Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок в 7-м классе "Революция в Нидерландах"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели

  • Учебные - раскрыть причины революции в Нидерландах, показав, что развитие капиталистических отношений в стране тормозилось господством испанской монархии и феодальными порядками.
  • Развивающие – развитие логического мышления, формирование умения работать  с учебником, развитие умения работать  в паре.
  • Воспитательная – формирование чувства справедливости, нетерпимости к угнетению и насилию.

Оборудование

  • Настенная карта «Европа в XVII в.»
  • Иллюстрации учебника.
  • Раздаточный материал.
  • Опорный конспект: «Признаки феодализма и капитализма».
  • На доске новые слова и понятия, даты:

Реформа
Революция
Альба
Гёзы
Вильгельм Оранский
Утрехтская уния
Соединённые провинции
1566, 1572, 1579, 1584

Ход урока

Вопрос: О какой стране мы говорили на прошлом уроке? (Об Испании.)

I. Проверка знаний

Фронтальный опрос:

  • О владениях какого короля  и почему в XVI веке говорили: «в его владениях никогда не заходит солнце» (владения Карла I, который от одного деда унаследовал  Испанию, её колонии в Новом Свете, а от другого деда – многие немецкие земли и Нидерланды.)
  • Докажите, что в Испании при Карле I складывается абсолютная монархия.
  • Под чьей властью находились Нидерланды в XVI веке? (Под властью Испании.)

II. Изучение нового

ЗАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА: «….   В НИДЕРЛАНДАХ»

Полностью тему запишем в конце урока.

Вопросы:

  • Что такое реформы?
  • Что такое «гражданская война»? (С этим термином дети уже знакомы.)
  • Что такое революция?

Поиск определения в толковом словаре или словаре иностранных слов.

В тетрадь:

  • Реформа – изменения в какой-либо сфере общества. Затрагивают интересы многих людей, но не изменяют общественный строй.
  • Революция – коренные изменения в общественном строе страны. Затрагивают все слои населения.

В ходе урока выяснить – что же произошло  в Нидерландах: реформа или революция.

Вопросы:

  • С какого вопроса начинаем изучение любого исторического события?
  • Каким будет наш первый вопрос урока?

Мы же не знаем ещё – реформа или революция произошла в Нидерландах. Сформулируем первый вопрос так: «Внутреннее положение  Нидерланд во второй половине XVI века».

1. ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ  В  НИДЕРЛАНДАХ  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА»

Работа с настенной картой и с картой в учебнике (стр. 101).

Совместная работа под руководством учителя.

  • Где находятся Нидерланды (в учебнике – «Соединённые провинции»).
  • Как вы думаете, выгодным ли было их месторасположение? Обоснуйте свой ответ.
  • Прочитайте второй абзац §14 (стр. 121). Сравните свой ответ с текстом.

Вспомните отличие капитализма от феодализма. Работа с Опорным конспектом «Признаки феодализма и капитализма» (висит на доске).

Работа с раздаточным материалом: Внутреннее положение  в  Нидерландах  во второй половине XVI века».

1) Используя текст §14 (стр. 121, первый  абзац) ответь на вопрос (устно): Как переводится слово «Нидерланды»?
2) Какое производство было развито в Нидерландах? – стр. 121, первый  абзац. (Запиши в тетрадь. Обрати особое внимание на этот вопрос.)

Развитие экономики в Нидерландах:

  • Центральные земли – славились…
  • Северные земли – были центрами…
  • Южные земли – поставляли…

3. Прочтите предлагаемый отрывок. Затем, посовещавшись в паре, сделайте вывод (устно): какие новые отношения зарождались в Нидерландах? (Можете использовать ниже приведённый текст,  первый абзац §14 на стр. 121, а также опорный конспект на доске.)

«В XVI веке в Нидерландах появились доменные печи, ковровые и суконные мануфактуры. Нидерланды называли «страной городов». Для растущих городов с развитым капиталистическим производством требовалось сырьё и продукты. Буржуазия скупала земли обедневших дворян и заводила на этих землях доходное хозяйство. В Нидерландах цеховое ремесло стало вытесняться капиталистическими мануфактурами с наёмными рабочими».

Учитель: Какие новые экономические отношения зарождались в Нидерландах? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Капиталистические: строятся мануфактуры, появляются рабочие и буржуазия, ремесло  теснится мануфактурным производством.

Картина: Суконная мануфактура.

Учитель:

  • Для мануфактур в Нидерландах шерсть покупали в Англии, а Испания вела с ней войну. Поставки шерсти из Англии прекратились.
  • Испанское правительство на 40% увеличило пошлину на шерсть, ввозимую из-за границы.
  • Нидерландским купцам запретили торговать в колониях Испании.
  • Всё было в Нидерландах. Не было самого главного. 

Вопрос: Чего же так не хватало в Нидерландах?

Ответ: Богатые Нидерланды с развитой экономикой находились под властью феодальной, отсталой Испании. Не хватало свободы и независимости. Господство Испании подрывало экономику Нидерландов.

Задача: С середины XVI века в Нидерландах широко распространились взгляды Кальвина, а не Лютера. Как вы думаете, чем это можно объяснить?

Ответ: «Жить и молиться, копить богатства» – принцип кальвинистов. Римская католическая церковь не давала возможности накапливать богатства, не создавала условия для  развития производства, т.е. мешала обогащаться. Значит, она была врагом кальвинистов.

Подведём итоги (запишем в тетрадь):

Внутреннее положение Нидерланд в середине XVI века.

  • Начинают развиваться капиталистические отношения.
  • Политика испанских королей сдерживала развитие капиталистических отношений.
  • Борьба за новые отношения в экономике проходит под флагом идей реформации.

2. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ  ДВИЖЕНИЕ

В Нидерландах зреет всеобщее недовольство господством Испанией. Даже среди аристократов много недовольных.

Задание: Прочитать текст на стр.123 «Начало национально-освободительного движения», подготовить в паре по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу. «Толстый» вопрос – требует размышления, иногда – неоднозначного ответа (Для чего? Как вы думаете? И т.д.) «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однозначного ответа (Кто? Когда? Куда? И т.д.)

Работа с подготовленными вопросами
(обратить внимание на такие моменты: участники, формы борьбы).

1566 г. – восстание иконоборцев в Нидерландах. (Записать в тетрадь.)

Рассмотрите рисунок на стр. 123.  Здесь изображено начало восстания иконоборцев.

Как вы думаете, восстание иконоборцев напугало Филиппа II?

Стр. 124 – портрет герцога Альбы, направленного в Нидерланды для наведения порядка.

Вопрос: Подумайте, каким человеком мог быть этот герцог: жестоким или добрым, расчётливым или простодушным? Сильным или слабым?

Послушайте, как описывают современники герцога Альбу: надменный, ограниченный, хороший воин с железной выдержкой, суровый военачальник, ненавидел еретиков.

Вопрос: Как вы думаете, какие меры принял герцог Альба, чтобы урегулировать создавшуюся ситуацию?

Стр. 124.текст со слов «Затем пришёл черёд» до «Молчаливый принц».

Схема (читаем текст и совместно составляем схему – выбираем главные слова).

Задача для тех, кто умеет думать.

  • Что такое алькабала?
  • Почему введение алькабалы привело  к таким тяжёлым последствиям в Нидерландах? (При ответе можно использовать стр. 121, второй абзац)

Ответ: Нидерланды жили за счёт мануфактур и международной торговли. Алькабала  подрывали и то, и другое.

Партизанская война – рас