Притчи и легенды на уроках истории и во внеклассной работе

Разделы: Внеклассная работа


Притчи – поучительные рассказы, или сказки для умных.

Легенды – это произведения народной культуры, которые помогают постичь особенности древней культуры.

Сегодня школа столкнулась с проблемой потери интереса к учебе, и история не стала исключением.

Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к предмету, но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложен глубокий смысл, закон по которому мы живем. Красота притч в том, что она не дает прямых ответов, она дает намек на то, каким все должно быть. Каждый для себя найдет подсказку, даже слушая не первый раз, мы будем открывать для себя нечто нужное нам сегодня, именно в эту минуту. Притчи - это намеки, которые проникают в сердца подобно семенам и в определенное время они прорастут и дадут всходы. Одни принесут вдохновение, другие – заставят смеяться, третьи – задуматься, но в любом случае они не приведут к равнодушию.

Есть легенды, которые стали почти традиционными (я использую на вводных уроках) – легенда о манкуртах, а есть такие, которые еще ждут своего часа (он обязательно прийдет). В зависимости от урока и настроения ребят использую на разных этапах (как мотивация или как размышление). Приведу некоторые, которые уже проверены временем моих учеников.

Древняя легенда о манкуртах.

Рабовладельцы из племени жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали выйную часть только что убитого верблюда. Парная верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась и, подобно мощным тискам, сжимала голову. Волосы врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек, утрачивая память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода-племени, не ведал своего племени, не помнил детства, отца и матери, - одним словом, не осознавал себя человеком.

(необходимость изучать историю, что бы не превратиться в людей без памяти, манкуртов).

Притча о дороге знаний.

Однажды к мудрецу, который стоял на горе со своими учениками, подошли гетеры. И одна предложила спор, что они легко убедят учеников оставить его и уйти с ними. Мудрец не стал спорить, ответ был прост: “дорога вниз легче, чем дорога вверх”.

Метафора "Мудрец и бабочка"

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.

Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.

Долго он думал и решил: “Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: “Скажи, что у меня в руках?”. Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: “У тебя в руках бабочка”. Тогда я его спрошу: “А какая это бабочка, живая или мертвая?” И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав”. Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

- Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: - У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: - Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках

Притча “Рецепт счастья”

Однажды император узнал об одной деревне, где люди живут дружно, без ссор и разногласий. Решил он узнать секрет счастья, отправился в путь. Найдя этих людей, попросил он самого старшего раскрыть секрет их благополучия. Старик взял бумагу и долго-долго писал. Когда император прочел, то к его удивлению на листе было всего три разных слова: любовь, терпение и прощение, и так сто раз – сто раз любовь, сто раз терпение и сто раз прощение.

(эту притчу рассказываю на родительском собрании, на заключительном этапе)

Старая притча

Пришли к мудрецу два человека с просьбой рассудить их. Он выслушал первого и на вопрос “Разве я не прав?” ответил ему : “Ты прав”. Выслушал второго и на его вопрос “Разве я не прав? “ответил” Ты прав”. Ученик мудреца воскликнул: “Учитель, но так не может быть!”. “И ты прав”, - ответил мудрец.

Применять притчи необходимо дозировано, они требуют определенной внутренней работы и времени, поэтому я иногда повторяю их, но не полностью, а только ключевые фразы.

Все новое это хорошо забытое старое.