Ролевые игры в обучении иностранным языком

Разделы: Иностранные языки


Я долгое время работала над проблемой “Ролевые игры в обучении иностранному языку”, и теперь убеждена, что среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения.

По мнению психологов мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной:в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фан-тазию, сыграть роль. Во время игры дети находятся в постоянной “речевой готовности”, внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала. Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление изучаемого материала на каждом данном уроке, но и, главным образом, тем, что поддерживают высокую мотивацию изучения иностранного языка.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, по-

требности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей мере соответствуют особенностям их личности.

Обобщая свой опыт работы с ролевыми играми, я разработала памятку, которой теперь руководствуюсь в своей учебной деятельности. Возможно, ознакомясь, кто-то захочет использовать её в своей работе.

Памятка.

Ролевая игра – это точная модель общения, разыгрывание возможных жизненных ситуаций: в магазине, в больнице, в библиотеке, в школе и т.д.

Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность.

Ролевая игра в обучении имеет ряд существенных преимуществ:

  • способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  • усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;
  • дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Игре предшествует большая подготовительная работа:

1. Для проведения игры учителю необходимо подготовить учебные пособия.

2. Нужно подробно объяснить правила игры (можно приготовить каждому ребенку схему игры, либо распечатки упражнений, либо карточки с вопросами).

3. Перед началом ролевой игры учитель ставит перед собой, а затем и перед детьми обучающую цель данной игры.

4. Ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой, так как она способствует расширению сферы общения, а это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.

5. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие их темпераметра.

6. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении.

7. Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

8. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки.

9. Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся:

а) Для неуверенных в себе учеников можно использовать “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

  • представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;
  • покажите классу, как вы пытаетесь поднять тяжелые гири, как бы вы почистили зубы утром без зубной щетки.

б) Можно предложить задания с использованием пантомимы, мимики:

  • покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;
  • вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.

По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.

в) Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель дает инструкции поэтапно, по мере развития действия.

10. После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

11. Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающим различные жизненные проблемы.

12. По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

Литература:

  1. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988.
  2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на английском языке. – М., 1984.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Семенова Т.В., Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – Иностранные языки в школе. 2005, №1