внимания у некоторых детей не изменился, то устойчивость внимания изменилась у всех испытуемых, что свидетельствует об эффективности подобранных нами игровых процедур.

После эксперимента у всех детей также уменьшилось время выполнения задания при обследовании концентрации внимания, что позволяет сделать вывод о положительном влиянии организованной нами игровой деятельности дошкольников на концентрацию внимания. Если судить о характере изменения переключения внимания по времени выполнения 3-й серии задания (оно уменьшилось), то переключение внимания значительно улучшилось. Мы не можем судить о результатах эксперимента по рассчитанному по формуле времени переключения внимания, так как характер изменения колеблется то в одну то в другую сторону, что мы связываем с особенностями свойств нервной системы дошкольника.

Судя по времени выполнения 3-й серии задания при изучении распределения внимания (оно уменьшилось), распределение внимания дошкольника значительно улучшилось. В этом случае, также как и в случае с переключением внимания мы не можем судить о динамике распределения внимания по времени распределения внимания рассчитанному по формуле, так как в большинстве случаев оно имеет отрицательное значение. Такое явление мы связываем с эффектом тренировки, имеющим здесь место.

В результате проведенного нами эксперимента можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась. С помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.

Наибольшее влияние специально организованной игровой деятельности проявилось в таких свойствах внимания, как концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

Такое свойство внимания как объем, не дало заметных сдвигов в ходе эксперимента по формированию свойств внимания в игре. Причину этого мы видим в том, что подобранные нами игры не совсем подходят для формирования объема внимания, а также мы думаем, что на слабое формирование объема внимания повлияло то, что многие дети часто не посещали детский сад по уважительным причинам (простудные заболевания, неблагоприятные погодные условия и другие).

Итак, приведем пример некоторых игр, использованных нами в ходе эксперимента:

Кто за кем?

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.

Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими [см.: 6].

Кто быстрее соберет?

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на подоконнике или на столе. Водящему из 1 команды завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.

Тот меняет расположение предметов и дает по очереди задание игрокам из 2- й и 3–й команд. Собравший быстрее всех считается победителем [см.: 6].

Лови не лови.

Цель – развивать умение распределять внимание.

Процедура игры. Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, - светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.

В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри.

Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями [см.: 7]

Съедобное – несъедобное.

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч [см.: 2]

Карлики и великаны.

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. и так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает” [см.: 2].

Найди фото.

Цель – развивать концентрацию и распределение внимания.

Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.

Игра сопровождается хлопками, речевками типа: “Смотри внимательно – найдешь обязательно!” Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: “У тебя какой клоун?” (веселый, грустный и т.д.) “Как бы нам его назвать?” (Плакса, Ворчун, Хохотуни т.д.) “Куда смотрит клоун?” В поисках ответа на заданный вопрос принимают участие все играющие [см.: 1]

Пастух.

Цель – развивать умение концентрировать и распределять внимание.

Условие: помочь пастуху разыскать корову по определенным приметам. (На плакате изображено стадо пасущихся коров, ребенку выдается лист с изображением одной коровы). Также как и в предыдущей игре, ребенку необходимо сконцентрировать внимание на нескольких признаках: особенностях окраски туловища, форме и окраске рогов, туловища и т.д.

Поиск усложняется тем, что различия в признаках незначительны и надо быть особенно внимательным и точным [см.: 1]

Будь внимателен!

Цель – стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.

В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команды Движение
“Зайчики!” Дети прыгают, имитируя движение зайца
“Лошадки!” Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом
“Раки!” Дети пятятся , как раки (спиной)
“Птицы!” Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта тпицы)
“Аист!” Стоять на одной ноге
“Лягушка!” Присесть и скакать вприсядку
“Собачки!” Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака “служит”) и лают
“Курочки!” Дети ходят, “ищут зёрна” на полу и произносят “ко-ко-ко!”

Занятия проводились в большой комнате, на ковре при помощи музыкального руководителя [см.: 4].

Слушай хлопки!

Цель – развитие активного внимания.

Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 секунд).

Количество хлопков Поза детей
1 Поза “аиста” (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую)
2 Поза “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу)
3 Дети возобновляют движение (ходьбу)

Замечания:

  1. До начала игры “разучивалась” каждая поза и репетировалась: хлопки-поза.
  2. Игра проводилась в большой комнате на ковре при помощи музыкального руководителя [см.: 4].

Зеваки.

Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают [см.: 4].

Лабиринты.

Цель – развивать умение концентрировать внимание, связную речь, самоконтроль.

Процедура игры. Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному [см.: 6].

Собери бусы.

Цель – развивать восприятие цвета, формы, величины; умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание.

Процедура игры. Ребёнку показывают рисунок с изображением бус, в зависимости от того, что изображено на картинке, ребёнку дают задание, например: “Какие бусинки нанизаны неправильно? Найди продолжение бус”. Задание можно сопровождать стихами, например:

Бусы на пол полетели,
Весело
Затарахтели:
Две –
Кот Васька закатил,
Восемь бусин потеряли,
Двадцать под столом собрали,
А одну –
Я проглотил.

Р.Сеф. Бусы. [см.: 6].

Найди различия в картинках.

Цель – развивать восприятие формы, цвета, величины предметов, наблюдательность, концентрацию внимания.

Процедура игры. Ребенку читают стихотворение и просят выполнить задание, а потом дают картинки. Если он затрудняется, то предлагают получше рассмотреть картинки, а также помогая наводящими вопросами [см.: 5].

Все к своим флажкам!

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети образуют небольшие кружки (по 3-5 человек). В центре каждого кружка находится цветной флажок (желтый, красный, синий). По первому сигналу взрослого дети разбегаются по всему залу. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а взрослый меняет флажки местами. На слова “Все к своим флажкам!” дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг.

Побеждает та группа, которая собралась в круг первой [см.: 3].

Предложенная методика анализа может явиться базой для дальнейшей исследовательской работы в данном направлении. Результаты проведенной работы представляют собой диагностический материал, на основе которого психолог детского сада и воспитатели могут разработать совместно программу развития МДОУ.

Литература:

  1. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995- с.13.
  3. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.- с.92-95.
  5. Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992. – с.1-11.
  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994. – с.- 12, 67-85.
  7. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995. с.9-18.