Развитие творческих способностей детей на уроках английского языка в начальной школе при помощи РТВ ТРИЗ, или творческий проект "Сказка от А до Z"

Разделы: Иностранные языки


В современной психолого-педагогической литературе считается, что “творчество – деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов”.

/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров “Словарь по педагогике”.- М.- Ростов-на-Дону: “МарТ”, 2005/. Естественно, что достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической деятельности и необходимо развивать творческие способности детей с самого раннего возраста.

Практически все дети обладают скрытыми способностями фантазировать, но не у всех детей эти способности развиты и не всегда эти способности направлены в нужное русло.

Использование приемов РТВ ТРИЗ помогает расширить творческие возможности школьников, научить их приемам фантазирования, так как фантазия, как отмечал Г.С.Альшуллер, подчиняется своим логическим законам и фантазированию можно научиться, так же как и решению примеров по математике.

Именно поэтому в своей педагогической практике я обратилась к системе развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности по Г.С.Альшуллеру, в частности к использованию приемов РТВ ТРИЗ (развитие творческого воображения теории решения изобретательских задач).

Работая с детьми младшего школьного возраста, для повышения мотивации к изучению иностранного языка и развития эмоциональной сферы ребенка, мы часто ставим различные сказки на английском языке для их дальнейшего показа родителям, друзьям и учителям. Но сценарии сказок мы пишем сами, используя различные приемы РТВ ТРИЗ:

системный оператор, учебный “мозговой штурм”, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, бином фантазии, метод фокальных объектов и др.

Вот пример работы над всеми известной сказкой “The Turnip” (“Репка”). Используем для работы над этой сказкой морфологический анализ как один из распространенных методов поиска новых решений, один из примеров перебора вариантов. Суть метода состоит в построении таблицы, которая будет способствовать охвату различных вариантов изменения. Рассмотрим самый простой вид такой морфологической таблицы, которую можно использовать в первом классе.

 

The turnip

Grandfather

Grandmother

Granddaughter

The cat

The dog

The mouse

Big

+

           

Little

           

+

Крестиками указан классический вариант сказки, но попробуем изменить традиционные правила и “увеличим” мышку. Рассуждаем с детьми, что может произойти в этом случае. Используем “мозговой штурм” и получаем достаточно много вариантов, выбираем лучший. Мы, например, предположили, что мышь занималась по утрам зарядкой, стала сильной, большой и, отстранив остальных героев, одна вытягивает репку.

Другой вариант этой сказки можно использовать в 3 или в 4 классе. Мы изначально предполагаем, что все герои этой сказки русские. Но если изменить их национальность и использовать этническую музыку при выходе персонажей, то и сказка может выглядеть более характерной и интересной. В этом случае морфологическая таблица выглядит следующим образом:

Nationality

The turnip

Grandfather

Grandmother

Granddaughter

The dog

The cat

The mouse

Russian

   

+

       

English

       

+

   

Irish

 

+

         

French

     

+

     

Greek

           

+

Spanish

         

+

 

А вот пример работы с этой же сказкой с использованием системного оператора. Универсальный системный оператор выглядит следующим образом:

В качестве системы можно брать различные объекты этой сказки. Например, возьмем в качестве системы по очереди всех героев этой сказки и рассмотрим, что каждый из них делал в прошлом, т.е. до того как они пришли тянуть репку. Здесь можно использовать морфологическую таблицу. Например:

 

The turnip

Grandfather

Grandmother

Granddaughter

The dog

The cat

The mouse

Sleep

 

+

         

Cook

   

+

       

Dance

     

+

     

Play

       

+

   

Wash

         

+

 

Eat

           

+

Вставляя прошлое каждой системы в сюжет сказки можно создать развернутое произведение. Также можно использовать еще один прием РТВ ТРИЗ, оживление, и сделать и репку действующим героем сказки, а, перебирая по морфологической таблице различные варианты прошлого героев, сказку можно сделать смешной и забавной. Например, бабушка танцевала, кошечка готовила еду для мышки и т.д.

Еще одним интересным приемом РТВ ТРИЗ является бином фантазии. Фантастическую идею можно получить сочетанием двух реальных объектов, объединяя их в одну систему. В качестве таких объектов могут выступать как совершенно несовместимые предметы, животные, а иногда можно совместить две песни или сказки. Например, соединим две сказки: “The Turnip” и “The House In the Wood”. Соединим две основные системы этих двух сказок – репку и домик. А далее при помощи “мозгового штурма” смотрим, какие варианты сказки могут быть. Мы с ребятами решили, что в репке поселись герои сказки “Теремок”, а потом репку пришли тянуть герои сказки “Репка”. Ну, а чем это закончилось, решите сами…

Для одного из концертов, используя бином фантазии, мы взяли две песни: детскую песенку про непослушных медвежат “Five little bears” и традиционную английскую песню “My Bonny”. У нас получился мини-мюзикл про медвежат, которые никого не слушаются, про их маму, которая поет припев каждый раз, когда одного из медвежат уводит доктор и про самого доктора с его наставлениями.

Five little bears dancing in the bed,
One fell down and bumped his head,
Mother called the doctor and the doctor said:
“No more little bears dancing in the bed!”
Припев: Bring back, bring back, bring back my bonny to me, to me| 2 раза
Four little bears …
Припев: …
Three little bears…
Припев: …
Two …
Припев: ….
One….
Припев: …

Это только некоторые из приемов РТВ ТРИЗ, которые мы используем с детьми на уроках английского языка в начальной школе для обучению фантазированию, а следовательно и развитию творческих возможностей. Вся эта работа проходит в рамках творческого проекта “Сказка от А до Z”. Дети с большим интересом работают над этим проектом, что способствует повышению мотивации к изучению английского языка в частности и к обучению в целом.