Урок-игра "Эстафета", 9-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 9


Цель: Закрепление навыков решение комбинаторных задач простейшего типа; повторение понятий и определений комбинаторики.

Девиз урока:

Не нужно нам владеть клинком
Не ищем славы громкой
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс делится на 2 группы. Выбираются капитаны. Эстафета состоит из 7 этапов.

II. Игра.

1. Разминка.

1) Исход эксперимента или наблюдения которой при реализации данного комплекса условий может произойти, а может и не произойти?
(Случайное событие)
1) Событие, которое при реализации данного комплекса условий непременно произойдёт?
(Достоверное событие)
2) Событие, которое заведомо не может произойти при реализации данного комплекса условий.
(Невозможное)
2) Размещения, отличающиеся друг от друга только порядком расположения элементов.
(Перестановки)
3) Выборки, составляемые из элементов, не отличающиеся по своему объёму, но отличающиеся по составу хотя бы одним элементом.
(Сочетание с повторениями)
3) Среднее значение случайной величины.
(Математическое ожидание)

2. Бег с препятствием.

Какие из следующих событий достоверные:
А – «два попадания при трёх выстрелах»,
В – «появление не более 18 очков при                               бросании трёх игральных костей»,
С – «наугад выбранное трёхзначное число не больше 1000»,
Д – «наугад выбранное число, составленное из цифр 1, 2, 3 без повторений, меньше 400»?
(В, С и Д)
Какие из следующих событий невозможные:
А – «опаздывание ленинградского экспресса в субботние дни»,
В – «появление 17 очков при бросании 3 игральных костей»,
С – «появление слова «мама» при случайном наборе букв а, а, м, м»,
Д – «появление составленного из цифр 1, 2, 3, 7, 8 и кратного 9 числа при случайном однократном наборе цифр»
(Д)

3. «Попадание в цель». (Назвать формулы)

1) Р (А) = Р (А/ В1) ∙ Р (В1) + Р (А/В2) ∙ Р (В2)  + … + Р (А/Вn) ∙ Р (Вn).
(Формула полной вероятности)
2) С = А – В
(Формула разности событий)
3) М (ξ) = х1 р1 + х2 р2 + … + хn рn
(Математическое ожидание)
1) Сnm = (n!) / ((n - m)! m!)
(Число сочетаний)
2) Р (Sn = m) ≈ (km /m!) ℓ- k
(Формула Пуассона)
3) Д (ξ) = М (ξ 2) – М2 (ξ)
(Дисперсия)

4. Состязание капитанов

О каком событии идёт речь?

1) Стакан с водой перевернём дном вверх
(Вода выльется – произойдёт достоверное событие)
2) Чему равно математическое ожидание постоянной величины?
(Этой величине)
1) Произведено три выстрела по мишени. Произошло пять попаданий.
(Невозможное событие)
2) Чему равна дисперсия постоянной величины?
(Нулю)

5. «Кто быстрее?» (Решить задачи.)

1) В урне 15 белых и 25 чёрных шаров. Из урны наугад вынимается один шар. Какова вероятность того, что он будет белым?
(15/40 = 3/8 = 0, 375)
2) Из слова СОБЫТИЕ случайным образом выбирается одна буква. Какова вероятность того, что она окажется гласной?
(4/7 = 0, 571)
3) Одновременно бросают 3 монеты. Сколько равновозможных исходов у этого эксперимента?
(8)
1) Из русского алфавита случайным образом выбирается одна буква. Какова вероятность того, что она окажется гласной?
(10/ 33 = 0, 303)
2) Абонент забыл последнюю цифру телефонного номера и набрал её на удачу, помня только, что эта цифра нечётная. Найти вероятность того, что номер набран правильно.
(5/10 = ½ = 0, 5) 
3) Одновременно бросают 3 монеты. С какой вероятностью все монеты выпадут на одну сторону?
(2/8 = ¼ = 0, 25)

6. «Ловкачи!» (Решить задачу.)

Сколькими способами в игре «Спортлото» можно выбрать шесть номеров из 49?
496 = (49!)/6! (49 - 6)!) = (49!) / (6!43!) = (49 ∙ 48 ∙ 47 ∙ 46 ∙ 45 ∙ 44) / (1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6) = 13 983 816) – сочетания без повторений
У Робина – Бобина Барабека 40 соседей. Он решил пригласить двоих из них на обед. Сколько у него способов это сделать
402 = (40!) / (2! (40 - 2) ! ) = (40!) / (2!38!) = (40 ∙ 3) / (1 ∙ 2) = 780) – сочетания без повторений

7. «Прыжки в длину» (Решить задачу.)

Имеется шесть перчаток различных размеров. Сколькими способами можно выбрать из них одну перчатку на левую руку и одну на правую руку так, чтобы эти перчатки были различных размеров?
(Решается по правилу произведения 6 ∙ 5 = 30 способов)
Гера, Афина и Афродит попросили Париса не только назвать самую красивую из них, но и указать, кто на «втором и третьем месте». Сколько есть вариантов ответа?
(Решается по правилу произведения 3 ∙ 2 ∙ 1 = 6 способов)

III. Подведение итогов.