Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка по теме "Суффикс. Роль суффикса в слове"

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе


Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: Уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.

Задачи:

  • Познакомить с ролью суффикса в слове;
  • развитие внимания, памяти;
  • воспитание  доброго, ласкового отношения к окружающим.      

Ход урока

1. Орг. момент:

Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».

2. Работа в тетради:

- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».

- Подчеркните опасные места.

- Что общего во всех словах? (Словарные.)

3. Пятиминутка  чистописания:

   ОК   ИК   ЧИК   УШК   ОНОК

   ЛЕСОК    СТУЛЬЧИК      ДОМИК  

- Что интересного увидели в 1-й строке?

- Как можно одним словом назвать эти сочетания букв?

- Что общего между словами 2-й строки?

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

4. Словарная работа.  Разгадывание кроссворда

- Угадайте словарное  слово по его значению.

–   Запишите слова в строку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

1. Страна, в которой мы живем.

2. Население страны.

3. Язык, на котором говорят россияне.

4. Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети …

5. Бывает классная, бывает домашняя.

6. Столица нашей Родины.

Самопроверка: Сверьтесь с записью на доске.                 

- Какое слово высветилось в кроссворде? (Состав.)

- Как вы понимаете  слово «состав»?

(Ученик дома работал со  словарем,  добавляет, если необходимо.)

(СОСТАВ числа: например, 6 это 3+3, 2+4, 1+5;
В    СОСТАВ воздуха входит кислород, которым мы дышим;
Офицерский СОСТАВ: лейтенант, капитан, майор;
Прицепленные друг к другу вагоны – тоже СОСТАВ)

- Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

- Как думаете, о составе чего будем говорить на уроке? (О составе слова.)

5. Актуализация знаний:

- Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)

- Задайте вопросы друг другу по этой теме?

  • Что такое корень?
  • Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
  • Какие слова называются однокоренными?  (2 признака однокоренных слов.)

- А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг другу?

Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено значение слова)

Физминутка «Кони вышли на старт»

- На старт, внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)

- Барьер (хлопок)

- Галоп (по коленям)

- Двойной барьер (2 хлопка)

- Галоп (по коленям)

- Трава (трут ладони)

- Галоп (по коленям)

- Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами шевелим возле губ)

- Галоп (по коленям)

- Финиш (девочки кричат: Эге-гей!  Мальчики: Ура!)

6. Введение в тему.

- Откройте учебник на стр. 78.

Рассмотрите центральный  кадр на фотопленке.

- Что подставил Петя Зайцев к корню? Где?

- Что такое ОК?

- Где мы уже встречались с суффиксами? (В «Моей любимой азбуке».)

- КАК думаете, что мы сегодня будем изучать?

7. Сообщение темы и цели урока.     

Цель: На уроке узнаете:

  • Что такое суффикс?
  • Где он стоит?
  • Для чего нужен?

8. Повторение  изученного

Нос лед мышь
Носик ледок мышонок

- Как называются эти пары  слов? (однокоренные слова)

- Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК.  (Толстый и тонкий)

- Изменился ли смысл слова? (да)

- Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)

- Сравните  другие слова.

- Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.

- Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».

 - Поместите свои схемы на доске под словами.

- Что интересного заметили?  (Слова разные, схемы одинаковые)

- Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня  есть ещё суффикс.)

- Раз схемы одинаковые, я оставлю только по одной.

- Разделите  слова на две группы.

- Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?   

-  Слово лед и ледок – это одно и то же слово или разные слова? (разные)

- Что сделало слово другим? (суффикс)

-  Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)

Вывод: Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его роль.

9. Формулирование учащимися определения.

- Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?  (2 ребенка)

10. Сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике.

- Сравните с правилом в учебнике, на стр. 79.

11. Воспроизведение правила. Примеры.

12. Практическая часть урока: (начало формирования умений)

  • Работа в парах.

- Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Для этого, поработаем в парах.

На середине стола у вас лежат карточки. Переверните. Прочитайте слова. Посоветуйтесь и решите вместе: какую роль сыграл суффикс?

Прочтите  первую пару. ( Иван – Иванушка)

Какое получилось слово?  (ласковое)

- Какая часть слова сделала имя Иван ласковым? (суффикс  -УШК-)

- Приведите примеры.

- У кого ещё есть ласковые слова? (заяц - заюшка)   

- С помощью какого суффикса оно образовалось?  (суффикс – ЮШК-)

- Какой суффикс сделал ласковыми ваши другие слова?   (- ЕНЬК-, -ОНЬК-)

- Итак, какие суффиксы делают слово ласковым. Слова с такими суффиксами употребляются в разговорной речи, в сказках, в народных песнях, потешках.

-  Используете ли вы в речи такие суффиксы?

- Назовите своего соседа ласковым именем.

  • Поднимите руки, у кого есть слова с суффиксом -ОК-?

- Какое значение  он вносит?

- Какие ещё суффиксы делают слова «маленькими»? (-ИК-, -ЧИК-)

Игра «Побудь волшебником»

- Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

НОС,    ЗУБ,    ХВОСТ,    СТОЛ,    СТАКАН 

Итак, суффиксы -ОК-,  -ИК-,  -ЧИК- любят в стране Лилипутов.

Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное  значение

  • А вот в стране Великанов любят совсем другой суффикс: какой, узнаете выполнив упр. 126, стр. 79.

Работа по учебнику.

- Посмотрите на этих героев. Узнали вы их? (это из кукольного театра).

- В каких сказках они живут?

- Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей  - хором.

- Чем похожи все эти слова?  (-онок-, -ёнок-) – у них один суффикс.

- Грамматическая задача.

Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»?

– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

– А ты кто?

– А я ваша тетка – Гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

– Кто же прав? Почему? (Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).

– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята). Выделите корень и суффикс. Какой суффикс указывает на то, что маленьких гусей много?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать? (Ребята по очереди называют цепочку родственных слов: гусак, гусиный (шаг), гуськом (друг за другом), гусятница, гусятина.

Физминутка.    

Покажите гусиный шаг.  Когда вы идете выстроившись друг за другом – говорят «гуськом».

Вывод: какие слова образовали? С помощью какой части слова они образованы?

– Ребята, а какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный  т.е. гусеничный след от трактора, танка: состоят из звеньев и способ передвижения похож).

  • Самостоятельная работа (на карточках).

– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.

– Впишите нужные  слова. 

- Выделите суффиксы.      

Самопроверка: сверьте с тем, что на доске.

13.  Творческая работа.

Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым (устно):

Мама сказала:

«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»

14. Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог:

Закончи предложение:  СУФФИКС НУЖЕН…

15. Задавание домашней работы:

- Откройте «Дидактические материалы» - с.50, упр. 107. Прочитайте задание и текст.

- Есть ли вопросы? затруднения? Это Д/З.

- Откройте дневники, запишите. Это задание для всех.

Дополнительное задание для желающих: Придумать сказку о суффиксе.