Урок информатики во 2-м классе по теме "Информация и данные"

Разделы: Информатика


2-й класс

В классе обучается 6 человек. Ребята изучают факультатив по информатике одно полугодие с нагрузкой 1 час в неделю. Все учащиеся имеют высокий уровень развития познавательного интереса. Домненко Вероника – лидер класса, любознательная и активная девочка. Малахов Саша – холерик, в процессе обучения инициативен, сам ищет пути нового знания без участия учителя и помощи со стороны. Петрова Ядвига и Люфшиза Настя флегматичны, усердны на уроке. Кретинин Миша - темперамент смешанного типа: холерик и флегматик, инициативен в процессе обучения. Севрюков Миша - меланхоличен, имеет удовлетворительные оценки по другим школьным дисциплинам. Все остальные ребята – хорошисты.

Номер урока в системе изучаемой темы

Ранее были изучены два раздел: «Информация и её представление» «Информация и знания». Школьники на пропедевтическом уровне

  • знакомы с понятием информация, её восприятием, усвоением и представлением в компьютере;
  • различают виды органолептической информации;
  • понимают, что информация становится знаниями после её упорядочения и сохранения.

Это первый урок III раздела «Данные». С целью исключения перегрузок детей, так как это факультативное занятие, домашнее задание дается по желанию. В данном случае нужно было прочитать рассказ «Как спасали Робота» (Приложение 1).

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом с дидактической игрой разработан в личностно ориентированной парадигме.

Используемое оборудование:

  • Приложение 1. (Распечатать по числу учеников.)
  • Рисунок 1. (Распечатать и/или демонстрировать на мониторе компьютера.)
  • Носители данных:
    • Записка, содержащая текст «Мама, я у друга Миши. По русскому - пятёрка. Саша». Написать на листе в клетку.
    • Записная книжка. Например, учителя информатики.
    • Учебник математики Домненко Вероники.
    • Аудио кассета видео кассеты.
    • Дискеты 3,5'' и 5''.
    • Лазерные диски CD и DVD.

Структура урока

№ п/п Этап урока
Время
Задачи Показатели выполнения задач
1 Организационный
1'
Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу. Кратковременность момента организации; полная готовность класса и оборудования к работе; организация внимания учащихся.
2 Целеполагание
1'
Организовать и целенаправить познавательную деятельность. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового; понимание учащимися практической значимости изучаемого.
3 Подготовка учащихся к усвоению нового материала
2-3'
4 Усвоение нового
15 - 20'
Сформировать конкретное представление об изучаемом факте, явлении; добиться восприятия, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, способов их применения, вырабатывать умения и навыки на основе приобретения знаний. Критерием выполнения дидактической задачи может служить качество и правильность ответов и действий учащихся в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов беседы.
5 Проверка понимания нового
10 - 12'
Установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, понятий. Установить пробелы в понимании нового. Учитель опрашивает средних и сильных учащихся, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки устранять пробелы в понимании нового; основной критерий – выяснение учителем уровня осознанности нового у большинства средних и слабых учащихся.
6 Закрепление
3-5'
Закрепить в памяти учащихся знания и навыки, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами; умение воспроизводить основные идеи нового; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки; активность учащихся.
7 Подведение итогов урока
2-3'
Подвести итог урока. Установление, как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно; выявление, что нового узнали, чему научились, что вызвало трудности, над чем надо поработать.

Цель

Формирование представления о природе данных, механизме их создания во время записи, способах хранения и транспортировки данных с помощью носителей.

Критерии обучения

Учащиеся должны знать:

  • роль данных в операциях хранения и передачи информации
  • принцип замены передачи информации передачей данных;
  • характерные особенности наиболее известных носителей данных.

Учащиеся должны понимать:

  • действие механизма образования данных при записи информации;
  • действие механизма воспроизведения информации из данных с помощью информационных методов.

Учащиеся должны уметь:

  • различать по контексту информацию и данные;
  • приводить примеры материалов и инструментов для записи информации;
  • приводить примеры носителей информации.

Ход урока

№ п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Доброжелательно поприветствовать учащихся. Учащиеся готовы к началу урока.
2 Как мы уже выяснили, информация становиться знаниями после упорядочивания и сохранения. Упорядочение информации методами сортировки и группировки мы уже рассмотрели, а сегодня рассмотрим, что происходит с информацией при её сохранении. А происходит при этом очень важное преобразование – информация превращается в данные.  
3 Обсуждаем, используя различные носители данных. (Записная книжка. Например, учителя информатики. Учебник математики Домненко Вероники. Аудио кассета видео кассеты. Дискеты 3,5'' и 5''. Лазерные диски CD и DVD.)
  1. Назовите объекты?
  2. Для чего предназначены эти объекты?
  3. Какие особенности имеют наиболее известных носителей данных
  4. Что такое данные?
  5. Как они создаются, записывается, хранятся и транспортируются?
  6. Чем данные отличаются от информации?
Ваша цель, ребята, узнать о природе данных, механизме их создания во время записи, способах хранения и транспортировки данных с помощью носителей.
Ребята называют предметы. Говорят, что в них хранятся знания. Приходят к выводу, что это и есть данные.
4 Информация и человек
Если человека нет, значит, нет информационного обмена и нет информации.
Информация неразрывно связана с человеком. Он её создаёт, передаёт, получает. Если есть человек, значит, у него есть окружающая среда, с которой он связан информационными связями, через которые происходит информационный обмен. Вот у меня записка, содержащая текст «Мама, я у друга Миши. По русскому - пятёрка. Саша».
- Нет, не исчезнет, но это не информация, а нечто иное – данные. Содержание записки станет информацией только тогда, когда её данные воспроизведёт кто-то, умеющий читать.
- Как же нет информации? А если я напишу, положу её на стол и покину комнату, то разве записка перестанет существовать? Разве информация, содержащаяся в ней, исчезнет?
Информационные методы
Записка, лежащая на столе – это данные. Информацию из неё получит тот, кто обладает зрением, достаточным освещением и умением читать, т. е. владеет необходимыми информационными методами. Для тех же, кто ими не владеет, записка останется просто данными.
Данные можно на время отложить, а потом, научившись читать, получить из них информацию. Данные можно передать другому человеку, владеющему необходимыми информационными методами. Он получит информацию из данных и вернёт её назад в удобной форме. Именно так и работают переводчики. Письмо, написанное на незнакомом языке, даёт нам не слишком много информации, зато оно несёт в себе данные. Если их передать переводчику, тот сможет воспроизвести информацию, содержащуюся в них, а потом вновь сохранить её, но уже в виде других данных на понятном нам языке. Теперь из этих данных мы и сами сможем получить информацию, хотя это не совсем та информация, которая была в оригинальном письме.
 
А теперь, ребята, поиграем. (Учитель шепчет на ухо ученику какое-то слово, например САМОЛЁТ). Ученик должен предать полученную информацию своему соседу, пользуясь только жестами и мимикой. Получив информацию, сосед записывает её на бумажке и передаёт бумажку паре учеников, сидящих перед ним. При этом он передаёт данные.
Один из учащихся читает написанное слово (получает информацию) и передаёт её соседу, пользуясь только мимикой и жестами, а тот записывает полученную информацию на бумажке – вновь создаёт данные.
Далее процесс повторяется, пока информация не достигнет первой парты. Собрав вместе бумажки, можно восстановить, как перемещалась информация и как она изменялась во время перемещения.
Обсудим итоги игры.
  1. Обратите внимание учащихся на то, сколько раз информация превращалась в данные и наоборот. Обсудите с детьми, как может влиять количество преобразований на точность передачи информации. Сделайте вывод.
  2. Обсудите, что произойдёт, если в цепочке окажется ученик, не умеющий писать. Сможет ли он создать данные из информации, полученной от партнера?
  3. Обсудите, что произойдёт, если в цепочке окажется ученик, не умеющий читать. Сможет ли он воспроизвести информацию из полученных данных?
  4. Допустим, что передача информации прервалась из-за того, что кто-то не умеет читать. Можно ли продолжить передачу, заменив игрока другим, умеющим читать?
  5. Можно ли продолжить передачу через год, подождав, пока игрок научится читать?
  6. Можно ли продолжить передачу, изменив маршрут движение данных, например, передав записку на другой ряд?
  7. Сделайте вывод о том, насколько механизм распространения данных гибче и надежнее, чем механизм распространения информации.
В этой игре учащиеся будут передавать друг другу информацию и данные. Если в классе три ряда рабочих мест, удобно привлечь к  игре учащихся среднего ряда, чтобы остальные школьники видели, как происходит передача. Передавать информацию будем с последнего места на первое. Особенность этой игры заключается в том, что часть пути информация проходит как собственно информация (один человек передает её мимикой и жестами), а часть пути она проходит в форме данных (один человек записывает информацию буквами, а другой её воспроизводит, то есть читает).
Данные и компьютер
Данные и информация связаны настолько тесно, что их часто путают. В бытовом общении мы часто говорим об информации там где на самом деле речь идёт о данных, и, наоборот, говорим о данных там, где речь должна идти об информации. Уметь различать информацию и данные особенно важно, когда мы имеем дело с компьютерами. Компьютеры помогают нам работать с информацией, но сами по себе они работают только с данными. Информация представляется в компьютерах в числовой форме. Данные в компьютере - это числа. На рисунке показан пример общения людей с помощью компьютеров. Мы можем говорить о том, что люди передают друг другу информацию, то есть обмениваются ею. Но если мы рассмотрим только компьютеры, без людей, то должны признать, что компьютеры передают друг другу лишь данные.
Рассматривают отпечатанный рисунок
Рисунок 1.
Отвечают на вопросы учителя:
«Что изображено на рисунке?», «Как вы понимаете этот рисунок?»
5 Как спасали Робота (рассказ) (приложение 1)
Темы для обсуждения
  1. Что наблюдал древний художник? Откуда он получал информацию?
  2. В какой форме древний художник представил полученную информацию?
  3. Почему он избрал именно эту форму представления информации?
  4. Как вы думаете, если бы ребята не нашли пещеру, то существовали бы рисунки, сделанные на её стенах?
  5. Можно ли считать рисунки информацией, если бы ребята не нашли пещеру?
  6. Что же существовало на стенах пещеры, до того как ребята её открыли, если это не информация?
  7. Найдите в рассказе пример того, как информационные методы позволили учёным получить информацию из данных.
Пересказывает Домненко В., ребята дополняют
Окружающая сред и её объекты
В графической - в виде рисунка
Доступная, наглядная
Да, они существуют
Нет, они не дают ни каких сведений
Данные Носороги обитают в тёплом климате.
6 Носитель информации – человек. Информация перемещается вместе с человеком или при передаче её от человека человеку. Магнитофон записывает информацию на магнитной ленте, фотоаппарат записывает изображение на фотопленке, художник записывает увиденное кистью на холсте. Всякий раз при этом образуются данные. Носителем данных может быть всё что угодно – всё, на чём можно оставить след. Данные перемещаются вместе с носителем или внутри носителя. Записку, тетрадь, книгу можно перевести или перенести. Электрические сигналы можно передать по проводам. Ребята осуждают вопросы на примерах тех носителей данных, которые были предложены в начале урока.
7 Ребята, спасибо за внимание. Отмечаю наиболее интересные и полные ответы учеников.  

Комментарии

Этап урока Использование активных методов обучения
1. Организационный  
2. Целеполагание Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала Обсуждение и понимание целей урока учениками. Использование наглядного материала стимулирует познавательный интерес, позволяет учителю опираться на субъективный опыт учащихся. Метод групповой дискуссии позволяет использовать опыт учащихся при предъявлении нового материала.
4. Усвоение нового Метод эвристической беседы. Организация дидактической игры стимулирует познавательную деятельность и уместна в младшем школьном возрасте. Компьютерный рисунок (Рисунок 1) также вызывает интерес у ребят, помогает понять тему урока.
5. Проверка понимания нового Учащиеся дома прочитали рассказ «Как спасали Робота», что уже является их субъективным опытом. В ходе беседы реализуется петля обратной связи. Учитель по правильности ответов и действий учащихся в процессе беседы и активности класса в подведении итогов урока может  судить о выполнении дидактической задачи.
6. Закрепление
7. Подведение итогов урока Сравниваются не учащиеся, а качество их ответов.