Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-дискуссия "Природа и человек. Охрана окружающей среды. Значение леса в жизни человека". Интегрированный урок

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • Расширить представления детей о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охраны окружающей среды.
  • Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы и обобщения.

Оборудование урока.

  • карта “Природные зоны России”,
  • карта Хабаровского края,
  • гербарии растений,
  • грамзапись “Беловежская пуща”.

Ход урока

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Одновременно мы будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы.

1. -  Посмотрите в окно. Какое время года сегодня?

- Какие слова известных поэтов приходят вам на память? (Дети читают отрывки из стихов об осени)

- Какие признаки можно подобрать, описывая сегодняшний день? (На доске запись)

солнце (какое?) ...

день (какой?) ...

облака (какие?) ...

воздух (какой?) ...

- Выберите подходящее название действия и вставьте его в текст

По хмурому небу ... тяжёлые тучи.

По ясному небу ... лёгкие облака.

- Давайте заслушаем синоптиков из “Бюро погоды”.

Проверка домашнего задания

- Дома вы должны были найти ответы на вопросы. Как ваши успехи?

  • Похожа ли снежинка на звезду с пятью лучами?
  • В какую погоду можно слепить снеговика?
  • В какую погоду снег скрипит под ногами?
  • Что происходит с почвой зимой?
  • Каковы приметы зимы?
  • Что такое изморозь?
  • Назовите птиц, которые живет в нашей местности зимой?
  • Почему некоторые птицы не улетают от нас на зиму?
  • Какая птица выводит птенцов зимой?
  • Как готовятся животные к зиме?
  • Почему учёные оправдали кукушку?
  • Кто такая “лесная кошка”?

Ответы детей.

- Молодцы. Ни одну книгу, наверное, перелистали.

- А какие народные приметы вы знаете о весне?

- Составьте рассказ о зиме с опорой на план.

План.

  • Зимние месяцы,
  • Приметы зимы.
  • Изменения в живой природе.

Тесты.

а) Что можно назвать основными изменениями в природе зимой?

К . за, . вца, с . ва.

О - похолодание, А - выпадение снега

б) Где раньше тает снег: в лесу или в селе?

С . бака, л . пата, т . пор

А - в лесу, О - в селе, в городе

в) Чего больше боятся птицы зимой?

Хле . , стол . , кра . ,

П - холода, Б - голода.

г) Почему охота на зверей весной запрещена?

Обез . на, в . юга, шалун . я.

Ъ - они линяют, Ь - у них появляются детёныши.

Физминутка “Зоопарк”.

Показать картинку животного, дети должны подобрать признаки и действия.

Новый материал,

Россия самая богатая лесная страна в мире. Лес величайший источник здоровья.

- Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Чтение хором с доски стихотворения:

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг.

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт нам мебель, карандаши, спички. Чем ещё полезен лес человеку? (Одевает, кормит, лечит)

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода. Которые необходимы для жизни растений, животных, человека.

Послушайте стихотворение С. Михалкова “Прогулка” и ответьте:

  • правильно ли вели ребята?
  • какой вред наносит природе люди таким поведением?

Прогулка

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят.
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли
- Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима,

Экологические задачи.

а) если не закрыть кран, то за одну минуту вытечет 10 л воды. Сколько литров вытечет за перемену между уроками?

б) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? - удивленно спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша. Правильно ли поступил Миша?

- Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода, Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли:
Пили квас,
Конфеты ели,
Хороводом песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитые нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли.

в) Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет. )

г) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.

Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. - Ведь они нужны лесу, животным!

Они же несъедобные, поганки