"Применение деловой игры как метод формирования инновационно-исследовательской компетенции"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экономика


Профессиональное становление личности в образовательном процессе СПО рассматривается как становление личностных качеств будущих специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков. Согласно современным подходам – формирование профессиональных компетенций. Деловая игра, социальное проектирование являются одними их интерактивных форм образовательных технологий, способствующих формированию компетентного специалиста.

Теоретические основы и практическое применение метода деловых игр изложили в своих трудах Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, Л.Г. Семушина.

В рамках внеклассной работы, преподавания экономики, системы государственного управления предлагается применение следующей разработки. Данная форма занятия применяется в течение двух лет на занятиях по системе государственного управления специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках экономического блока.

Деловая игра “Управление фондовым рынком”

Общая характеристика: данная игра является обобщающим занятием, по разделу “Государственное управление экономикой”.

Функции данной деловой игры:

1. Формирование у будущих специалистов целостного представления профессиональной деятельности в динамике игры.

2. Приобретение профессионального и социального опыта, принятие совместных решений.

3. Развитие профессионального теоретического и практического мышления.

4. Формирование познавательной мотивации, создание условий для появления профессиональной мотивации.

Цель: формирование определения путей и способов совершенствования управления фондовым рынком, как части организационно-экономической системы, для выработки оптимальных решений в игровой обстановке.

Задачи:

1. Развитие аналитических и прогностических способностей.

2.Формирование инновационно-исследовательской компетенции, т.е. способности анализировать, формирование творческого, нетрадиционного мышления.

3. Создание условий для формирования активной гражданской позиции.

Объект (моделируемый процесс) деловой игры: управление инвестиционными потоками на фондовом рынке.

Ожидаемые результаты: оценка проектов, предлагаемых участниками, а также развитие у студентов компетенций, сформулированных в задачах игры. Для преподавателя результатом учебной игры должен стать накопленный опыт и материалы, которые он использует для проведения нового тура игры или разработки новой игры.

Участники игры

Участник Основные задачи
1. Инвесторы Несколько частных компаний, задача которых выгодно вложить собственные капиталы в предлагаемые проекты. Оценивают проекты, покупают акции той или иной компании.
2. Представители государственной власти (также выступают в роли инвестора) Должны выбрать предприятие, проект которого покажется наиболее выгодным с учетом социально-экономических реформ современной России. Могут выбрать формы поддержки данного предприятия, либо инвестировать его через покупку акций.
3. Эмитенты Несколько частных компаний, желающих выйти на мировой рынок. Разрабатывают собственные проекты и выставляют акции на продажу. Основная задача: разработать проект, привлекательный для инвесторов.
4. Ведущие торгов Осуществляют контроль за соблюдением регламента и иных правил, подводят итоги продажи акций предприятий.

Ход игры

1 этап. (5 мин) Распределение ролей среди участников игры. Объяснение правил игры.

2 этап. (15 мин) Инвесторы - придумывают, представителями каких стран или предприятий они выступают. Вырабатывают основные критерии привлекательности проектов (возможная экономическая выгода, предполагаемые риски, используемые ресурсы, и др.).

Государственная власть – дорабатывает критерии привлекательности проектов для государства.

Эмитенты – каждое предприятие разрабатывает свой проект в сфере производства или услуг.

3 этап. (25 мин ). Презентация проектов предприятий (5 минут для каждого предприятия).

4 этап. (5 минут). Покупка акций инвесторами. Подсчет количества акций, купленных у каждого предприятия. Государство выбирает либо покупку акций предприятий, либо метод стимулирования деятельности данного предприятия.

5 этап. (10 мин). Предприятия подсчитывают прибыль, разрабатывают направления вложения полученной прибыли. Государство и частные инвесторы разрабатывают свои предложения по модернизации предложенных проектов.

6 этап. (20 мин). Анализ предложений предприятий, инвесторов, государственной власти.

7 этап. (10 мин). Рефлексия. Каждая группа оценивает свою деятельность в рамках игры. Анализирует трудности, с которыми столкнулись в ходе деловой игры. Отмечает положительные и отрицательные моменты игры.

Разработка проекта предприятий

  • Организационно-правовая форма – Акционерное общество.
  • Цель предпринимательской деятельности.
  • Сфера деятельности (материальное производство или сфера услуг).
  • Необходимые ресурсы, затраты.
  • План реализации проекта.
  • Социальная значимость проекта.
  • Экономическая значимость.
  • Количество акций, готовых выпустить на рынок ценных бумаг (не более 50%).

Критерии оценки привлекательности предприятий для государственной власти (предложить еще 2-3 критерия).

  • Производство (услуги) основываются на инновационных технологиях.
  • Учитывает наличие ресурсов на территории Омской области.
  • Отвечает приоритетным направлениям социально-экономического развития России.
  • Способствует решению проблемы занятости населения.
  • Применяет безотходной производство (если речь идет о материальном производстве, а не услугах).

Возможные формы поддержки предприятий (вносите свои предложения и выбираете)

  • Снижение налогов для данного предприятия.
  • Обеспечение государственного заказа.

Правила участия в деловой игре

Соблюдение регламента.

Аргументированность участниками каждого принятого решения.

Решения должны быть согласованы всей группой.

Соблюдение правил дискуссии.

Бланк предложений купли-продажи акций для инвесторов

Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3 Предприятие 4
Количество акций Предлагаемая цена одной акции Количество акций Предлагаемая цена одной акции Количество акций Предлагаемая цена одной акции Количество акций Предлагаемая цена одной акции
               

 Бланк итогов продаж акций

Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3 Предприятие 4
Количество проданных акций Прибыль от продажи Количество проданных акций Прибыль от продажи Количество проданных акций Прибыль от продажи Количество проданных акций Прибыль от продажи
               

Карточка учета для инвесторов

Предприятие №1 Предприятие №2 Предприятие №3 Предприятие №4 Предприятие №5
         

Критерии оценки

Критерий Количество баллов
3 2 1
Активность студентов Активное участие принимали не только в выступлении, но и задавали вопросы другим участникам Проявили среднюю заинтересованность в выступлении не участвовали в дискуссии, не задавали вопросы другим участникам
Аргументированность высказываний и новаторство предложений, практическая значимость исследования Проявили высокий уровень знания исследуемой проблемы, использовали статистические данные, разработали предложения, проект реальный, социально-значимый. Принимали командное решение. не совсем четко отвечали на вопросы, но с теоретическим материалом ознакомлены, разработали собственные предложения, цели, задачи проекта. Существовали небольшие разногласия в группе. Не точно сформулированы цели и задачи проекта, затруднялись в ответах на вопросы. Решение принималось одним человеком.
Соблюдение регламента Соблюден полностью Частично превысили установленное время Значительно превысили
Построение речи Эмоциональная, лаконичная, с использованием категориального аппарата Не эмоциональная речь, частичное использование “слов-паразитов” Отсутствие эмоциональной окраски выступления, постоянное употребление “слов-паразитов”, паузы.
Внешний вид Деловой стиль Присутствуют элементы небрежности Одежда не соответствуют деловому стилю (джинсы, спортивная одежда)

Соответствие баллов пятибалльной системе оценки результатов

20 – 17 баллов 5 (отлично)
16 – 13 баллов 4 (хорошо)
12 - 9 баллов 3 (удовлетворительно)

Таблица компетенций

Ф.И.О. студента Уровень сформированности инновационно-исследовательской компетенции
0 1 2
1.      
  • “0” - не сформирована,
  • “1” - частично сформирована,
  • “2” - сформирована

Информационно-исследовательская деятельность.

Профессиональные задачи: анализ и диагностика имеющейся управленческой ситуации (объекта управления) для обоснования последующего принятия решения.

Результат (продукт) деятельности: информационный продукт — полная легальная и объективная информационная модель управленческой ситуации (в виде справки, служебной записки, отчета). Аналитические выводы.