Программа элективного курса "Редактирование и создание изображений с помощью Adobe Photoshop"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Курс «Создание изображений с Adobe Photoshop 7.0» предназначен для учащихся 9, 10, 11-х классов. В этом курсе рассматриваются основные приемы работы с изображениями.

Современное общество предъявляет большие требования к информации представленной в графической форме. В школьном курсе информатики рассматривается работа в растровой и векторной графике, работе с цветом, приемы редактирования изображений.

Данный элективный курс позволяет учащимся более подробно познакомиться с растровым графическим редактором Adobe Photoshop. Рассматриваются аппаратные графические системы компьютера, форматы графических файлов, работа с цифровым фотоаппаратом, сканером, монитором, принтером. Рассматриваются популярные Web-форматы, приемы обработки изображений, правила оптимизации графических файлов, основы дизайна графических страниц. Программа Adobe Photoshop предъявляет повышенные требования к творческим способностям автора, к его художественному вкусу.

Содержание курса охватывает все базовые темы цифровой графики и закладывает основы для осмысленного продвижения вперёд тем ученикам, которые увлекутся этой ветвью информатики или даже посвятят ей свою будущую профессию.

Цель курса: изучение технологии создания графических изображений, освоение приемов преобразования графических изображений, научить использовать инструменты редактирования изображений, соответствующие производственным стандартам и предназначенные для профессиональных дизайнеров, создающих сложные графические изображения для сети Web и печати, а также создания ролловеров и GIF-анимаций.

Содержание курса рассчитано на изучение в течение 36 часов и включает в себя теоретическое обоснование темы и выполнение итоговой зачетной работы в виде графических изображений.

Содержание курса

Знакомство с рабочей областью (2 часа).

Запуск Adobe Photoshop и открытие файлов. Использование инструментов. Ввод значений. Просмотр изображений. Работа с палитрами. Использование контекстных меню. Использование онлайновой справки. Использование онлайновых служб Adobe. Переход к программе ImageReady.

Учащиеся должны:

  • осуществлять поиск инструментов в рабочей области;
  • выбирать инструменты на панели инструментов;
  • использовать панели параметров инструментов;
  • использовать меню View (Вид);
  • использовать инструмент Zoom (Увеличение);
  • использовать прокручивание изображения;
  • использовать палитры Navigator (Навигатор);
  • использовать панель Info (Информация);
  • изменять отображение палитр;
  • использовать меню палитр;
  • разворачивать и сворачивать палитры;
  • настраивать расположение палитр и диалогов;
  • использовать ключевые слова, ссылки и предметные указатели справочной системы.

Использование файлового браузера (1 час).

Исследование файлового браузера.

Учащиеся должны:

  • открывать закрывать и прикреплять палитру File Browser (Файловый браузер);
  • идентифицировать и изменять размеры четырех областей палитры File Browser (Файловый браузер);
  • удалять и переименовывать файлы, а также выполнять пакетное переименование файлов и палитре File Browser (Файловый браузер);
  • назначать файлам ранги и сортировать файлы по рангу;
  • поворачивать изображения без их открытия в программе Photoshop.

Основы фотокоррекции (2 часа).

Стратегия ретуширования. Разрешение и размер изображения. Поворот и обрезка фотографии. Настройка тонового диапазона. Удаление цветового оттенка. Замена цветов в изображении. Настройка яркости инструментом Dodge (Осветление). Настройка насыщенности инструментом Sponge (Губка). Применение фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость). Сохранение изображения для полноцветной печати.

Учащиеся должны:

  • выбирать правильное разрешение для сканируемой фотографии;
  • обрезать изображение до требуемого размера;
  • настраивать тоновый диапазон изображения;
  • удалять цветовой оттенок из изображения с помощью автокоррекции цвета;
  • настраивать насыщенность и яркость изолированных областей изображения с помощью инструментов Sponge (Губка) и Dodge (Осветление);
  • применять фильтр Unsharp Mask (Контурная резкость) для финального процесса фоторетуширования;
  • сохранять файл Adobe Photoshop в формате, который можно использовать в программе компоновки страниц.

Работа с выделениями (1 час).

Практика по созданию выделений. Перемещение содержимого выделения. Выделение инструментом Magic Wand (Волшебная палочка). Выделение инструментом Lasso (Лассо). Трансформация выделения. Выделение инструментом Magnetic Lasso (Магнитное лассо). Комбинирование инструментов выделения. Обрезка изображения и стирание внутри выделения.

Учащиеся должны:

  • выделять части изображения с помощью различных инструментов;
  • перемещать рамку выделения;
  • отменять выделение;
  • перемещать и дублировать выделение;
  • ограничивать перемещение выделения;
  • выбирать области изображения, основываясь на близости или цвете пикселов;
  • перемещать выделение с помощью клавиш со стрелками;
  • добавлять в выделения новые области и вычитать их из выделений;
  • поворачивать выделение;
  • использовать несколько инструментов выделения для создания сложного выделения;
  • обрезать изображение;
  • стирать внутри выделения.

Основы работы со слоями (2 часа).

Общие сведения о слоях. Изменение порядка слоев. Добавление текста. Редактирование текста. Объединение слоев и сохранение файлов. Создание набора слоев и добавление слоя.

Учащиеся должны:

  • распределять рисунок по слоям;
  • создавать новые слои;
  • просматривать и скрывать слои;
  • выбирать слои;
  • удалять рисунок из слоев;
  • переставлять слои для изменения порядка рисунков в изображении;
  • применять к слоям режимы перехода;
  • связывать слои, чтобы работать над ними одновременно;
  • применять к слою градиент;
  • добавлять в слой текст и применять к нему эффекты слоя;
  • сохранять копию файла с объединенными (flattened) слоями.

Маски и каналы (2 часа).

Работа с масками и каналами. Создание быстрой маски. Редактирование быстрой маски. Редактирование маски. Загрузка маски как выделения и применение настройки. Применение эффекта фильтра к маскированному выделению. Создание градиентной маски. Применение эффектов с помощью градиентной маски.

Учащиеся должны:

  • уточнять выделение с помощью быстрой маски;
  • сохранять выделение как маску канала;
  • просматривать маску с помощью палитры Channels (Каналы);
  • загружать сохраненную маску и применять эффекты;
  • рисовать в маске, чтобы модифицировать выделение;
  • создавать сложные выделения с помощью команды Extract (Извлечь);
  • создавать и использовать градиентную маску.

Ретуширование и восстановление (2 часа).

Восстановление областей инструментом Clone Stamp (Клоновый штамп). Использование инструмента Pattern Stamp (Штамп узоров). Использование инструментов Healing Brush (Лечащая кисть) и Patch (Заплатка). Ретуширование в отдельном слое.

Учащиеся должны:

  • использовать инструмент Clone Stamp (Клоновый штамп) для исключения из изображения нежелательных частей;
  • использовать инструмент Patter Stamp (Штамп узоров) и фильтр Pattern Maker (Создатель узоров) для замены части изображения;
  • использовать инструменты Healing Brush (Лечащая кисть) и Patch (Заплатка) для смешивания исправлений;
  • вносить поправки в дублированный слой и настраивать его для создания естественного вида;
  • возвращаться назад в пределах сеанса работы с помощью палитры History (Предыстория);
  • использовать инструменты History Brush (Историческая кисть) для частичного восстановления изображения в предыдущее состояние;
  • использовать снимки (snapshots) для сохранения ранних состояний вашей работы и сопоставления альтернативных подходов к обработке изображения.

Рисование и редактирование (3 часа).

Определение пользовательского рабочего пространства. Смешивание изображения с фоном. Изменение изображений инструментами возврата. Эффективное использование инструмента Brush (Кисть). Использование фильтра Pattern Maker (Создатель узоров) для создания рамы картины.

Учащиеся должны:

  • определять пользовательское рабочее пространство, которое приспособлено для решения задач рисования;
  • использовать слои для рисования, настройки, добавления эффектов и изменения цветов конкретных частей изображения;
  • задавать режим перехода и непрозрачность слоя для настройки взаимодействия друг с другом перекрывающихся цветов и элементов изображения;
  • задавать режим смешивания и непрозрачность штриха инструмента рисования для настройки взаимодействия нанесенного штриха с другими пикселями изображения;
  • использовать палитру History (Предыстория) и инструменты возврата для внесения поправок и добавления эффектов;
  • использовать предварительно заданные кисти;
  • создавать и использовать пользовательские кисти;
  • создавать и применять узор из другого изображения для создания рамки картины.

Основные приемы работы инструментом Pen (Перо) (2 часа).

Общие сведения о путях и инструменте Pen (Перо). Рисование прямоугольных путей. Рисование криволинейных путей. Комбинирование криволинейных и прямолинейных сегментов пути. Редактирование точек привязки. Использование путей в рисунке. Добавление слоев для завершения эффекта.

Учащиеся должны:

  • рисовать прямолинейные и криволинейные пути с помощью инструмента Pen (Перо);
  • сохранять пути;
  • заливать и обводить пути;
  • редактировать пути с помощью инструментов редактирования путей;
  • преобразовывать пути в выделение;
  • преобразовывать выделение в путь.

Векторные маски, пути и фигуры (2 часа).

Общие сведения о точечных изображениях и векторной графике. Создание фона объявления. Работа с текстом. Работа с заданными пользовательскими фигурами.

Учащиеся должны:

  • различать точечную и векторную графику;
  • рисовать и редактировать фигуры и пути слоя;
  • описывать и использовать эскизы и значок связи в слое фигуры;
  • создавать сложные фигуры путем объединения или вычитания различных фигур;
  • объединять векторные пути для создания фигуры;
  • использовать режим редактирования для добавления и редактирования текстового слоя;
  • использовать текстовый слой для создания рабочего пути;
  • использовать рабочий путь для создания векторной маски;
  • загружать и применять пользовательские фигуры.

Дополнительные приемы работы со слоями (2 часа).

Создание путей для вырезания в слое. Создание слоя настройки. Создание градиентного слоя высечек. Импортирование слоя из другого файла. Применение стилей слоя. Дублирование и создание вырезок в слое. Плавление слоя. Создания слоя рамки. Объединение слоев многослойного изображения.

Учащиеся должны:

  • создавать отсекающие группы, которые позволяют использовать изображение на одном слое как маску для рисунка на других слоях;
  • создавать наборы слоев для организации слоев и управления ими;
  • добавлять в изображение слои настройки и использовать их для настройки цвета и тонов без необратимого изменения пикселов изображения;
  • создавать слои с высечками, чтобы использовать один слой для выборочного открытия других слоев;
  • импортировать слои из других файлов Photoshop;
  • работать с текстовыми слоями;
  • дублировать и обрезать слои;
  • добавлять в слои стили слоя и применять эффекты к нескольким слоям;
  • преобразовывать слои в растровый формат;
  • преобразовывать отсекающие пути в маски;
  • оплавлять слой, придавая ему подтаявший вид;
  • объединять слои в многослойных файлах и сохранять их, значительно уменьшая размер этих файлов.

Создание специальных эффектов (2 часа).

Автоматизация выполнения многошаговой задачи. Установка монтажа из четырех изображений. Ручная раскраска выделений в слое. Изменение цветового баланса. Применение фильтров.

Учащиеся должны:

  • записывать и воспроизводить действия (action) для автоматического выполнения последовательности шагов;
  • добавлять направляющие для облегчения точного позиционирования и выравнивания изображений;
  • сохранять выделения и загружать их как маски;
  • применять цветовые эффекты только к немаскированным областям изображения;
  • добавлять слой настройки для корректировки цветов в выделении;
  • применять к выделениям фильтры для создания различных эффектов;
  • добавлять стили слоев для создания редактируемых спецэффектов.

Подготовка изображений к двухцветной печати (2 часа).

Цветная печать. Использование каналов и палитры Channels (Каналы). Использование каналов для замены цвета на полутон. Задание значений для черной и белой точек. Повышение резкости изображения. Установка плашечного цвета. Добавление плашечного цвета.

Учащиеся должны:

  • преобразовывать цветное изображение в одноцветное изображение и улучшать его общее качество;
  • настраивать тоновый диапазон изображения путем задания значений черной и белой точек;
  • повышать резкость изображения;
  • преобразовывать цветное изображение в полутоновое изображение;
  • добавлять плашечный цвет в выделенные области изображения.

Оптимизация изображений Web и карты ссылок (3 часа).

Оптимизация изображений с помощью программы Photoshop или ImageReady. Оптимизация изображения JPEG. Оптимизация изображения GIF. Управление сглаживанием (dither). Задание прозрачности фона. Создание сглаженной (dithered) прозрачности. Работа с картами ссылок (программа ImageReady). Пакетная оптимизация файлов.

Учащиеся должны:

  • оптимизировать файлы JPEG и GIF и настраивать параметры оптимизации, чтобы добиться желаемого баланса между размером файла и качеством изображения;
  • настраивать величину сглаживания (dithering) применяемого к изображению;
  • задавать для изображения прозрачный фон;
  • создавать гипертекстовую карту ссылок;
  • обрабатывать файлы в пакете, чтобы автоматизировать процесс оптимизации.

Добавление интерактивных срезов и ролловеров (2 часа).

Общие сведения о срезах. Разрезание изображений в программе Photoshop. Разрезание изображения в программе ImageReady. Оптимизация срезов в программе ImageReady. Создание ролловеров. Работа с дополнительными состояниями ролловеров. Просмотр завершенных страниц в браузере. Сохранение разрезанных изображений в программе ImageReady.

Учащиеся должны:

  • создавать срезы изображений четырьмя разными способами;
  • оптимизировать отдельные срезы изображений, используя различные параметры и форматы файлов;
  • создавать срезы «без изображений» для размещения текста и кода HTML;
  • создавать ролловеры кнопок;
  • применять к текстовому слою стиль деформированного текста;
  • создавать для срезов состояния Over (Над), Down (Нажатый) и Selected (Выделенный) ролловеров;
  • задавать различные комбинации скрытых и видимых слоев в качестве назначенных условий для различных состояний ролловеров;
  • генерировать страницу HTML, которая содержит разрезанное изображение в таблице.

Создание анимированных изображений для Web (2 часа).

Создание анимаций в программе Adobe ImageReady. Анимация путем скрытия и показа слоев. Анимация с помощью непрозрачности и положения слоев. Использование расширенных свойств слоя для создания анимаций.

Учащиеся должны:

  • открывать многослойное изображение для использования в качестве основы анимации;
  • использовать палитру Layers (Слои) и палитру Animation (Анимация) совместно для создания анимационных последовательностей;
  • вносить изменения в одиночные кадры, во множество кадров и во всю анимацию;
  • использовать команду Tween (Промежуточные кадры) для создания плавных переходов между кадрами с различными настройками непрозрачности и положения слоев;
  • просматривать анимации в программе Adobe ImageReady и Web-браузере;
  • оптимизировать анимацию с помощью палитры Optimize (Оптимизация).

Создание и печать согласованным цветом (2 часа).

Воспроизведение цветов. Задание параметров управления цветом. Пробная печать изображения. Идентификация цветов, выпадающих из гаммы. Настройка изображения и печать пробного оттиска. Сохранение изображения как цветоделения. Выбор параметров печати. Печать.

Учащиеся должны:

  • определять цветовые пространства RGB, CMYK, в также полутоновое цветовое пространство для изображения, редактирования и печати изображений;
  • подготавливать изображение для печати на принтере;
  • создавать пробный оттиск для печати;
  • создавать цветоделение, процесс, посредством которого цвета в изображении RGB распределяются по четырем составным цветам CMYK: синему, пурпурному, желтому и черному;
  • знать каким образом изображения подготавливаются для печати на печатных машинах.

Итоговое занятие. Выполнение зачетной работы (2 часа).

Литература

  1. Adobe Photoshop 7.0. Официальный учебный курс. Учебное пособ. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2003.
  2. Буковецкая О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. – М: ДМК. 1999.
  3. Гринберг С. Цифровая фотография. Самоучитель. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2004.
  4. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  5. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. Учебник для вузов. (+CD). – СПб: Питер, 2002.
  6. Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  7. Солоницин Ю. Photoshop 7 для подготовки web-графики. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
  8. Шнейдеров В. Фотография, реклама, дизайн на компьютере. Самоучитель. (+CD). – СПб: Питер, 2002.