Роль комнатных растений в жизни человека

Разделы: Технология


Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: биология, литература, история

План урока:

  1. Организационный момент (1мин)
  2. Сообщение темы и цели урока (1 мин)
  3. Сообщение нового материала (25 мин)
  4. Работа в тетради
  5. Инструктаж по выполнению практической работы (3 мин)
  6. Практическая работа (по группам) (40 мин)
  7. Закрепление нового материала
  8. Домашнее задание

Цель: Ознакомление учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека

Задачи:

  1. Познакомить с ролью комнатных растений; со способами их размещения в помещении; с видами комнатных растений и правилами ухода за ними.
  2. Научить правильно ухаживать за комнатными растениями; размещать их в интерьере квартиры
  3. Развивать любовь ко всему живому, прекрасному.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая
Как маленькие теплые костры.

К. Жане

Искусство украшать живыми цветами, листьями, ветками, плодами и др. декоративным материалом праздничные процессии, одежду, интерьеры имеет многовековую истории.

Первоначально для украшения использовались рога, перья, раковины и зубы животных. Позднее стали оформлять отдельными ветками, цветами, листьями.

Ветвями различных растений украшали статуи богов в Древнем Египте. При погребении на умерших надевали гирлянды из мальвы, шафрана, лепестков роз (гробница Тутанхамона, усыпальница Рамсеса 11).

Во многих странах цветы и деревья издавна служили своеобразными символами:

Древняя Греция: Статуя Зевса – ветки дуба – символ силы;

Статуя Посейдона (бога морей) – прибрежной сосной;

Нике (богине победы) – пальмовая ветвь.

Цветы воспевали поэты в своих произведениях (приложение 1), в честь цветов устраивались праздники (приложение 2).

Букеты также появились на заре человечества. Прообразом их, вероятно, были несколько цветков, зажатых в кулачке ребенка, играющего на воздухе.

Одно из первых изображений букета (из лотоса) можно видеть на стенной росписи древнеегипетской гробницы. Пышные букеты были распространены среди римской знати. В мрачные времена средневековья цветы применяли, главным образом, для украшения церковных интерьеров. Их выращивали в монастырских садах с чисто прикладной целью. Тогда же символика цветов приобрела религиозное значение.

В XVI-XVII веках стали меняться взгляды человека на мир и окружающую природу. Эти изменения коснулись, прежде всего, Италию, Францию, Голландию. Цветы, сады, парки стали составной частью быта человека.

В странах с резко выраженной сменой времен года стали создавать теплицы, оранжереи и зимние сады. Впервые в России зимние сады были у князя Голицына и графа Шереметева.

В настоящее время в качестве комнатных растений применяют те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Виды комнатных растений:

по степени освещенности (приложение 3):

  • светолюбивые – алоэ, бальзамин, герань;
  • теневыносливые – традесканция, папоротник, монстера;
  • тенелюбивые – плющ, кливия, драцена;

группы растений (приложение 3):

  • декоративно-лиственные – традесканция, папоротник,бегония;
  • декоративно-цветущие – бегония, фиалка, бальзамин, сенполия;
  • кактусы, суккуленты – толстянка, сансевьера, алоэ, эхеверия;

по внешнему виду:

  • злаковидные – хлорофитум, осока;
  • с прямыми стеблями – фикус, драцена;
  • лианы и ампельные растения – традесканция, нефролепис, камнеломка, очиток, хлорофитум;
  • розеточные – алоэ, сансевьера;
  • шаровидные;
  • кустистые – матанта, циперус.

Размножение комнатных растений бывает двумя способами: семенной и вегетативный. Первый встречается очень редко, чаще используют второй: листьями, черенками (приложение 4).

Правила ухода за комнатными растениями:

Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем:

  1. Выбора почвенной смеси
  2. Полива: частый, умеренный, редкий
  3. Чистка, т.е. промывание листьев
  4. Проветривание помещений
  5. Следить за чистотой окон и их затенением
  6. Пересадка – замена почвы без сохранения кома
  7. Перевалка – замена почвы с сохранением кома

Любители комнатных растений часто составляют паспорт растения в котором указывают следующие данные:

  • название растения, семейство, родина растения, степень освещенности;
  • температурный режим в летний и зимний период, полив, пересадка (приложение 5).

Размещение комнатных растений в интерьере (приложение 6).

Стараясь приблизить к себе природу, человек переносит частичку ее в свои квартиры, в интерьеры, выращивая различные растения в горшках. Это помогает создать комфортные условия, эстетическую обстановку, улучшает микроклимат. Характерная особенность интерьера – простота и лаконичность.

При размещении учитывают:

  • гармоничность с общим интерьером;
  • освещение;
  • температуру;
  • влажность воздуха;
  • водный режим;
  • плодородность земли.

В доме следует иметь несколько растений:

Площадью 30-35 кв. м:
3-4 растения 100 – 130 см. “среднего роста”;
5-6 горшков с небольшими цветущими растениями 30 – 40 см.

В северных комнатах:

1-2 среднерослых растения;
4-5 низкорослых растения;

Просторные, хорошо освещенные комнаты:

1-2 больших растения;
1-2 среднерослые;
4-5 низкорослых.

Расставляя комнатные растения помните, что даже в солнечной комнате при отдалении от окна степень освещенности понижается.

Для оформления интерьера комнаты можно использовать кашпо (емкость со сплошным водонепроницаемым дном, в который ставят горшок), контейнер (водонепроницаемая емкость со сплошным дном для нескольких растений), террариум (цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда), жардиньерки (художественно оформленные цветочные столики).

Основные выразительные средства композиции (приложение 7):

  1. Расположение. Ряд – линейная система расположения. Ритмический ряд получается в том случае, если расстояние между отдельными элементами будет изменяться по определенному принципу (постепенно возрастать или уменьшаться)
  2. Симметрия. Цветочные композиции, построенные по принципу симметрии (округлой, треугольной формы) производят впечатление строгости, уравновешенности.
  3. Ассиметрия. В аранжировке чаще всего предпочитают использовать именно этот принцип. Такие композиции свободнее, естественнее, дают больше простора для творчества.
  4. Группировка. Различают замкнутые и свободные группы.
  5. Форма. Различают несколько основных форм цветочных композиций. Их общее сочетание может быть округлыми, полукруглыми, овальными, треугольными, S-образными, полулунными.

Очень часто в своей жизни мы встречаем не только комнатные растения, но нам или мы дарим живые цветы, букеты. А знаете ли вы правила составления букета?

  • Правильно выбрать место и фон
  • Цветы должны подниматься над вазой не более чем на полторы ее высоты
  • Не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы, листья – это выявит красоту оставшихся
  • Лучшая ваза – это любой сосуд, который кажется аранжировщику подходящим
  • Ваза из прозрачного стекла хорошо сочетается с любыми цветами
  • Ваза из цветного стекла или фарфора должна гармонировать с оттенками цветов букета
  • Композиция должна иметь акцент – “изюминку”

Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважение. А как правильно дарить цветы? (приложение 8)

  • снять бумагу с цветов (прозрачную можно оставить);
  • мужчина дарит после того, как женщины поприветствуют друг друга;
  • мужчина держит букет в левой руке, после приветствия перекладывают в правую и дарит хозяйке;
  • если юбиляр мужчина, то цветы вручают жене;
  • женщина дарит цветы мужчине при его чествовании в связи с большой датой или при значительной разнице в возрасте;
  • приняв букет, благодарят, а затем сразу ставят в воду, а вазу – на видное место.

Практическая работа.

1 группа: составить букет из искусственные цветы с учетом требований. Объясните его значение (приложение 9).

2 группа: Составьте композицию из комнатных растений с учетом требований (солнечная сторона, просторное помещение, гостиная). Объясните свой выбор (приложение 10).

3 группа: Разделите растения (используя паспорта) по внешнему виду. Объясните почему? (приложение 5)

Творческое домашнее задание (по выбору учащегося):

  • составить композицию, букет (сфотографировать)
  • передать смысловое значение, используя иллюстрации, открытки с цветами
  • найти оформить легенду, историю появления цветка, растения.

Список литературы:

  1. Комнатные растения: мини-энциклопедия: пер. с итал. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 192 с.: ил.
  2. Клевенская Т.М, Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988. – 175 с.: ил.
  3. Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь / Автор – составитель В.М. Федосеенко. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 736 с.
  4. Цветы в интерьере / Автор – составитель И.Ю. Вачаева. – М.: Евразийский регион, 1998. – 176 с.