Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Мне, логопеду, часто приходится работать по исправлению произношения звуков, слов.

Неправильное произношение их в речи лишает её выразительности. Основные ошибки, которые допускают дети, неправильное дыхание.

Начинающему логопеду необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков речи.

Основной орган дыхания - л е г к и е. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней (наиболее емкой) части легких. Работа межреберных мышц в основном расширяет их среднюю и нижнюю часть. Участие в процессе вдоха мышц живота обеспечивает поступление части взятого при вдохе воздуха в верхнюю часть легких.

В спокойном состоянии естественный, не управляемый нами процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц).

Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса речевого и певческого.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Полный выдох, израсходование всего запаса воздуха вредно отражается на легких. Кроме того, слабая струя выдоха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением, а возникающая при этом естественная потребность во вдохе может создавать не предусмотренные читающим перерывы в чтении, нарушающие его плавность.

Не менее вреден и излишек воздуха в легких. Если при вдохе в легкие набрано максимально возможное количество воздуха (очень распространенная ошибка), то удержать его трудно, особенно если мышцы еще недостаточно натренированы. Кроме того, излишек воздуха может привести к такому раздуванию альвеол (легочных пузырьков), которое может вызвать их перерастяжение и потерю эластичности. При излишне полном вдохе воздух стремится сразу же вырваться наружу и, чтобы его удержать, опять-таки непроизвольно включаются голосовые связки, в них возникает излишнее и очень вредное перенапряжение, нередко приводящее к неточному, фальшивому звучанию голоса, к образованию на связках так называемых мозолей (узелков), а иногда и к потере голоса.

Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать возможно больший запас воздуха при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально. Это значит, что мышцы, участвующие в дыхании, не должны сразу после вдоха пассивно расслабляться. Их расслабление должно подчиняться нашей воле и по мере надобности происходить постепенно. В результате длительной и регулярной тренировки все эти процессы переходят в автоматические, происходят сами собой, не требуя специального внимания. В начале работы над дыханием управление выдохом должно быть основным объектом внимания занимающегося.Кстати сказать, правильно организованный тренаж заметно увеличивает и объем дыхания (объем легких), но главное – он увеличивает “длину” дыхания – возможность произнесения большого отрезка речи без необходимости пополнения запаса воздуха в легких.

Постановка дыхания – процесс сложный, требующий длительного времени и руководства специалиста.

Основные требования к тренировке дыхания:

  1. При переходе от беззвучного выдоха к выдоху “озвученному” использовать средние, наиболее привычные ноты голоса.
  2. При максимуме внимания к работе органов дыхания не допускать механически – бессмысленного чтения текстов.

Последовательность работы по постановке дыхания:

  1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
  2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
  3. Упражнения на удлинение выдоха:

а) выдох на звуке (ф, ш, с, р), счет про себя;
б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду);
в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т.п.)
г) выдох на счете вслух;
д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок;
е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;
ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе;
з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе;
и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т.д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе.

Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.

Практические задания к теме “ Дыхание”

Тренинг № 1. Проверив, полностью ли свободно и покойно вы себя чувствуете, сделайте активный, плотный выдох на п – ф – ф – ф … Следите за равномерностью и управляемостью выдоха: не выпускайте воздух, не давайте ему выходить, а пропускайте, процеживайте его через активные, упругие губы. Стремитесь к тому. Чтобы сила выдоха была постоянной, для чего важно не выдохнуть большую часть запаса воздуха из легких в самом начале, т.е. не дать мышцам сразу же расслабиться.

Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать дополнительные усилия, прекращайте его.

Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, пока захочется вдохнуть. Вдохнув (только через нос!), на секунду задержите дыхание, замрите в этом положении, затем снова упруго, плотно выдохните на п – ф –ф –ф …

Тренинг № 2. Выдохните на п – ф – ф. Сделайте вдох на счет от одного до пяти таким образом, чтобы на счет 1 – 3 набрать воздух с помощью диафрагмы, на счет 4 добрать воздух с помощью расширения ребер, а на счет 5 подтянуть косые мышцы живота (принять положение “ смирно” - подтянуть живот).

После секундной фиксирующей задержки – выдох на п – ф .

Не стремитесь вдохнуть много воздуха, следите за тем, чтобы вдох был равномерным, плавным, без толчков. Толчкообразно происходит только сокращение косых мышц живота (на счет 5), но в это время вдох уже закончен. Толчок этот нужен лишь для того, чтобы воздух попал в верхушки легких и проветривал их.

Схема упражнения:

а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка; д) выдох на п – ф.

Если вам не подчиняется диафрагма, надо потренировать ее отдельно. Спокойно лежа на спине, положите одну руку на границу между грудной клеткой и брюшной полостью и свободно подышите в этом положении. С помощью руки вы ощутите некоторый подъем, выпячивание живота при вдохе, вызываемое сокращением диафрагмы. Постарайтесь запомнить это ощущение для включения диафрагмы в работу и в положении сидя или стоя.

При неподчинении или слабой работе межреберных мышц их тоже следует потренировать отдельно. Для этого (в положении стоя) прижмите руки к нижним ребрам ладонями вперед, большими пальцами назад (руки в боки). Почувствуйте ладонями расширение грудной клетки при вдохе и, запомнив это ощущение, используйте его в упражнении для включения в работу межреберных мышц.

Во всех этих упражнениях, а также и в обычном, повседневном дыхании стремитесь к тому, чтобы выдох был примерно вдвое длительнее вдоха.

Тренинг № 3. После того как на предыдущих упражнениях добьетесь подчинения вашей воле мышц, участвующих в дыхании, упражнение из № 2 можно варьировать по той же схеме следующим образом:

а) выдох на п – ф;
б) пауза;
в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота;
г) задержка на счете – 6 , 7. д) выдох на звуке ф, или с, или ш, или р, или м.

Варьировать вдох и задержку нет необходимости. Если иметь в виду конечную цель всех этих упражнений - процесс речи, - то надо вспомнить, что во время речи вдох обычно минимален по длительности, а задержка вообще мгновенна. Поэтому данное упражнение во всех его вариантах нужно нам лишь для овладения мышцами, для выработки навыка подчинять их работу нашей воле.

Тренинг № 4. Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к освоению вдоха, достаточно глубокого, но короткого.

Глубина вдоха является непроизвольным следствием полноценного выдоха. Для того чтобы вдох сделать коротким, необходимо все мышцы, которые мы тренировали до сих пор раздельно, приучить работать одновременно.

Поэтому схема последующих упражнений будет выглядеть так:

а) выдох на п – ф;
б) пауза; в) вдох (короткий, на счет “раз”);
г) задержка (тоже короткая, на счет “ два”);
д) выдох на произнесении слогов ма, мо, му; да, до, ду и т. п.

Для самопроверки надо положить одну руку на диафрагму, а другую на нижние ребра и следить за тем, чтобы все мышцы активно работали. Поскольку сокращение косых мышц живота “перекрывает” внешне заметные последствия работы диафрагмы, то при вдохе с помощью руки, лежащей на диафрагме, вместо выпячивания ощущается лишь толчок и некоторое втягивание живота как следствие сокращения мышц брюшного пресса.

Последующие варианты данного упражнения – выдох на повторении слов мама, дуда, дома, мода и т. п. После этого можно перейти к выдоху на счете вслух.

Считать нужно достаточно громко, отчетливо произнося звуки и следя за тем, чтобы в короткие паузы между произнесением слов счета не происходило ни выдохов, ни вдохов.

Тренинг № 5. Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части.

После выхода на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки; после этого снова короткий вдох и чтение второй части. Если в легких остался значительный запас воздуха, сделайте вывод на п-ф и после паузы, вдоха и задержки на “раз” прочитайте пословицу в одном выдохе целиком. Если после чтения второй части пословицы потребности в выдохе не ощущается, сразу делай короткий вдох и после задержки читайте пословицу целиком.

Где цветок, там и медок.
Кончил дело – гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.
Повторенье – мать ученья.
Жить – Родине служить.
Труд – лучший учитель жизни.
Берись дружно – не будет грузно.
Без дела жить – только небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Была бы твердая воля – и гора превратится в поле.

Тренинг №6. Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.

После выхода на п-ф, паузы, вдоха и задержки на “раз” читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или следующей, если чтение предыдущей не вызывает никаких трудностей). В случае затруднений читайте сначала по частям, а потом целиком.

За край родной иди бесстрашно в бой.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Книга для ума – теплый дождь (дощ) для всходов.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Рощи да леса – всему краю краса.
Дружба и братство – дороже богатства.
Где охота и труд, там поля цветут.

Тренинг №7. Чтение предложения на одном выдохе.

Выполняется аналогично предыдущему заданию. В случае затруднения на середине предложения можно также делать добор дыхания; в доборе воздуха участвует только диафрагма.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Пушкин.)

И песня, и стих – это бомба и знамя. (Маяковский.)

Дети разных народов, мы мечтою о мире живем. (Ошанин.)

Тренинг №8. Чтение стихотворной строки на одном выдохе.

После обычного выдоха на п – ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Если после четвертой строки в легких остался излишек воздуха, сначала сбросьте его на п – ф, а потом делайте вдох межреберными мышцами и диафрагмой одновременно.

После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!” (Есенин)

Тренинг №9. Чтение прозаического текста по предложениям. Выполняется аналогично предыдущему заданию, только на одном выдохе читается предложение, а после добора воздуха – следующее. После чтения всего отрывка (и удаления излишка воздуха из легких на п – ф) сделайте полноценный вдох. Самые большие предложения в тексте отрывка сначала прочитайте по частям (пауза для добора дыхания отмечена вертикальной чертой, а затем целиком.

В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге. Они очень спешили на родину / и в хорошую погоду делали перелеты по сотне километров в день. В пути их настигла сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.

Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам / и усердно ковыряют крепкими носами землю. (Бианки. Грачи открыли весну.)

Сначала прочитайте текст про себя, а потом вслух. Предложения, состоящие из двух частей, разделенных тире, читайте сначала по частям, а затем целиком. Прочитав по предложениям, читайте выразительно всю сказку.

Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз - и полетели пернатые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.

Махнул старик – годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпались частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев; каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым – светло, махнет другой – станет темным – темно.

(Даль. Сказка – загадка “Старик – годовик”.)

Тренинг №10. Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк – сброс излишка воздуха и обычный вдох.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка – и звук ее слов
Долетела до крутых берегов.

И пела русалка: “На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада,
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витяь чужой стороны…”
(Лермонтов. Русалка.)

Чтение поочередно двух и трех стихотворных строк на одном выдохе.

На паузе - \ - делается добор воздуха, на более длительной паузе - // - (после каждых пяти строк) делается вдох.

Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Все грачи летали /
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.//
С вечера все спится,
На дворе темно, /
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно… //
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад! /
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.// (Фет. Осень.)

Тренинг №11. Чтение возрастающего количества строк стиха на одном выдохе.

После каждой части, отделенной паузой, сбрасывайте излишек воздуха (при его наличии) и делайте вдох.

Вот дом,
Который построил Джек./
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек./
А это веселая птица – синица,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек,/




Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек./
(Маршак. Дом, который построил Джек.)

Тренинг №12. Чтение абзаца прозаического текста на одном выдохе.

После каждого абзаца делайте вдох. При наличии излишка воздуха предварительно сбросьте его на п – ф.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “ Сломайте!”

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.

(Л. Толстой. Отец и сыновья.)

Последовательное чтение одной, двух и т. д. стихотворных строк большого размера на одном выдохе.

При чтении стихотворения после каждой строки делайте добор воздуха, а после четырех – вдох. Затем прочитайте стихотворение, делая добор воздуха в середине (после двух строк), а

в конце – вдох. Сделав добор воздуха после первой строки, прочитайте на одном выдохе оставшиеся три, потом – вдох и прочитайте на одном выдохе все четыре строки.

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

(Пушкин. На статую играющего в свайку.)

Аналогично предыдущему упражнению прочитайте первые четыре строки стихотворения (на одном выдохе – сначала по строке, потом по две строки, затем одну и три и, наконец, все четыре). После этого таким же образом прочитайте следующие четыре строки, после чего (так же) – последние четыре строки.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль Утихла ли метель
Пороша есть иль нет И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.

(Пушкин. Зима. Что делать нам…)