Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок в 7-м классе "Революция в Нидерландах"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели

  • Учебные - раскрыть причины революции в Нидерландах, показав, что развитие капиталистических отношений в стране тормозилось господством испанской монархии и феодальными порядками.
  • Развивающие – развитие логического мышления, формирование умения работать  с учебником, развитие умения работать  в паре.
  • Воспитательная – формирование чувства справедливости, нетерпимости к угнетению и насилию.

Оборудование

  • Настенная карта «Европа в XVII в.»
  • Иллюстрации учебника.
  • Раздаточный материал.
  • Опорный конспект: «Признаки феодализма и капитализма».
  • На доске новые слова и понятия, даты:

Реформа
Революция
Альба
Гёзы
Вильгельм Оранский
Утрехтская уния
Соединённые провинции
1566, 1572, 1579, 1584

Ход урока

Вопрос: О какой стране мы говорили на прошлом уроке? (Об Испании.)

I. Проверка знаний

Фронтальный опрос:

  • О владениях какого короля  и почему в XVI веке говорили: «в его владениях никогда не заходит солнце» (владения Карла I, который от одного деда унаследовал  Испанию, её колонии в Новом Свете, а от другого деда – многие немецкие земли и Нидерланды.)
  • Докажите, что в Испании при Карле I складывается абсолютная монархия.
  • Под чьей властью находились Нидерланды в XVI веке? (Под властью Испании.)

II. Изучение нового

ЗАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА: «….   В НИДЕРЛАНДАХ»

Полностью тему запишем в конце урока.

Вопросы:

  • Что такое реформы?
  • Что такое «гражданская война»? (С этим термином дети уже знакомы.)
  • Что такое революция?

Поиск определения в толковом словаре или словаре иностранных слов.

В тетрадь:

  • Реформа – изменения в какой-либо сфере общества. Затрагивают интересы многих людей, но не изменяют общественный строй.
  • Революция – коренные изменения в общественном строе страны. Затрагивают все слои населения.

В ходе урока выяснить – что же произошло  в Нидерландах: реформа или революция.

Вопросы:

  • С какого вопроса начинаем изучение любого исторического события?
  • Каким будет наш первый вопрос урока?

Мы же не знаем ещё – реформа или революция произошла в Нидерландах. Сформулируем первый вопрос так: «Внутреннее положение  Нидерланд во второй половине XVI века».

1. ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ  В  НИДЕРЛАНДАХ  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА»

Работа с настенной картой и с картой в учебнике (стр. 101).

Совместная работа под руководством учителя.

  • Где находятся Нидерланды (в учебнике – «Соединённые провинции»).
  • Как вы думаете, выгодным ли было их месторасположение? Обоснуйте свой ответ.
  • Прочитайте второй абзац §14 (стр. 121). Сравните свой ответ с текстом.

Вспомните отличие капитализма от феодализма. Работа с Опорным конспектом «Признаки феодализма и капитализма» (висит на доске).

Работа с раздаточным материалом: Внутреннее положение  в  Нидерландах  во второй половине XVI века».

1) Используя текст §14 (стр. 121, первый  абзац) ответь на вопрос (устно): Как переводится слово «Нидерланды»?
2) Какое производство было развито в Нидерландах? – стр. 121, первый  абзац. (Запиши в тетрадь. Обрати особое внимание на этот вопрос.)

Развитие экономики в Нидерландах:

  • Центральные земли – славились…
  • Северные земли – были центрами…
  • Южные земли – поставляли…

3. Прочтите предлагаемый отрывок. Затем, посовещавшись в паре, сделайте вывод (устно): какие новые отношения зарождались в Нидерландах? (Можете использовать ниже приведённый текст,  первый абзац §14 на стр. 121, а также опорный конспект на доске.)

«В XVI веке в Нидерландах появились доменные печи, ковровые и суконные мануфактуры. Нидерланды называли «страной городов». Для растущих городов с развитым капиталистическим производством требовалось сырьё и продукты. Буржуазия скупала земли обедневших дворян и заводила на этих землях доходное хозяйство. В Нидерландах цеховое ремесло стало вытесняться капиталистическими мануфактурами с наёмными рабочими».

Учитель: Какие новые экономические отношения зарождались в Нидерландах? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Капиталистические: строятся мануфактуры, появляются рабочие и буржуазия, ремесло  теснится мануфактурным производством.

Картина: Суконная мануфактура.

Учитель:

  • Для мануфактур в Нидерландах шерсть покупали в Англии, а Испания вела с ней войну. Поставки шерсти из Англии прекратились.
  • Испанское правительство на 40% увеличило пошлину на шерсть, ввозимую из-за границы.
  • Нидерландским купцам запретили торговать в колониях Испании.
  • Всё было в Нидерландах. Не было самого главного. 

Вопрос: Чего же так не хватало в Нидерландах?

Ответ: Богатые Нидерланды с развитой экономикой находились под властью феодальной, отсталой Испании. Не хватало свободы и независимости. Господство Испании подрывало экономику Нидерландов.

Задача: С середины XVI века в Нидерландах широко распространились взгляды Кальвина, а не Лютера. Как вы думаете, чем это можно объяснить?

Ответ: «Жить и молиться, копить богатства» – принцип кальвинистов. Римская католическая церковь не давала возможности накапливать богатства, не создавала условия для  развития производства, т.е. мешала обогащаться. Значит, она была врагом кальвинистов.

Подведём итоги (запишем в тетрадь):

Внутреннее положение Нидерланд в середине XVI века.

  • Начинают развиваться капиталистические отношения.
  • Политика испанских королей сдерживала развитие капиталистических отношений.
  • Борьба за новые отношения в экономике проходит под флагом идей реформации.

2. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ  ДВИЖЕНИЕ

В Нидерландах зреет всеобщее недовольство господством Испанией. Даже среди аристократов много недовольных.

Задание: Прочитать текст на стр.123 «Начало национально-освободительного движения», подготовить в паре по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу. «Толстый» вопрос – требует размышления, иногда – неоднозначного ответа (Для чего? Как вы думаете? И т.д.) «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однозначного ответа (Кто? Когда? Куда? И т.д.)

Работа с подготовленными вопросами
(обратить внимание на такие моменты: участники, формы борьбы).

1566 г. – восстание иконоборцев в Нидерландах. (Записать в тетрадь.)

Рассмотрите рисунок на стр. 123.  Здесь изображено начало восстания иконоборцев.

Как вы думаете, восстание иконоборцев напугало Филиппа II?

Стр. 124 – портрет герцога Альбы, направленного в Нидерланды для наведения порядка.

Вопрос: Подумайте, каким человеком мог быть этот герцог: жестоким или добрым, расчётливым или простодушным? Сильным или слабым?

Послушайте, как описывают современники герцога Альбу: надменный, ограниченный, хороший воин с железной выдержкой, суровый военачальник, ненавидел еретиков.

Вопрос: Как вы думаете, какие меры принял герцог Альба, чтобы урегулировать создавшуюся ситуацию?

Стр. 124.текст со слов «Затем пришёл черёд» до «Молчаливый принц».

Схема (читаем текст и совместно составляем схему – выбираем главные слова).

Задача для тех, кто умеет думать.

  • Что такое алькабала?
  • Почему введение алькабалы привело  к таким тяжёлым последствиям в Нидерландах? (При ответе можно использовать стр. 121, второй абзац)

Ответ: Нидерланды жили за счёт мануфактур и международной торговли. Алькабала  подрывали и то, и другое.

Партизанская война – рассказ учителя.

Записать в словарик:

  • Гёзы – «нищие» - морские и лесные партизаны (крестьяне, моряки, ремесленники, торговцы).
  • Вильгельм Оранский (Наёмная армия, не могла достичь успеха. В. Оранский  пошёл на сближение с гёзами).

1572 г. – гёзы захватили город Бриль – это  привело к повсеместным восстаниям – в ответ – жестокие казни.

Альба – королю: «Рост числа этих изменников – настоящее чудо. Особенно  сбивает меня  с толку, когда я вижу,  с каким трудом вы,  ваше величество, достаёте новые подкрепления, и с какой лёгкостью люди отдают жизни и своё имущество в распоряжение этих мятежников»

Юг – здесь удалось подавить мятеж.

Север

1579 г. – Утрехтская уния – договор северных провинций о продолжении борьбы против Испании.

1581 г. – северные провинции провозгласили себя независимым государством – Соединёнными провинциями. Во главе – Вильгельм Оранский.

Работа с настенной картой и с картой в учебнике (стр. 101) – найти Соединённые провинции.

1584 г. – убийство Вильгельма Оранского (наёмный убийца)  и Соединённые провинции объявили себя республикой.

Вопрос: Как изменилась форма правления в Нидерландах? (монархия республика.)

1648 г. – европейские государства признали Соединённые провинции.

Последствия событий в Нидерландах:

  • Рост числа мануфактур.
  • Строят новые верфи.
  • Торговый флот – стал самым большим в Европе.
  • Соединённые провинции начали борьбу за колонии.
  • Изменилась форма правления – монархия преобразована в республику.

Вопрос: Вспомните, что такое реформа и революция.

Как же мы назовём тему нашего урока? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: «Революция в Нидерландах».

Характер революции – буржуазная.

III. Домашнее задание (раздать отпечатанное – с целью экономии времени).

  • §14, составить таблицу: Изменения в жизни Нидерландов после буржуазной революции.

Вопросы для сравнения

До  революции

После революции

1.  Изменения в промышленности  и торговле

 

 

2.  Кому принадлежала власть в стране

 

 

3.  Какая церковь господствовала

 

 

  • Стр. 121 – 124 до «Молчаливый принц». Написать письмо из Нидерланд. При этом опираться на полученные знания и текст учебника.

IV. Проверка знаний (если останется время)

А теперь проведём самопроверку. Вам предлагается тест. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Выберите правильный ответ. В середине XVI века Нидерланды находились под властью:

А) Испании;
Б) Франции;
В) Италии;
Г) были самостоятельным государством.

2. В Нидерландах в XVI веке:

А) цеховое ремесло вытесняется мануфактурами;
Б) было  крайне невыгодным географическое расположение;
Г) король Испании поддерживал развитие мануфактурного производства;
Г) было очень мало городов.

3. В Нидерландах в XVI веке:

А) Филипп 11 терпимо относился к протестантам;
Б) распространились идеи Лютера;
В) распространились идеи Кальвина;
Г) было мало недовольных тем, что страной управляют иностранцы.

4. В Нидерландах в XVI веке гёзами называли:

А) тех, кто много мечтает;
Б) владельцев мануфактур;
В) нищих, а позднее так называли себя патриоты;
Г) сторонников Филиппа 11.

5. В Нидерландах в XVI веке герцог Альба был:

А) адвокатом;           
Б) крупным предпринимателем;
В) королевским судьёй;
Г) направлен на подавления восстания иконоборцев.

6. Господство Испании подрывало экономику Нидерландов, потому что (найди неверный ответ):

А) высокие налоги тормозили развитие промышленности  и торговли;
Б) нидерландским купцам запрещалось торговать в колониях Испании;
В) Испания стала враждовать с Англией, поэтому было трудно приобрести английскую шерсть для мануфактур в Нидерландах;
Г) сократили пошлину на ввозимую в Нидерланды  шерсть.

Критерии оценок:  шесть баллов – «5», пять баллов – «4», четыре балла – «3».

Самопроверка, выставление оценок в тетрадь.

Используемая литература

1. Базовый учебник: О.В. Дмитриева. Новая история. Конец ХV- ХVII век, М., «Русское слово», 2004,  §14.
2. Дополнительная литература: А.Я. Юдовская «Новая история. 1500-1800. 7 кл.»М, «Просвещение», 1999 г.,  §14.