Проектный метод как средство формирования социальной позиции дошкольников на материале русского народного творчества

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Цели проекта:

  1. Ввести ребенка-дошкольника в мир социальных отношений.
  2. Обеспечить единый процесс социализации личности дошкольника через эмоциональное принятие ребёнком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром.

Данный проект предполагает системный подход к социализации личности ребёнка-дошкольника.

Проект состоит из 12 мини-проектов, разработанных на каждую группу детского сада.

Например:

“Разноцветный мир” (старшая группа “Радуга”),

“Береги себя” (старшая группа “Знайки”),

“Куклы и дети” (2 младшая группа “Улыбка”),

“В гостях у книжек” (средняя группа “Лесная сказка).

Я хочу представить один из мини-проектов, который называется “Русская изба”.

Цель проекта - приобщить детей к истокам русской народной культуры, воспитать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умения и навыки исполнительской деятельности.

Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Обучая и развивая детей, мы стремимся воспитать человека, знающего и любящего свою Родину. А это невозможно без глубокого познания духовного богатства народа, его истории, освоения народной культуры.

Проект: “Русская изба”

  1. Тематика блока: “Социальный мир”.
  2. Название проекта: “Русская изба”.
  3. Цель проекта: приобщить детей к истокам русской народной культуры, воспитать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умения и навыки исполнительской деятельности.
  4. Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
  5. Участники: дети средней группы “Маленькая страна”.
  6. Возраст детей: 4-5 лет.
  7. Взаимодействие педагогов и родителей:
    • музыкальный руководитель Кучукова Елена Васильевна,
    • воспитатель группы “Маленькая страна” Малиновская Татьяна Михайловна,
    • педагоги народного отдела Детской школы искусств (ДШИ) № 5,
    • родители детей группы “Маленькая страна”.
  8. Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление афиш, программ, приглашений, игры-этюды, игры-фантазии, импровизация мелодий, движений, интонаций.
  9. Сроки реализации: в течение года.

Приложение

Формы работы с детьми:

  1. Художественно-творческая деятельность: изодеятельность, аппликация, лепка.
  2. Музыкально-театральная деятельность.
  3. Художественная литература, народный фольклор.
  4. Проведение народных праздников.
  5. Знакомство с русскими народными инструментами.
  6. Концертные выступления воспитанников ДШИ № 5.

Формы работы с взрослыми:

  1. Создание мини-музея.
  2. Оформление выставок.
  3. Проведение экскурсий.
  4. Творческие гостиные.
  5. Показ спектаклей кукольного театра.
  6. Праздники и развлечения.
  7. Консультации для воспитателей и родителей.

Создание условий:

  1. Уголок “Русская изба”
  2. Выставки произведений народного творчества
  3. Иллюстрации по народной тематике
  4. Оборудование для театрализации: маски, костюмы
  5. Кукольные театры: би-ба-бо, пальчиковый
  6. Детские музыкальные инструменты
  7. Картотеки народных игр, песенок, потешек.

В народной музыке заключаются большие потенциальные возможности эстетического воздействия на ребёнка, поэтому она должна широко включаться в различные виды досугов, проводимых с детьми.

Народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство, является важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности.

Ребенок приходит в мир... Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, научить его общению со сверстниками, с взрослыми. Раннее и дошкольное детство — это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

В дошкольном возрасте ребёнок особенно активно впитывает чужой и собственный опыт, превращает его в привычку, в норму поведения. А фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.

Музыкальное занятие на основе русского народного фольклора “На бабушкином дворе”.

(дети 3-5 лет)

Действующие лица: Ведущая - музыкальный руководитель. Бабушка – воспитатель. Маша, петушок, кот, собачка, лиса, заяц – дети.

Ведущая. Жили-были в уютном домике Бабушка и её внучка Машенька. Жили ладно да складно. И жили с ними дружно кот Федот, собачка Жучка и Петушок-золотой гребешок. Рано-рано утречком, когда ночь только ушла, темноту за собой увела, запел Петушок.

(слышится крик петуха)

Бабушка распахнула окошко и сказала:

Бабушка.

Здравствуй, Солнышко,
Здравствуй, колоколнышко.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.

Ведущая. Ребятки, давайте поможем бабушке солнышко позвать.

Дети:

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Поскорее выходи,
Всех ребяток разбуди

Ведущая. Смотрит бабушка в окошко, а по двору ходит важно Петушок – “сапоги со шпорами, хвост с узорами”

(Идет важно Петушок)

Петушок: Я, Петушок – золотой гребешок. Ку-ка-ре-ку! Рано-рано встаю, громко песенку пою. Ку-ка-ре-ку!

Русская народная песня “Петушок”

Бабушка: Солнышко давно взошло, Петушок пропел, а внучка Машенька всё спит да спит, пора её будить: “Вставай, моя маленькая, ненаглядненькая, моя хорошенькая, моя пригоженькая”.

(Маша выходит из домика).

Это кто уже проснулся?
Кто так славно потянулся?
Потягуни - потягушечки
От носочков до макушечки?
Мы потянемся, потянемся
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, растем, растем. [2]

(дети выполняют движения по тексту)

Моя Машенька проснулась, к солнышку потянулась да умываться пошла. “Чище мойся, воды не бойся”

Дети:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялись губки,
Чтоб кусались зубки. [2]

(выполняются движения по тексту)

(Слышится: “Мур-мур-мяу. ”)

Бабушка: Кто это, ребятки?

Кот:

А я котик Котофей
Хорошо ловлю мышей,
Деткам песенки пою
Баю-баюшки-баю.

Бабушка: Давайте, песенку про котика споем.

Русская народная песня “У кота - воркота”[3]

Ребятки, как котик бабушке помогает?

Дети: Мышей ловит.

Народная игра “Кот и мыши”

(дети тихо двигаются по залу на носочках)

Ведущая:

Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?

Дети:

Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!

(Кот-ребенок догоняет детей-мышей)

Бабушка: Ребятки, вы слышите? Кто это лает, в дом не пускает?

Дети: Собачка.

Бабушка: Конечно же, это собака Жучка! Давайте ей песенку споём, ведь она охраняет бабушкин дом.

Песня “Жучка” [1]

Ведущая: Пожелала Машенька доброго утра котику да собачке Жучке и побежала бабушке помогать, белых гусей кормить.

Увидели гуси бабушку и внучку, обрадовались, и давай громко гоготать.

Дети: Га - а – га – га!

Песня “Белые гуси” [1]

Русская народная игра “Гуси”[3]

Ведущая: Покормила Машенька гусей и побежала проведать свою любимую козочку. Козочка была весёлая, быстрая, но такая проказница! Расскажите какая?

Дети:

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Бух!!!

Бабушка: А у козочки был ребёнок - резвый маленький козленок. Козлик очень любил бегать и скакать, да с ребятами играть.

Русская народная игра “Вышел козлик погулять”[2]

Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
“Ме-е-е!”

(дети разбегаются, козлик их пятнает)

Ведущая: Поиграла Маша с козлёнком, развеселилась.

Захотела девочка для любимой бабушки собрать букет цветов и побежала в лес. Вышла она на поляну, а навстречу зайка.

Зайка: Ой, боюсь! Ой, трясусь!

Маша: Не бойся, Зайка. Я с тобой поиграю.

Русская народная песня “Заинька, попляши”

Ведущая: Поиграл зайчик с Машенькой и ускакал по своим “заячьим делам”, а девочка дальше пошла. Шла она лесом, шла, цветы собирала да заблудилась. Села и плачет. А тут идёт лисичка – рыжая сестричка.

Лиса: Что девочка плачешь?

Маша: Я заблудилась.

Дети:

Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки сплела.[3]

Маша: Лиса-лисонька! Помоги из леса выбраться, к бабушке дорогу найти.

Ведущая: Повела Лиса Машу по дорожке и что за чудо… перед ними стоит домик, а на пороге ждёт бабушка.

Бабушка: Машенька милая, лисичка-сестричка, помогите мне. Потеряла я свой клубочек, не могу найти. И кто же его взял?

Русская народная припевка “Украл котик клубочек”[3]

Ведущая: Катал котик клубочек своими острыми коготками и все ниточки разорвал, рассыпались они по всему полу. Бабушка, Маша и лисичка пошли собирать ниточки.

(дети-ниточки свободно рассаживаются на ковре)

Игра “Клубочек”:

Бабушка:

Шла я улочкой,
Улочкой-переулочком.
Клубочек ниточек нашла.
Клубочек катится, нитка тянется.
Клубок – дали – дали.
Нитка – доли- доли.

(Бабушка подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки “цепочкой” и закручивают клубок)

Бабушка: Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать.

А я для вас напекла вкусные оладушки. Хотите их попробовать?

Дети: Да!

Бабушка: Но сначала спойте мне песенку про оладушки.

Русская народная прибаутка “Ладушки”[1]

Бабушка угощает детей оладушками.

Литература:

  1. С.И Бекина, Т.М. Орлова. “Учите детей петь” (песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Москва, “Просвещение”, 1986.
  2. Г.П. Федорова. “На златом крыльце сидели”. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2000.
  3. Г.П. Новикова. “Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста”. Москва, “Аркти”, 2002.