Классный час "Птицы – наши друзья", 5–6-й классы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку,
  • воспитывать бережное отношение к птицам в разные времена года.

Оформление:

  • плакаты “Птицы – наши друзья”, “Человек – друг природы”;
  • плакат с кроссвордом “Наши пернатые друзья”;
  • книга с красочными фотографиями птиц “Песня о лесе”.

Оборудование:

  • скворечник,
  • звукозапись с голосами птиц.

Ведущий: – 21 марта – день весеннего равноденствия – день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок.

Утром 21 марта, по старинному русскому обычаю, пекут жаворонки булочки с носиками, с изюминками на месте глаз. В этот день выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня начинается месяц птиц. И вот идёт Апрель месяц. “Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди, что–то ещё будет!”

Мальчик:

Солнце ласково смеётся
Светит ярче, горячей,
И с пригорка, звонко льётся
Разговорчивый ручей.

Я. Колас.

Ведущий: – Напоенная вешней водой, тёплыми дождями земля надевает зелёное платье, с пестринками нежных подснежников.

А лес всё ещё стоит голый, ждёт своей очереди, когда им займётся весна. Но уже началось тайное движение сока в деревьях, наливаются почки, расцветают цветы на земле и в воздухе – на ветвях.

Девочка: – С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы.

Ведущий: – Началось великое переселение птиц на Родину. Птицы валом валят на родину с зимовок. Переселение идёт в строгом порядке, отрядами каждый отряд в свою очередь.

В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд.

Первыми трогаются те, что осенью улетели от нас последними. Последними – те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пестрые птицы: им надо дождаться свежий листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас ещё им не спрятаться у нас от врагов – хищных зверей и птиц.

Девочка:

И кажется, весна сама в разведку.
Послала птицу, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл

(Стук в дверь – грач входит)

Грач: – Мы грачи открыли весну. На всех проталинах появились наши стаи. Зиму мы провели на юге нашей страны. Мы очень спешили к вам на север – к себе на родину. По дороге мы не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибли в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь мы отдыхаем. Мы важно расхаживаем по дорогам и ковыряем крепкими носами землю.

Ведущий: – Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Так же просто устраивают свои гнезда их ближайшие родственники – вороны и галки.

Бюро: – А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

“А знаете ли вы?”

- Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

(Стук в дверь опять – входит скворец с объявлением.)

Объявление

Ищем квартиры

Домики – особняки из плотно сбитых досок не тоньше 2 см.
Высота 32 см, площадь 15 х 15 см2; вход (леток) 5 см на высоте 23 см от пола, с видом на солнечную сторону
Мы уже прилетели!

Скворцы.

Скворец: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня …

Все: –  Скворец!

Скворец: – Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век живу там, где живёт человек. Селюсь с колхозником рядом, слежу, за его полем и садом - очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец!

Ведущий: – Послушайте, ребята, небольшой рассказ Г. Скребицкого.

Мальчик: – Скворцы заняли домик на берёзе. Устроили в нём своё гнездо. Я спросил у отца: “Сколько гусениц и разных жуков скворцы за день птенцам перетаскивают?” Отец ничего не ответил, а принёс лист бумаги и карандаш. “Вот, говорит, - посиди под берёзой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, ставь на листе карандашом черточку. А потом подсчитаем”. Уселся я под берёзой и стал за скворцами следить. И что же? До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек наставил. даже рука устала.

Бюро: – А знаете ли вы ребята?!

“А знаете ли вы?”

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

Ведущий: – Ребята, а чтобы вам не было скучно, давайте с вами попробуем разгадать кроссворд.

(Обратиться к плакату с кроссвордом. Приложение).

(Стук в дверь опять)

Ведущий: – Кто там?

Печкин: – Это я почтальон – Печкин.

Принес на ваш праздник телеграммы. Эти телеграммы пришли из “Лесного совета птиц”.

Кому их поручить?

Ведущий: – Сдайте их, пожалуйста, почтальон – Печкин в бюро “А знаете ли вы?”

Печкин: – Хорошо!

Ведущий: – Почтальон – Печкин, а что это у вас за посылка?

Печкин: – Я очень устал. Можно я отдохну. А потом вам раскрою свой секрет.

Ведущий: – Да, отдохните! Ребята, пока почтальон – Печкин отдохнёт, а сотрудники бюро “А знаете ли вы?” разберутся с телеграммами из лесного совета птиц, давайте с вами сыграем в игру “Брей - ринг”. Условия игры таковы: две команды по 6 человек. Разыгрываются 6 очков (6 вопросов). Задаётся вопрос – на обдумывание даётся 1 минута, можно сразу отвечать, а эту минуту использовать при ответе на следующие вопросы.

Отвечает первой команда, которая первой просигналит. Если ответ не верный. То может ответить следующая команда. Выигрывает та команда, которая наберёт больше очков.

Брей-ринг.

  1. С какого дня (по календарю) считается начало весны? (с 21 марта)
  2. Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? Почему? (Грязный, потому что он тёмный. Тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей. (В чёрной шапке летом жарче всего))
  3. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Белая куропатка: зимой она белая, летом пегая)
  4. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье гнездо плоское, лотком, а сорочье – круглое, с крышей)
  5. Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (ласточки)
  6. Где устраивают гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В рощах и садах, в дуплах)

Ведущий: – А теперь ребята, давайте послушаем сотрудников бюро “А знаете ли вы?”, которые нам прочитают телеграммы Лесного совета птиц.

Бюро: А знаете ли вы, ребята?!

“А знаете ли вы?”

Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

- А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

- Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

- Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей.

- Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

- Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.

- Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, питаясь, на свалках и помойках способствуют, оздоровлению местности.

Ведущий: – Ну что, почтальон – Печкин отдохнули? Может быть, вы откроете нам свой секрет?

Печкин: – Дело в том, что я давно приметил этого скворчика с объявлением (когда к вам спешил с почтой на праздник). Вот и подумал, что вы ещё не взрослые и не догадаетесь смастерить скворечник. Поэтому решил вас выручить. Зашёл в вашу школьную мастерскую и заказал у старших ребят. И вот они мой заказ выполнили.

(достаёт скворечник).

Ведущий: – Ну что, скворец – молодец, нравиться тебе квартира?

Скворец: – Конечно, спасибо большое!

Ведущий: – Ребята, особенно трудно находить корм птицам во время снегопадов, метелей, в сильные морозы, тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима ваша помощь. Зимой вы должны строить кормушки и подкармливать своих пернатых друзей.

Мальчик: – Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.

Ведущий: – Ребята, вот в этой книге “Песня о лесе” собраны фотографии о птицах. Если мы их будем рассматривать, то заметим, что как дополняет собой каждый снимок птица: Своей окраской, своим образом жизни, своей неповторимостью.

- А если мы прислушаемся к пению птиц – вот что поистине образует нашу душу, наполнит её добротой и теплом. И невольно задаёшь себе вопрос: “А возможна ли наша жизнь без всех этих звуков и красок”, и отвечаешь: “Наверно нет! Это затронет струнку сердца каждого человека”.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру “Угадай, чей это голос?”

(Звукозапись с голосами птиц)

Девочка: – Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашей школьной территории. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Мальчик:

Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!

Слово гостям – Исполнение песни “Берегите лес!”

Все участники получают призы

Ведущий: - А теперь, ребята, давайте все вместе выйдем на улицу и посадим саженцы, которые вы заготовили. А также прикрепим скворечник-подарок почтальона -Печкина.

Печкин: –Ребята, вот сейчас вы пойдёте и прикрепите скворечник. Пусть в нём поселятся ваши пернатые друзья и охраняют ваш сад от вредных гусениц и жуков. И мне хочется зачитать самому последнюю телеграмму, которую я принёс от “Лесного совета птиц”:

“Ребята, пусть у вас в школе станет доброй традицией отмечать День птиц, и пусть каждый школьник принесёт на праздник скворечник. Так мы условились. Скворечник – это будет наш пропуск на праздник.

Лесной совет птиц

Ребята выходят на улицу.