Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка по теме "Суффикс. Роль суффикса в слове"

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе


Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: Уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.

Задачи:

  • Познакомить с ролью суффикса в слове;
  • развитие внимания, памяти;
  • воспитание  доброго, ласкового отношения к окружающим.      

Ход урока

1. Орг. момент:

Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».

2. Работа в тетради:

- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».

- Подчеркните опасные места.

- Что общего во всех словах? (Словарные.)

3. Пятиминутка  чистописания:

   ОК   ИК   ЧИК   УШК   ОНОК

   ЛЕСОК    СТУЛЬЧИК      ДОМИК  

- Что интересного увидели в 1-й строке?

- Как можно одним словом назвать эти сочетания букв?

- Что общего между словами 2-й строки?

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

4. Словарная работа.  Разгадывание кроссворда

- Угадайте словарное  слово по его значению.

–   Запишите слова в строку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

1. Страна, в которой мы живем.

2. Население страны.

3. Язык, на котором говорят россияне.

4. Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети …

5. Бывает классная, бывает домашняя.

6. Столица нашей Родины.

Самопроверка: Сверьтесь с записью на доске.                 

- Какое слово высветилось в кроссворде? (Состав.)

- Как вы понимаете  слово «состав»?

(Ученик дома работал со  словарем,  добавляет, если необходимо.)

(СОСТАВ числа: например, 6 это 3+3, 2+4, 1+5;
В    СОСТАВ воздуха входит кислород, которым мы дышим;
Офицерский СОСТАВ: лейтенант, капитан, майор;
Прицепленные друг к другу вагоны – тоже СОСТАВ)

- Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

- Как думаете, о составе чего будем говорить на уроке? (О составе слова.)

5. Актуализация знаний:

- Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)

- Задайте вопросы друг другу по этой теме?

  • Что такое корень?
  • Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
  • Какие слова называются однокоренными?  (2 признака однокоренных слов.)

- А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг другу?

Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено значение слова)

Физминутка «Кони вышли на старт»

- На старт, внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)

- Барьер (хлопок)

- Галоп (по коленям)

- Двойной барьер (2 хлопка)

- Галоп (по коленям)

- Трава (трут ладони)

- Галоп (по коленям)

- Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами шевелим возле губ)

- Галоп (по коленям)

- Финиш (девочки кричат: Эге-гей!  Мальчики: Ура!)

6. Введение в тему.

- Откройте учебник на стр. 78.

Рассмотрите центральный  кадр на фотопленке.

- Что подставил Петя Зайцев к корню? Где?

- Что такое ОК?

- Где мы уже встречались с суффиксами? (В «Моей любимой азбуке».)

- КАК думаете, что мы сегодня будем изучать?

7. Сообщение темы и цели урока.     

Цель: На уроке узнаете:

  • Что такое суффикс?
  • Где он стоит?
  • Для чего нужен?

8. Повторение  изученного

Нос лед мышь
Носик ледок мышонок

- Как называются эти пары  слов? (однокоренные слова)

- Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК.  (Толстый и тонкий)

- Изменился ли смысл слова? (да)

- Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)

- Сравните  другие слова.

- Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.

- Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».

 - Поместите свои схемы на доске под словами.

- Что интересного заметили?  (Слова разные, схемы одинаковые)

- Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня  есть ещё суффикс.)

- Раз схемы одинаковые, я оставлю тольк