Специфика организации внеурочной работы по иностранному языку с детьми младшего школьного возраста

Разделы: Иностранные языки


Презентация

Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы. В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как внеурочный этап процесса обучения. Организация их и первоначальная помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого рода внеурочная работа является естественным продолжением преподавания.

Особенности внеурочной работы находят свое отражение в методических требованиях к её содержанию.

К таким требованиям можно отнести следующие:

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеурочная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы. Внеурочная работа таким образом может оказать положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на иностранном языке.

Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается в какой-то мере к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком. Наиболее полная реализация этого методического требования возможна при соблюдении ряда условий.

Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его. Учебники по иностранным языкам позволяют развивать, комбинировать и объединять учебную тематику в новых ситуациях общения и в новых темах во внеурочных мероприятиях в основном в пределах изученного языкового материала.

На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового языкового материала неизбежно и даже желательно, потому что этот материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и тем самым существенно обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в иностранном языке. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеурочные занятия большим количеством нового материала, потому что это снижает интерес учащихся к такого рода занятиям в силу его трудности, недоступности, особенно для экспрессивных видов речевой деятельности учащихся.

Вторым условием реализации органической связи учебной и внеурочной работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеурочной работы.

Материал, используемый на внеурочных занятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку.

Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста учащихся, специфики внеурочной работы является одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся.

2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеурочных поручений в соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение следующего третьего требования.

3. Целенаправленность и регулярность внеурочных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год.

4. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.

Как показывает практика, виды внеурочной работы, которые отвечают данным требованиям, должны иметь такие характеристики:

  • информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеурочной работы;
  • коммуникативная направленность: все виды внеурочной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;
  • ситуативность: подавляющее большинство видов внеурочной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;
  • ориентация задач на повышение языковой активности учеников; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения

иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире; даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Психологические аспекты игры:

Игра очень важна для ребёнка: он познаёт мир, легко усваивает сложнейшие понятия. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребёнка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок при этом будет говорить на иностранном языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становятся более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учиться.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

Виды игр, применяемых на внеурочных занятиях:

  • Дидактические.

Дидактическая игра как форма обучения иностранному языку используется и на внеурочных занятиях, и в самостоятельной деятельности детей. Их особенность состоит в том, что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольны. Дидактические игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность детей.

  • Музыкально-дидактические.

Овладение детьми иноязычной речью тесно связано с музыкальным воспитанием. Восприятие музыки требует внимания и сообразительности. Использование музыкально-дидактических игр помогает в работе над фонетикой иностранного языка, расширяет диапазон языковой практики.

  • Подвижные игры.

Жизнь ребёнка немыслима вне движения. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную почву для развития активности детей, укреплению их здоровья, способствует решению определённых учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.

  • Ролевые игры.

Ролевая игра наиболее привлекательна для детей, т.к. играя они могут проявить полностью свою фантазию. Игра имеет большое значение для развития личности младшего школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нём творческие возможности.

Мы живем в информационном обществе. Постоянно увеличивается количество информации на иностранных языках, и, следовательно, возрастает потребность в людях, умеющих ее переработать. А это невозможно без овладения словарным запасом иностранного языка.

Работа над лексикой – важный и трудоемкий процесс, и от того, как он проходит, в значительной мере зависит эффективность обучения иностранному языку в последующие годы. Обучению лексике придается большое значение во всех классах, т.к. работа над ней дает пищу для языковой наблюдательности, что важно и для общей культуры школьников, и для владения родным языком.

При обучении лексике используют разнообразные методы и приемы. Многие из них довольно эффективны. На наш взгляд, такой формой является проведение театрализованных праздников. Это один из элементов театральной педагогики, который можно использовать во внеклассной работе.

Театрализация повышает самостоятельность учащихся, поисковая

деятельность учащихся к ходе подготовки к спектаклю дополняется классными занятиями под руководством учителя и составляет вместе с ними неразрывное целое. Такой подход обеспечивает усвоение пройденного, повышает развивающую роль обучения, является средством воспитания и развития познавательных возможностей учащихся, позволяет по-новому решать проблему учета индивидуальных особенностей учеников.

В процессе театрального действия, в нашем случае, праздника на иностранном языке, ученики общаются, а, следовательно, используют лексику, усвоенную на уроках. Театрализованное представление является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более свободно как в устной речи, так и в письменной.

Цель мероприятия:

  • привить интерес учащимся к изучению иностранного языка;
  • в игровой форме проверить умения учащихся применять полученные знания (лексику, разговорные выражения, устойчивые формы и т.д.);
  • развивать творческую активность учащихся.

Празднику предшествует большая предварительная подготовка. Учитель вместе с учениками должен подготовить демонстрационный материал, оформление сцены, дети учат новогодние стихи и песни к данному празднику, заранее готовят подарки.

На праздник приглашаются ученики других классов, учителя, родители. Все гости рассаживаются в зале.

В роли ведущего выступает учитель. При организации праздника многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие – дети. Главное при проведении праздника – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха.

Два года назад я начала работать с детьми младшего школьного возраста. Сейчас большое внимание уделяется раннему обучению иностранным языкам, и поэтому издаётся очень много пособий для занятий с малышами. В каждом из подобных пособий есть свои сильные и слабые стороны. В результате у меня сложилась своя система внеурочной работы с младшими школьниками, которой я уделяю особое внимание. Регулярно провожу праздники, на занятиях с детьми ставим театральные пьесы, инсценируя маленькие сказки.

Практически каждый учитель, приходя в первый класс, сталкивается с множеством проблем, в том числе и с тем, как учить малышей. Важно учитывать при этом психологические особенности восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления!

Заложенные в событийность идеи гуманизма ориентированы на развитие личности ребенка и повышение эффективности педагогического процесса через обновление форм и содержания воспитательной и образовательной работы: праздники с элементами театрализации; активная подготовка к ним через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Дети способны усвоить самый разнообразный материал. Например, они легко запоминают и с удовольствием поют песни, читают стихи, рифмовки, считалки, усваивают простейшие клише разговорного языка и на их основе составляют микродиалоги, участвуют в сценках, ролевых играх, небольших спектаклях. Очень любят разговаривать по игрушечному телефону, приходить друг к другу "в гости", ходить в магазин за покупками.

К участию во внеурочных занятиях привлекаю старшеклассников, родителей. Дети должны видеть, что то, что они делают – важно, полезно, и помогает ещё лучше выучить иностранный язык.

Зачастую на практике оказывается очень сложно, порой невозможно придумать что-то захватывающее, интересное, да ещё и на английском языке. На своей практике убедилась, что для детей таким захватывающим являются мини-сказки, в которые включаю образные упражнения на имитацию звуков и артикуляционную зарядку. Так как у детей этого возраста высоко развито восприятие и слух, то они быстро схватывают тонкости произношения. Но всё это должно подкрепляться фонетическими упражнениями, чтобы перейти в навык.

Упражнение им делать скучно, поэтому мы отправляемся в фонетическую сказку. Постепенно можно употреблять слова, фразы, а позже и целые предложения на английском языке.

Мой опыт показал, что мини-сказки помогают повторить, активизировать языковой материал, усвоенный на уроке. Участие в сказках приучает детей к чёткой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно, а соприкосновение с искусством превращает процесс изучения иностранного языка в яркое, увлекательное занятие.

Хочется отметить, что данная деятельность детей приносит им огромную пользу: пробуждается творческая активность, воспитывается самостоятельность, преодолевают ошибкобоязнь, проявляют заинтересованность в изучении английского языка. Дети познают радость и гордость за свой труд, чему в немалой степени способствует и реакция зрительного зала, и одобрение учителя, родителей, присутствующих на постановке сказки.

За время работы мы поставили много мини-сказок: “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Красная шапочка”, “Лиса и петух”.

Инсценирование, разучивание диалогов, стихов, песен – это трудоёмкая, но настолько увлекательная и интересная работа не только для меня, как педагога, но и для учащихся. Такую форму работы можно и нужно использовать в дальнейшем, а в детских глазах снова засветится волшебными фонариками радость творчества.

Приложение 1