Семинар "Виды инфляции и ее регулирование"

Разделы: Экономика


Образовательные цели:

  • углубить знания о воздействии инфляции на экономику;
  • закрепить умения определять уровень инфляции за определенный период;
  • рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования.

Развивающие цели:

  • продолжить формирование навыков групповой работы;
  • развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

Воспитательные цели:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие умений адаптироваться в современных условиях.

Планируемый результат:

Учащиеся должны:

  • уметь объяснять особенности различных типов инфляции;
  • уметь прослеживать влияние инфляции на различные стороны жизни общества;
  • представлять круг методов борьбы с инфляцией и их разнообразные последствия.

Раздаточный материал:

Оформление доски:

  • тема урока;
  • задачи урока (научиться различать основные особенности различных видов инфляции, рассмотреть круг методов борьбы с инфляцией);
  • проблема (с помощью каких мер можно поставить инфляцию под контроль государства);
  • опорные понятия (нормальная инфляция, гиперинфляция, умеренная инфляция, галопирующая инфляция, темп инфляции);
  • новые понятия (меры антиинфляционного регулирования);
  • таблица статистических данных;
  • меры Грефа <Приложение 8>;
  • стоимость ответов:уточнение, дополнение – 1 шквал, выводы – 5 шквалов;
  • критерии оценки 120–150 шквалов – “отлично”, 90–119 шквалов – “хорошо”, 50–89 шквалов – “удовлетворительно, <50 шквалов – право ответить на следующем уроке;
  • домашнее задание.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Определение темы и цели урока.
  3. Фронтальный опрос
  4. Работа в группах “Расчет темпов инфляции”
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Подготовка к уроку:

Раздать учащимся вопросы для подготовки к семинару.

Опережающее задание: С помощью каких мер можно подавить инфляцию?

ХОД УРОКА

1. Определение темы и целей урока.

Учитель.

На прошлом уроке мы познакомились с причинами возникновения инфляции и ее основными видами. Сегодня мы продолжим разговор на тему инфляции, и задачей нашего урока будет:

  • научиться различать основные особенности различных видов инфляции;
  • рассмотреть круг методов борьбы с инфляцией.

В плане подготовке к семинару вы заранее получили вопросы, которые нам помогут обобщить знания по изучаемой теме.

Оцениваться сегодня на уроке будут как индивидуальные ответы, так и работа в группах. Но оценки в конце урока вы обменяете на заработанную школьную валюту. Каждый вопрос имеет свою стоимость, указанную в заданиях. Дополнительные ответы оцениваются по следующим критериям /на доске/.

Шквалы вы берете самостоятельно из банка, которым располагает каждая группа.

Кроме этого на парте лежит весь необходимый для работы материал.

Желаю всем успеха.

2. Фронтальный опрос. /Работа с таблицей вопросов/.

Учитель. Для того, чтобы углубить наше понимание инфляции я предлагаю вам ответить на следующие вопросы <Приложение 9>.

Кто готов ответить на первый вопрос? Прошу зачитать вопрос и дать на него ответ.

/Учащиеся отвечают на все предложенные вопросы/

Учитель. Вы правильно назвали негативные воздействия инфляции. И обычно, действительно, принято считать, что инфляция представляет собой зло, которое разрушает экономику. В связи с этим, какая проблема встает перед правительством страны?

Ученик. Как можно подавить инфляцию.

Учитель. Правильно. Вот мы и попробуем поставить себя на место правительства и решить следующую проблему.

С помощью каких мер можно поставить инфляцию под контроль государства?

3. Работа в группах.

Учитель. Переверните лист с вопросами. Каждой группе я предлагаю выполнить одно упражнение: гр. 1 – упр. 1, гр. 2 – упр. 2, гр. 3 – упр. 3, гр. 4 – упр. 4.

Каждая группа, оценивая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны, должна охарактеризовать протекающую инфляцию и предложить программу по ее подавлению.

В помощь вам предлагается инструкционная карта и тексты с характеристикой видов инфляции. Расчеты проводите в группе. Результаты вычислений представляете на листе ватмана по образцу. /Образец на доске/. На выполнение упражнения – 5–7 минут.

/После выполнения упражнения каждая группа представляет отчет/

Учитель. Ребята, какие выводы мы можем сделать?

  • нельзя давать однозначной оценки инфляции, как чисто негативного явления.
  • государство может применять для подавления галопирующей и гиперинфляции следующие меры: /карточки на доску/. Регулирование инфляции хорошо отработаны в мировой практике, но чудодейственных лекарств, просто не существует. Каждая страна выбирает свои пути решения этой проблемы.

Я надеюсь вам интересно узнать, как Россия боролась и борется с инфляцией в настоящее время. Предлагаю вашему вниманию реальные статистические данные, отражающие инфляционные процессы в России с 1992 г.

В 1992 году ИПЦ составил 2611% . Это был период когда государство перестало устанавливать цены и сделало их свободными. Дальше цены продолжали возрастать, но темп инфляции снижался. Одним из факторов сдерживания роста потребительских цен в 1995 году явилось установление “валютного коридора”, который замедлил рост курса доллара по отношению к рублю. Это позволило значительно улучшить ситуацию, даже наблюдалось такое редкое явление как дефляция. Но в 1998 году правительство Кириенко отменило “валютный коридор”, доллар по отношению к рублю резко вырос, и мы наблюдаем с вами рост ИПЦ. Стабилизировать положение удалось с помощью проведенной деноминацией.

Рост потребительских цен мы ощущаем на себе и сегодня. Цены пусть невысокими темпами но продолжают расти. В 2004 г. инфляция составила – 11,7%, 2005 г. – к концу года может достичь 11,5%, а услуги ЖКХ за 2005 год выросли на 33%, в конце 2007 года мы снова пережили скачок цен на основные виды товаров и услуг. В 2005 году ведомство Грефа предлагало следующие меры по снижению цен.

Вот такие благие, спорные, и может быть мало выполнимые намерения.

А что вы думаете по поводу предложенной программы? Я предлагаю вам проанализировать результаты выполнения предложенной командой Грефа программы. Это и будет домашним заданием.

Домашнее задание. <Приложение 10>

Литература

  1. И. В. Липсиц “Экономика”.
  2. Е. Н. Травкин “Ролевые игры и практикумы”.
  3. Основы экономической теории: учебник для 10–11-е кл. под редакцией С.И. Иванова.