Разработка урока по предмету "Мировая художественная культура"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

1. Знакомство с понятием нового направления в духовной культуре “романтизм”.

2. Формирование потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно – эстетическому опыту человечества.

3. Развитие в формирующемся самосознании молодых людей культуры художественного восприятия.

Задачи

1. Определить историческую обусловленность идейно- художественных поисков романтического искусства.

2. Выявить причины изменения взгляда творцов искусства на человека и его взаимоотношения с миром.

3. Сформулировать основные отличительные черты романтического героя.

Оборудование урока:

Технические средства: Компьютер, проектор, магнитола с МР3 проигрывателем.

Зрительный ряд:

1. Презентация урока (приложение 1)

2. Репродукции работ художников просветителей (на усмотрение учителя) и романтиков:

а) О.А. Кипренский “Автопортрет”

б) Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах”

3. Выставка произведения Виктора Гюго, сборник стихов Байрона и др. Литературный ряд:

1. Емохонова Л.Г. Учебник “Мировая художественная культура” - М.: Издательский центр “Академия”, 2005, стр. 375 – 385

2. Данилова Г.И.

Мировая художественная культура: от XVII века до современности.Профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

3. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В.

Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя. - М.: ООО “Фирма МХК”, 2004.

4. Рапацкая Л.А.

Мировая художественная культура: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреж. – М.: Владос, 2006

5. Воронихина Л.Н., Михайлова Т.М.

Русская живопись XVIII – XIX века. Книга для чтения. М.: Русский язык, 1990.

Музыкальный ряд:

1. И.С. Бах “Органная прелюдия” (приложение 2)

2. Людвиг ван Бетховен “Лунная соата” (приложение 2)

3. Симфония № 5 “Героическая” (приложение 2)

План драматургии урока:

1. Экспозиция: литературные эпиграфы, музыкальное вступление, зрительный ряд.

2. Завязка: первое знакомство с образом романтических героев.

Зрительный ряд. Создание проблемной ситуации.

3. Формулировка проблемы: причины появления нового героя в искусстве.

4. Разработка: поиск ответа на вопрос в истории послереволюционной Европе.

5. Разработка: выступление художников против феодальных и буржуазных порядков.

6. Кульминация: историческая обусловленность появления романтизма, его общие черты.

7. Развязка и формулировка новой проблемы: что рассказало романтическое искусство о человеке?

8. Последействие…

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, подготовка к восприятию нового материала.

2. Музыкальное вступление: звучит отрывок из “Органной прелюдии” И. С. Баха.

Одновременно на экран демонстрируются портреты работы художников эпохи Просвещения.

Музыка смолкает, затем, после короткой паузы, на экране появляются две работы разных художников: О.А. Кипренского “Автопортрет” и Э.Делакруа “Свобода, ведущая народ”… короткая пауза … постепенно нарастая начинает звучать отрывок из “Героической симфонии” Людвига ван Бетховена, музыка обрывается на завершенной музыкальной фразе, желательно кульминационной …

Учитель: Не называя художников обратиться к учащимся:

Вглядитесь внимательно в эти портреты. Что поражает вас в них? Чем отличаются они от портретов, созданных художниками ХVIII века? Что вы можете рассказать о социальной принадлежности изображённых на них людей, об их занятиях, симпатиях, устремлениях?

Подготовленные учащиеся отмечают особенности образов на этих картинах:

1) В портрете молодого человека есть что-то неопределённое, едва уловимое – причёска как бы в порыве ветра, взволнованное лицо, глубокое сочетание мысли и мечты во взгляде. Красивые волосы обрамляют высокий лоб …

(русский художник О.А. Кипренский “Автопортрет”)

2) То же состояние вызывает и картина, на которой мы видим женщину на баррикаде, во главе восставших с флагом в руке. В картине ощущается накал ситуации, порыв, взволнованность, даже драматичность момента, наверное это какие - то революционные события …

(французский художник Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах”, Свобода, ведущая народ)

Учитель: Работы эти принадлежат кисти художников разных стран, но написаны они в одну эпоху. На первой - автопортрете – художник Орест Адамович Кипренский запечатлел себя, на второй мы видим “Свободу на баррикадах” работы французского художника Эжена Делакруа.

Это новые герои в искусстве Европы и России, рождённые послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические предпосылки определили иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром. На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить сегодня на уроке.

Тема урока сегодня

Романтизм. Общая характеристика периода

(Рубеж XVIII - XIX – столетий характеризуется новым направлением в духовной культуре РОМАНТИЗМОМ, возникшем на почве разлада идеала и действительности. Решающую роль в его зарождении сыграли эпоха Просвещения и Французская революция. Идеи “свободы, равенства, братства “ оказались утопической мечтой, а эпоха революции и 10-летняя наполеоновская эпопея закончились мрачной реакцией. Всё это породило настроение разочарования жизнью, пессимизма, новую модную болезнь - “мировую скорбь” и нового героя, бунтующего, не находящего себе места, обуреваемого глухой тоской, которая гонит его из края в край, из страны в страну, часто в поисках смерти.)

Эпиграфы:

Романтизм - принадлежность не только одного
искусства, не только одной поэзии: его истоки
в том, в чём источник и искусства и поэзии –
в жизни.
В.Г. Белинский
(русский литер. критик, публицист, 1811 - 1848)

В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать
И смерть в Победу обращать.
Байрон. “Прометей”
(Джордж Гордон Байрон, англ. поэт 1788 - 1824)

Беседа с классом с целью ответить на вопросы:

1) Каковы были главные итоги французской буржуазной революции XVIII века? Оправдались ли надежды просветителей на утверждение господства Разума, торжества Свободы, равенства и братства всех людей?

2) Чем были вызваны и что принесли народам наполеоновские войны?

3) Удалось ли подавить освободительные движения народов?

4) Какие вам известны восстания и народные выступления в первой трети XIX века? Против кого они были направлены?

Сообщения учащихся из истории данного периода …

Учитель: Каковы же были идейные позиции передовых творцов искусства в этих изменившихся условиях общественной жизни послереволюционной Европы? Продолжали ли они бороться за утверждение идей Просвещения?

Учащиеся: Передовые люди выступали против реставрации феодальных порядков, но и против буржуазного господства.

Учитель: Верно, наступило глубокое разочарование среди деятелей культуры. Новые государственные учреждения не оказались разумными, главным рычагом власти стали деньги, стремление к наживе. Деятели культуры попытались понять, почему это произошло? Для этого художники обратились к истории, к средневековью.

Обращая свои взоры в прошлое, они находили там проявления народного героизма, мятежного духа, способного противостоять злу и насилию.

В искусстве появляется новый герой – яркая, творческая личность, одержимая страстью, бунтующая против законов несправедливого общества. Он сражается со злом, зовёт к борьбе, испытывает минуты отчаяния и тоски, но всегда оказывается победителем, даже смертью своей утверждая победу… пришёл новый творческий метод – РОМАНТИЗМ.

Романтизм начал складываться в искусстве Европы и Америки в конце XVIII века, после французской буржуазной революции. Его расцвет приходится на 30-е годы XIX века, а время существования приходится на первую половину века.

Подготовленный ученик:

Сложное происхождение слова: (исп.) “ROMANSE” - песня или стих лирического или героического содержания; “роман” - в позднем средневековье так называли большие эпические поэмы о рыцарях.

Учитель:

Искусство создаваемое романтиками в каждой стране имело свои особенности, но для их творчества характерны и общие черты: неприятие окружающей действительности, несправедливости в отношении к людям, трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой, враждебность этой среды художнику и герою.

Перед романтиками жизнь предстала полной противоречий. Они увидели сложность жизни, увидели, что в ней уживаются прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, тьма и свет. Романтики стремились понять исторические судьбы народов, их самобытность, стали изучать народное творчество, фольклор. В эпоху романтизма возникает исторический роман.

Знакомя своих соотечественников с искусством разных народов, романтики впервые выдвинули понятие “мировая культура”.

  • Краткие тезисы учащиеся записывают в тетрадь.

ИТОГ УРОКА:

О том, как развивалось творчество романтиков, как оно было связано с творческими открытиями просветителей, что удалось им нового рассказать о человеке и об окружающем мире, к чему призывают нас творцы романтического искусства нам расскажут сами художники - созданные ими произведения и их герои.

  • В заключение урока звучит “Лунная соната” Людвига Ван Бетховена.