Предметно-пространственная среда в развитии движений и оздоровлении дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Одной из главных задач воспитателя в дошкольном учреждении является совершенствование системы организации физического воспитания, установление взаимосвязи всех звеньев работы, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы.

Наш детский сад работает по проблеме физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в опорно-двигательном аппарате. В ДОУ создана система работы, которая позволяет изучать индивидуальные физические данные и возможности ребенка. Это диктует мне необходимость реализовывать индивидуальнодифференциро - ванный подход как в содержании работы, подборе технологий и методик, так и в создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Я стремлюсь не навредить ребенку, сохранить здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой-либо ущербности.

Передо мной в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа- принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

В двигательный центр подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности<Рисунок 1> <Рисунок 2> <Рисунок 3> <Рисунок 4>В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра, но неизменным остается подход с точки зрения общедидактических принципов:

Рисунок 1

Рисунок 3

Рисунок 3

Рисунок 4

1. Дистанции, позиции при взаимодействии.

В разных возрастных группах принцип действует по-разному. Например, в средней группе, повышение двигательной активности достигается, прежде всего, поощрениями индивидуальных игр с предметами. С детьми постарше - больше самостоятельности, инициативы, творчества, существенная направленность на достижение коллективного результата. Поэтому я предусматриваю, сколько и каких предметов должно быть.

2. Активность, самостоятельность, творчество.

Один из путей повышения подвижности детей в самостоятельной деятельности - это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях.

Игра как ведущий вид деятельности детей для меня остается приоритетом и в вопросе организации двигательной среды, особенно для детей младшего возраста.

3. Стабильность- динамичность.

Я учитываю тот факт, что определенное место для определенных действий и упражнений создает условия безопасности детей, удобства, рациональности, в то же время не ограничивает свободы выбора и действий.

4. Комплексирование и гибкое зонирование.

Оборудование предназначается для развития разных движений, различных групп мышц, в нашем варианте еще и с учетом имеющихся у детей отклонений. В центре не просто набор пособий, а это продуманный и обоснованный выбор необходимого. Зонирование делается условным, которое дает возможность изменения без особых затруднений.

5. Эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Для того чтобы избежать проявления негативных эмоций детей, я стараюсь предложить интересные, красочные, многофункциональные снаряды и тренажеры.

6. Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В современных условиях я использую разнообразные возможности в организации и оформлении среды: с помощью приобретенного оборудования, но главным образом изготовленного из подручного материала, прилагая свою выдумку и старание.

Было замечено, что гораздо больше эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени (дорожки разной ширины, шнуры для подлезания, круги для равновесия, дорожки следов, бруски т.д.).

Созданные условия позволили мне обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ “ЗДРАВСТВУЙ, КАРЛСОН”

(для детей с отклонениями в опорно- двигательном аппарате)

Цели:

  1. Создать у детей положительное эмоциональное настроение, вызвать желание двигаться, участвовать в играх.
  2. Закреплять умение выполнять движения, используя знакомые предметы физкультурно-развивающей среды профилактической направленности.

Досуг проводится в физкультурном зале, используется оборудование физкультурного уголка группы.

Звучит марш, в зал входят дети, разделенные на две команды, встают у скамеек.

Ведущий: Внимание! Внимание!

Говорит и показывает спортивный зал!

Сегодня здесь будут проходить игры и соревнования, в которых принимают участие две команды: “Быстрые зайчата” и “Ловкие бельчата”.

Вед:

Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам
Физкультурой заниматься
Непременно надо нам.

1 ребенок:

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо, надо знать,
Как здоровым можно стать.

2 ребенок:

В мире нет рецепта лучше-
Будь со спортом неразлучен.
Проживешь ты все 100 лет -
Вот какой простой секрет.

Вед:

На разминку становитесь,
Свою ловкость покажите!

1 ребенок:

Раз - присядка, два - прыжок,
И опять присядка,
А потом опять прыжок
Заячья зарядка!

2 ребенок:

Белки скачут очень быстро.
Машут хвостиком пушистым,
Целый час играют в прятки -
Это беличья зарядка!

Вед:

Шагом марш!
И все на месте.
Левой! Левой!
Раз – присели!
Два – привстали!
Чтобы лени никакой!
Три – согнулись и достали
До носка одной рукой!

Эй, не спи!
Давай-ка вместе
Руки мы согнем в локтях.
И…быстрее бег на месте! Вот так!

Руки в стороны…, вдохнули…,
Опустили…, молодцы. Хорошая разминка.
Здоровье укрепляет и закалке помогает.

(Дети садятся).

Звучит музыка. Прибегают два котенка, танцуют.

1 котенок:

А котята как проснуться
Очень любят потянуться.
Обязательно зевнут,
Ловко хвостиком махнут!

2 котенок:

Непременно спинки выгнут
И неслышно с места прыгнут… покажите как

(предлагается детям показать перед зеркалом)

Вед:

Давайте покажем как котята

- спинки выгибают,

- а теперь рассердились,

- и опять прогнулись,

- дружно потянулись.

Вед:

А теперь все на дорожку.
Будем мы по ней шагать.
Как скажу я “стоп!”-
Упражненья будем выполнять

(Дети выполняют ритмику с использованием коррекционных дорожек).

Звучит музыка. Влетает Карлсон.

Карлсон: Привет, друзья! Можно мне здесь приземлиться?

Вед: Да, да, пожалуйста!

Карлсон: А вы меня узнали? Кто я?

Дети: Карлсон.

Карлсон: Правильно, меня зовут Карлсон,

Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина.

Правда?

Вед: Конечно, ты самый упитанный. Но вот что-то твоя спина не совсем красивая и прямая.

Знаешь ли ты, что такое правильная и красивая осанка?

Мы сейчас тебе покажем.

Дети встают у стены, звучит музыка, выполняются упражнения у стены (без плинтуса).

Вед: Раз ты, Карлсон, научился ровно держать спину, значит, сможешь поиграть с нами в игру “Стройная ёлочка”.

(Белочки превращаются в елочек, стоят на следах осанки, зайчики прыгают возле елочек. Раз, два, три – ёлочка замри! Затем меняются.

Игра повторяется 2-3 раза).

Вед: Карлсон, сегодня в спортивном зале разные игры и веселые соревнования.

Карлсон: Как я люблю соревнования! Ведь самый лучший в мире спортсмен…кто?

…Карлсон. Вот здорово!

Карлсон: Я люблю ходить и бегать, но больше всего я люблю скакать на лошадке.

(Предлагает детям).

Вед: А у нас нет лошадок. Зато у нас есть вот такие мячи- прыгалки. Они будут вместо лошадок.

Карлсон проводит эстафету на мячах-прыгалках среди команд белочек и зайчиков.

Карлсон: Я подумал, что всего два мяча и много-много ребят.

Лучше так: много-много мячиков и один Карлсон.

Ведь я самый меткий в мире Карлсон.

Проводится метание в корзину-лягушку мячами двух цветов.

Карлсон: Я самый ловкий в мире Карлсон. Я хочу посмотреть, кто из вас ловкий. Проводится игра с бегом “Кто ловкий” с использованием ленточек-хвостиков.

Вед: Потянулись…глубоко вздохнули,…выдохнули (2-3 раза).

Дети садятся.

Карлсон: Сколько у вас игрушек! (Показывает на спортивные предметы)

Вед: Это совсем не игрушки, это предметы, с которыми мы очень любим заниматься и развивать свои движения.

Раскладывается четыре группы предметов:

1) Волчки в обруче - упражнения для пальцев рук

2) Мячи с шипами - массажируем руки

3) Диски “Здоровье” - развиваем ловкость

4) Палочки - массажируем стопы

Вед: Мы сейчас все вместе покажем Карлсону, какие упражнения можно выполнять с этими предметами. Разделимся на четыре группы.

Карлсон: Да, я многому научился. (Подводит итог) Зайчики и белочки и все ребята быстрые, ловкие, умелые. Сразу видно, что они любят заниматься физкультурой.

Ура! (Хлопают)

Ой, что-то мне сладкого захотелось. Где моя конфета? (Ищет)

Я умею фокусы показывать. Я лучший в мире фокусник.

Вот у меня конфета, разворачиваю и …ам! Конфеты нет. Интересный фокус?

Вед: Что-то нам твой фокус, Карлсон, не очень понравился.

Карлсон: Пустяки, дело житейское.

У меня много конфет. (Даёт конфеты) Вы тоже можете показывать этот фокус.

Запомнили?

А, если будет скучно, то позвоните в этот колокольчик, и я обязательно к вам прилечу.

Звучит песня “Смешной человечек” (Карлсон поёт запев, дети - припев)

Карлсон прощается, дети выходят под музыку из зала.