Уровневая дифференциация в обучении математике с использованием информационных технологий

Разделы: Математика


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели урока:

  1. Образовательная: формирование умений выносить множитель из-под знака квадратного корня, вносить множитель под знак квадратного корня через применение определения арифметического корня и его свойств;
  2. Развивающая: развитие нестандартного подхода к решению проблемы; развитие умения определять уровень своего освоения нового материала; развитие грамотной математической речи через фронтальный опрос и совместную деятельность; развитие навыков самоконтроля;
  3. Воспитательная: воспитание интереса к интеллектуальной деятельности; воспитание уважительного отношения к учебному труду.

Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный, практический.

Формы классной работы: индивидуальная, парная.

Оборудование:

  1. Мел, классная доска,
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор с экраном
  4. Электронная версия урока – презентация, подготовленная в PowerPoint;
  5. Раздаточный материал: дубль-карточки с заданиями 1 уровня, карточки с ответами к дубль-карточкам 1 уровня, дубль-карточки с заданиями 2 уровня, карточки с ответами к дубль карточкам 2 уровня, карточки с заданиями 3 уровня, карточки с ответами к карточкам 3 уровня.
  6. Приготовить из цветного картона треугольники, четырехугольники и звездочки для каждого ученика.

План урока:

  1. Орг.момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Ознакомление с новым материалом
  5. Первичное осмысление и закрепление нового материала
  6. Постановка Д/З
  7. Итог урока.

Ход урока

Презентация

В начале урока на экран через проектор проецируют слайд №1 (рис1) с названием темы.

рис 1.

Классная доска поделена на два столбца с заданиями (рис. 2).

   

Рис 2.

1. Орг.момент

Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня мы перейдем к изучению новой темы, но прежде вы должны вспомнить пройденный материал.

Учитель: Чтобы вспомнить пройденный материал, для этого поможет устное упражнение, которое называется “Расшифруйте”

На экран проецирую слайд № 2 (рис3)

Рис 3.

Учитель: Вам заданы координаты точек, поставьте соответствующие им буквы.

(Учитель ведет фронтальный опрос)

Учитель: Верно ребята, ответом получили фамилию известного французского математика Декарт. Мой выбор этого имени не случаен, так как с его именем связано понятие "прямоугольной системы координат". Что же вы применили в устном счете?

Ученики: Определение арифметического квадратного корня и его свойства. (Ученики проговаривают определение арифметического квадратного корня и его свойства, а учитель (или ученик) записывает формулы на доске).

3. Подготовка к изучению нового материала

Учитель: Определение арифметического квадратного корня и его свойства очень будут необходимы при изучении сегодняшней темы. А теперь обратите внимание на таблицу (рис 2). Что я пропустила в данной таблице.

Ученики: В столбах пропущены названия заголовков столбцов

Учитель: Верно. В ячейках я пропустила задания к данным примерам. Помогите сформулировать задания к каждому столбцу.

Ученики: Вынести множитель из-под знака квадратного корня и внести множитель под знак квадратного корня. (Учитель записывает задание в пропущенных ячейках. Ученики делят тетрадь пополам. В левом столбце решают примеры на вынесение множителя из-под знака квадратного корня, а в правом – на внесение множителя под знак квадратного корня. Затем они вместе с учителем (или вызвать ученика к доске) решают по примеру с каждого столбца )

Учитель: Молодцы! А теперь скажите, как вы думаете, чему же мы будем учиться сегодня на уроке?

Ученики: Мы будем учиться выносить множитель из-под знака квадратного корня и вносить множитель под знак квадратного корня

Учитель: Правильно ребята! Эти знания вам пригодятся в дальнейшем при решении квадратных уравнений, и в геометрии при нахождении сторон прямоугольного треугольника через использование теоремы Пифагора.

4. Ознакомление с новым материалом

Ученики вместе с учителем дорешивают примеры, записанные на доске.

5. Первичное осмысление и закрепление нового материала

Учитель: А теперь проверим, как же вы усвоили материал. Вам нужно выполнить самостоятельную работу, которая состоит из трех уровней. За верное выполнение вы получите фигуры: треугольник, квадрат и звездочку. Как вы думаете, что означают эти фигуры?

Ученики: Оценки: три четыре и пять.

Учитель: Обратите внимание на экран.(рис1) В данных фигурах спрятаны задания. Догадайтесь, в какой фигуре спрятано задание первого, второго и третьего уровней.

Ученики: В треугольнике – задание первого уровня, в квадрате – задание второго уровня, в звездочке – задание третьего уровня. (Геометрические фигуры с заданиями связаны гиперссылкой)

Учитель: Верно. На выполнение примеров из первого уровня (рис 4) отводится 5 мин за правильное выполнение всех примеров этого уровня получите треугольник, оценивается на “3”.

Рис 4.

Через 5 мин на экран проецирую ответы (рис 5). Учащиеся самостоятельно (можно выполнить взаимопроверку) проверяют свою работу.

Рис 5.

Если учащийся не справился с заданием первого уровня, то получает дубль – карточку с заданиями подобными первому уровню (можно приготовить карточки с запасом, если вдруг ребенок снова не справиться с заданием). Затем самостоятельно проверяет свою работу по готовым карточкам с ответами, при правильном решении переходит на следующий уровень. (см. Приложение) Остальные ребята переходят к выполнению заданий следующего уровня

Учитель: На выполнение примеров из второго уровня (рис 6) отводится 7 мин за правильное выполнение всех примеров этого уровня получите квадрат, оценивается на “4”.

Рис 6.

Через 7 мин на экран проецирую ответы (рис 7). Учащиеся самостоятельно (можно выполнить взаимопроверку) проверяют свою работу.

Рис 7.

Если учащийся не справился с заданием второго уровня, то получает дубль – карточку с заданиями подобными второму уровню. Затем самостоятельно проверяет свою работу по готовым карточкам с ответами, при правильном решении переходит на следующий уровень. Остальные ребята переходят к выполнению заданий следующего уровня

Учитель: На выполнение примеров из второго уровня (рис 8) отводится 8 мин за правильное выполнение всех примеров этого уровня получите звездочку, оценивается на “5”.

Рис 8.

Через 8 мин на экран проецирую ответы (рис 9). Учащиеся самостоятельно (можно выполнить взаимопроверку) проверяют свою работу.

Рис 9.

Все примеры к уроку взяты из задачника “Алгебра 8”, автор А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Учителю не потребовалось дополнительной литературы для подбора заданий, так как заданий в задачнике достаточно, что дает возможность осуществить дифференцированный контроль знаний.

6. Постановка Дом./Задания

Задачник: § 18.

На оценку “3” – № 640-642 (г)

На оценку “4” – № 640-642 (г), 646-648 (г)

На оценку “5” – № 640-642 (г), 646-648 (г), 651 (г), 654-655 (г)

7. Итог урока.

Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:

Чему мы учились на уроке?

Какие изученные знания нам помогли при достижении нашей цели?

Как вынести множитель из-под знака квадратного корня?

Как внести множитель под знак квадратного корня?

Кто получил звездочку?

Кто получил квадрат?

У кого только треугольники?

Как вы думаете, кто из вас достиг цели?

8. Выставление оценок за урок.

Этапы урока (Приложение)