Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Программа "Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования в начальной школе"

Разделы: Внеклассная работа


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования в начальной школе.
Основные разработчики программы Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учителя начальных классов
Цель программы Ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, умеющий применять свои знания в нестандартной ситуации.
Принципы Принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности
Принцип наглядности
Принцип занимательности
Принцип добровольного участия
Задачи - развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
- активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
- воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе;
- воспитание чувства патриотизма;- формирование связной речи учащихся, умение общаться, доказывать и обосновывать своё мнение.
Основные направления программы 1. Клуб «Юным умникам и умницам».
2. Программы.
3. Проектно-исследовательская деятельность.
4. Мероприятия в рамках предметных декад.
План реализации программы Мероприятия, сроки исполнения, ответственные
Исполнители основных мероприятий Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учителя начальных классов, библиотекарь, педагог – психолог, родители.
Ожидаемые конечные результаты Повышение мотивации к обучению. Повышение качества образования.
Оценка программы Ежегодный анализ итогов реализации программы на научно методическом, педагогическом советах.
Диагностика Выявление уровня развития познавательных процессов на начало и конец учебного года. Диагностика для определения школьной мотивации.

Актуальность данной программы.

Результаты контрольных работ, мониторинг качества обучения показали уровень подготовки учащихся выпускных классов ниже городского. В связи с этим была создана программа для повышения качества обучения. Для выявления причин низкого качества обучения было проведено анкетирование учащихся для определения школьной мотивации. Результат, показал 22% учащихся имеют положительное отношение к школе, но она скорее, привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными предметами. 4 человека – недостаточный уровень мотивированности и учебной активности.

Для начальной школы на данном этапе приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Как же заинтересовать? Как привлечь внимание? В этом может помочь внеклассная работа по предметам.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.

Внеклассная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии. Служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.

Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока, на знаниях учащихся.

Девиз программы: «Ни одного равнодушного рядом!»

Цель: ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, умеющий применять свои знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • Дополняя функциональность основного образования, расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах.
  • Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учёбе.
  • Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества обучения на 10%.
  • Рост личностных достижений.
  • Создание атмосферы успеха.
  • Участие в турах олимпиад по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру для 4х классов.
  • Участие в международной интеллектуальной игре «Медвежонок».
  • Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (3-4 классы ).
  • Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  • Активное участие в проведении предметных недель · Активное участие в проведении «книжкиной недели».

Принципы организации внеклассной работы по предметам.

  1. Принцип воспитывающего обучения.
  2. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляд, нормы, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты.

  3. Принцип научности.
  4. Внеклассные занятия строятся на познавательной базе. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.

  5. Принцип наглядности.
  6. Использование в процессе занятий разнообразных средств, представленных конкретными образами. Научность, глубина излагаемого материала, выявление его практической значимости сочетаются с увлекательностью формы.

  7. Принцип занимательности.

    Находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, познавательных игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.

  8. Принцип добровольного участия.

    Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы, выбрать тот вид деятельности, который более сможет удовлетворить их запросы.

Механизм взаимодействия участников внеклассной работы.

Заместитель директора – является непосредственным организатором, осуществляет контроль за выполнением.

Учитель - отбирает и рекомендует материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий.

Библиотекарь – помогает родителям и учащимся в подборе материала, готовит рекомендательные списки книг для самостоятельной работы, выставку книг.

Родители – помощники учащимся, учителю в организации и проведении мероприятий, активные участники конкретного мероприятия.

Учащиеся – участники всей внеклассной работы.

Педагог – психолог – проводит диагностику на развитие мыслительных процессов, проводит коррекционные занятия, дает рекомендации учителю, родителям.

Содержание внеклассной работы определено по следующим направлениям:

  1. Клуб «Юным умникам и умницам» (автор О.Холодова).

  2. Кружки.
  3. 1 «а» - «Занимательная математика»

    1 «б»- Занимательная математика»

    2 «а» - «В стране русской речи »

    2 «б» - «Веселая геометрия»

    3 «а» - «Крылатые выражения»

    3 «б» - «Тайны нашего языка»

    4 «а» - «Слово»

    4 «б» - Учимся писать сочинения»

  4. Проектно - исследовательская деятельность.

  5. Мероприятия в рамках предметных декад.

Первое направление. Клуб «Юным умникам и умницам».

Занятия проходят в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, смотивированных на обучение.

Для проведения занятий предлагаются рабочие тетради, в которых материал рассчитан как для самостоятельной работы, так и для совместных занятий с учителем.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоенных таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию).

Второе направление. Проектно - исследовательская деятельность «Я – исследователь».

Среди многообразий форм и способов организации проектной деятельности в начальной школе особое место занимают детские исследовательские проекты. Вследствие проводящейся в последние годы работы, направленной на модернизацию начального образования, педагоги сталкиваются с новыми педагогическими и методическими задачами. Ученик начальной школы должен быть не только внимательным слушателем и аккуратным исполнителем, заданных учителем, но и исследователем и экспериментатором, способным к самостоятельной аналитической работе.

Методика научного исследования предполагает выдвижение гипотезы, ее экспериментальную проверку и формулирование вывода. Эти этапы исследования дети часто проходят в повседневной жизни. Для маленького ребенка нет ни чего более естественного, чем задаваться вопросами и строить предложения. Ребенок всегда пытается докопаться до истины, либо добиться ответа от взрослого, либо пробуя проверить свои предположения на практике. Наша задача, как педагогов, грамотно использовать эту детскую потребность в познании окружающего мира, научить ребенка подбирать средства, которые помогут ему в разрешении проблемы, и делать логичные выводы.

Планируя внедрять проектно- исследовательскую деятельность, в нашей школе уделено большое внимание оборудованию, которое поможет помочь учителям рациональнее организовать работу, сделать ее более наглядной для аудитории и представить результатами детской деятельности ребенка современными средствами. На сегодняшний день школа имеет в своем распоряжении современные компьютерные классы, мультимедийное оборудование, библитотеку. Все это помогает сделать обучение нагляднее, интереснее, индивидуальнее, а следовательно, добиваться лучших результатов в усвоении учебного материала.

В рамках программы в проектной- исследовательской деятельности будут задействованы все учащиеся каждого класса, привлечены родители.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся научатся оформлять свою проектную деятельность, глубже изучат темы.

Это поможет каждому участнику осознать взаимосвязь окружающего мира и его законов и явлений, оценить собственный уровень и поучиться «на чужих ошибках», расширив тем самым личный опыт. Успешность любого проекта даст для эмоционального развития ребенка и повысит мотивацию к учебе и исследовательской деятельности.

Третье направление. Кружки

Работа в рамках реализации кружков способствует:

  • более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;
  • содействует развитию речи учащихся; · повышает желание детей читать художественную литературу;
  • учит работать со словарями разных видов;
  • обучает умению находить различными способами ответы на вопросы;
  • · умению общаться, доказывать и обосновывать свое мнение.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, существенно расширят знания в области преподаваемого предмета, станут более успешным, а значит, повысится мотивация к учению, что будет способствовать качеству образования.

Четвертое направление. Мероприятия в рамках декад.

Когда родители приводят детей в школу, они надеются, что их дети приобретут глубокие и прочные знания. Кроме этого родители хотят, чтобы жизнь детей в школе проходила в условиях содержательной и хорошо организованной воспитательной работы.

Ожидания родителей целиком совпадают с целями, которыми ставит перед собой педагогический коллектив.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает себя такие традиционные мероприятия как:

- месячники (русского языка и литературы, математики, окружающего мира);

игры – путешествия, тематические конкурсы, викторины, инсценировки, олимпиады и т.д.

Подготовка к каждому месячнику начинается с создания рабочей группы, ответственной за организацию всех творческих дел. Сама подготовка включает в себя такие этапы: отбор конкурсных заданий, создание условий для проведения всех мероприятий месячника, подготовка детей, украшение школы, и информационное обеспечение.

В течение месячника каждую неделю учитель готовит задания занимательного и творческого характера, который помещается на классном стенде для того, чтобы дети поискали решения, обсудили между собой пути решения. Это создаёт у детей мотивацию самостоятельно поискать и порешать нестандартные задачи. В каждой предшествующей контрольной работе предлагается 1- 2 дополнительных творческих заданий, чтобы дети могли попробовать свои силы.

Учителя включают в материал уроков подобные задания для коллективного их решения и накопления опыта работы с такими задачами.

Ответственными заранее делается объявление о выставке предметных газет авторами, которых могут быть отдельные ученики, группы ребят, целые семьи. Сбор материала является отличным стимулом для решения большого количества разных задач. Обязательным является приложения к газете списка всех верных решений.

За несколько дней до проведения месячника вывешивается красочное объявление для детей и родителей, в котором указываются сроки проведения, содержания мероприятия и добрые пожелания. Это создает радостное настроение ожидание праздника и является еще одним мотивом для подготовки к участию в нём.

Любой месячник начинается с линейки, каждый класс получает план своего участия во всех мероприятиях с указанием места и времени проведения всех дел.

Самым ярким событием недели является олимпиада. Содержание олимпиадных работ включает в себя разноуровневые задания, чтобы каждый ребенок мог справиться с каким то количеством задач. Задания соответствуют программным заданиям, но носят нестандартный творческий характер.

Заканчивается месячник линейкой, где награждаются учащиеся, родители.

По результатам выполнения каждого задания делается вывод о точности отбора материала, глубине сформированности учебных знаний и навыков. Идет анализ причин неуспешности, что помешало ребенку справиться с простыми заданиями, недостатки знаний или неумение работать с текстом, а может, нехватка волевых качеств для борьбы с естественным волнением или отсутствием самоорганизованности?

А самое главное – выявляются творческие дети и планомерная работа по созданию условий их дальнейшего развития. И, конечно же участие во всех мероприятиях будет способствовать повышению качества обучения.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
1 класс начало учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте синий карандаш, откройте тетрадь и посмотрите на задания. На рисунке подряд записаны буквы. Вы должны все буквы «к» и «с» зачеркивать, а букву «а» обводить кружочком. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!». Как только я скажу «Стоп», вы положите карандаш. (Учитель включает секундомер, дети начинают выполнения задания. (Через минуту говорит «Стоп» и выключает секундомер).

Задание № 2.

Нарисуйте предметы, которые напоминают вам эти рисунки.

Задание № 3.

На доске карточки

(Учитель предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки.)

Установка: запомните эти изображения. ( в течение 1,5 минут дети их рассматривают и затем, после того как карточки убраны, по памяти зарисовывают их в отведенной для этого в тетради рамке как можно точнее.)

Задание № 4.

Рассмотрите лица, изображенные в клетках, и, не нарушая закономерности, нарисуйте недостающее.

Задание № 5.

Лабиринт. Ребята выполняют по желанию.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
1 класс конец учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте цветной карандаш, откройте тетрадь и посмотрите на задания. На рисунке подряд записаны буквы. Вы должны все буквы «к» и «с» зачеркивать, а букву «а» обводить кружочком. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!». Как только я скажу «Стоп», вы положите карандаш. (Учитель включает секундомер, дети начинают выполнения задания. (Через минуту говорит «Стоп» и выключает секундомер).

Задание № 2.

Закончите рисунки художника.

Задание № 3.

На доске карточки из приложения. Запомните эти изображения и, после того как они будут убраны, зарисуйте у себя в тетрадях.

Задание № 4.

На каждой из четырех картинок найдите и раскрасьте лишний предмет.

Задание № 5.

Раскрасьте юбочки так, чтобы две из них были одинаковыми, а две - разными.

Задание № 6.

Галя веселее Оксаны, а Оксана веселее Инны. Нарисуйте рот Инны. Раскрасьте рот самой веселой девочки.

Задание № 7.

На каждой полоске раскрасьте две такие части, из которых можно составить круг.

(Полученные результаты заносятся в таблицу, в которую внесены данные о развитии детей. Сопоставляя данные начала года и результаты на конец года, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.)

Анализ работы. 1 класс

На основании полученных результатов по заданиям 1- 3 определяется количество:

- зачеркнутых и обведенных букв за минуту- показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе;

- нарисованных рисунков – показатель яркости и силы воображения;

- точно изображенных и раскрашенных рисунков – показатель полноты восприятия, уровень развития зрительной памяти;

- толстых линий на изображении карандаша – показатель точности восприятия;

- точка в записи(5.) – показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии.

Кроме того, в четвертом задании обратите внимание на правильность нарисованного лица, у которого меняется рот,- показатель способности ребенком к простейшему анализу, сравнению и выделению главного.

Затем заполняется таблица, которая служит точкой отсчета при дальнейшей работе по развитию познавательных и творческих способностей детей.

Результаты динамики роста познавательных способностей ребят 1 класс

Выявление уровня развития познавательных процессов.
4 класс начало учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте синий и желтый карандаши, и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчеркивать каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу:»Внимание, начали! «Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш. (Работа по секундомеру в течение 2 –х минут)

Задание № 2.

Учитель показывает карточки(см в приложении). Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (В течение 30 секунд дети рассматривают изображения и затем, после того , как все карточки перевернули, по памяти зарисовывают их как можно точнее.)

Задание № 3.

(Даётся для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия).

Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: РЕКА, САЖА, ТЕЛЕГА, КОЗЕЛ, УЧИТЕЛЬ, ТРАВА, АПЕЛЬСИН, ВОЛК, КАРТА, ГРИБ.

Задание № 4.

Сколько раз встречается в таблице каждая фигура?

Задание № 5.

Дается для проверки умения находить связи между явлениями и событиями. Подумайте, какая связь между словами. Вставьте вместо точек подходящие слова

… - сердце, машина - … , птица – летать, змея- …, ручка – писать, … - рисовать, тортила -…, шушара - …, доктор – шесть, врач - …, ….- портной , туфли - …, Париж – два, Токио - …, дерево – топор, бумага - ….

Задание № 6.

Впиши номер нужной фигуры. Чем различаются животные?

Задание № 7.

Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов, и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет не соответствует фамилии. «Правильно!» - ответил Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков.

Ответ: Белов – рыжеволосый. Рыжов – черноволосый, Чернов – блондин.

Задание № 8.

Используя пятилитровый и трехлитровые кувшины, набери из бочки 4 л воды. Объясни свои действия.

Ответ:

Набираем полный пятилитровый кувшин воды, отливаем в трехлитровый . выливаем из трехлитрового кувшина воду в бочку. Оставшиеся в пятилитровом кувшине 2 л переливаем в трехлитровый кувшин. Набираем полный пятилитровый кувшин и доливаем один литр из него в трехлитровый. В результате в трехлитровом – 3 л, а в пятилитровом – 4 л.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
4 класс конец учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте синий и желтый карандаши, и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчеркивать каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу:»Внимание, начали! «Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш. (Работа по секундомеру в течение 2 –х минут)

Задание № 2.

Учитель показывает карто