Интегрированный урок по географии с учетом регионального компонента, 6-й класс. Тема: "Искусственные водоемы"

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся о внутренних водах.
  2. Сформировать представление о видах искусственных водоемов.
  3. Способствовать формированию у учащихся экологического сознания.
  4. Продолжить формировать умения работать с картами атласа, контурными картами.
  5. Развивать способности в умении сравнивать объекты, делать выводы, умозаключения.
  6. На местном материале (Белгородское водохранилище) проанализировать положительные и отрицательные факторы строительства водохранилищ.
  7. Ознакомить с творчеством поэта Белгородской земли А. Филатова с целью воспитания патриотизма, гордости за своих земляков.

Оборудование:

  1. Физическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты.
  2. Сборник стихов А. Филатова.
  3. Карточки с терминами.
  4. Картины с изображением искусственных водоемов.

I. Изучение нового материала: “Искусственные водоемы”.

1. Какие виды водоемов можно отнести к искусственным?

а) каналы;
б) водохранилища;
в) пруды.

2. С какой целью строят искусственные водоемы?

а) урегулировать уровень воды в реках;
б) переброс воды из одной речной системы в другую;
в) улучшение снабжения городов и промышленных предприятий водой;
г) орошение или осушение отдельных территорий;
д) соединение друг с другом различных водных объектов с целью выхода в воды Мирового океана и улучшения судоходства;
е) накопления пресной воды.

3. Остановимся на каждом из искусственных водоемов:

Что такое каналы?

- Это искусственные реки. Строятся для сокращения пути, для орошения.

Искусственные водоемы строятся очень давно еще в 3 веке до н.э.

- Изучите легенду карты и найдите, как изображены каналы на карте. Решите задачу: Как вы попадете из Москвы в:

  1. Балтийское море;
  2. Белое море;
  3. Каспийское море;
  4. Азовское море, Черное при условии, что ваш путь должен быть водным?

Работать по карте России.

Ответы:

Волго-Балтийский канал – в Балтийское море;

Беломорский канал – Белое море;

Канал имени Москвы – Волга – Каспийское море;

Волго-Донской канал – Дон – Азовское море – Черное море.

Проведем работу по карте полушарий: Найдите крупные каналы, какие объекты они соединяют?

а) Суэцкий канал – Красное море (Индийский океан)

Средиземное море (Атлантический океан).

б) Панамский канал – Тихий океан с Атлантическим океаном.

Опережающее задание:

1. Каналы – это искусственные реки, специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам облегчается сообщение и удешевление перевозки грузов. Для этого имеют значение природные условия: характер рельефа, близость рек. Суэцкий канал построен с целью сокращения пути из Европы в Азию, Австралию не надо огибать Индию. Панамский канал дал возможность быстрого выхода из Атлантического океана в Тихий. Ведь во время первого кругосветного путешествия Магеллан долго искал путь из Атлантики в Тихий океан.

2. искусственные водные пути – каналы – создали на огромной территории европейской части нашей страны единую глубоководную систему, соединяющую пять морей белое, Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское, а город Москва, находящийся далеко от всех морей стал портом семи морей, что очень важно для экономических связей и объединения отдаленных регионов.

3. Следующие крупные искусственные водоемы – это водохранилища.

Сообщение учащегося:

Водохранилища – это гигантские кладовые пресной воды, источники орошения засушливых земель, поддержания постоянного уровня воды в реках, используются для промысла рыбы. На территории России насчитывается около 250 водохранилищ от малых (несколько кв.км) до гигантов (несколько сотен и даже тысяч кв.км). Например, Куйбышевское водохранилище превосходит по площади озеро Иссык-Куль.

Глубина крупнейших водохранилищ Красноярского и Братского 80-100м, а Куйбышевского и Волгоградского не превышает 25-30м.

-Человек придумал гиганты пресных водоемов с целью облегчить себе жизнь. А как вы думаете, строительство искусственных водоемов это только благо или вред? Какой вред могут принести искусственные водоемы?

Затопление огромных территорий на Волге – это луга, степи, необходимые для выпаса скота. На Ангаре – это таежные леса. Со дна Рыбинского водохранилища поднимались торфяники, которые гнили на поверхности, да и преграждали путь на судоходных трассах по Волге. Для ликвидации таких плавучих островов приходилось производить взрывные работы. Эти острова достигли 1-2кв.км. На Братском водохранилище были случаи обрушения берегов, что приводило к отступлению воды на 10 м.

На территории Белгородской области есть 2 крупных водохранилища Белгородское и Старооскольское. Найдите их на картах Белгородской области.

Пресной поверхностной воды на Белгородчине недостаточно и было решено с целью накопления воды создать Белгородское водохранилище. Оно было сооружено в 1985 году, а с 1986 года стало функционировать. Белгородское водохранилище создано для надежного водоснабжения Белгородского промышленного узла и улучшения санитарного состояния воды в р. Северский Донец в районе г. Белгорода. Створ плотины находится южнее Белгорода, вблизи с. Безлюдовка Шебекинского района. Полная емкость достигает 76 млн.кв.м, зеркала 23кв.м, длина 25км, ширина до 3 км, в среднем 1км. Глубина 14м в приплотинной части, а средняя – 3,3м.

Создание Белгородского водохранилища также не обошлось без отрицательного влияния как на природу так же его строительство затронуло и человеческие души.

Поэт из Топлинки Александр Филатов очень переживал, когда узнал о сносе его родного села, где он рос, затем учительствовал 15 лет в Топлинской школе, преподавал русский язык и литературу.

В домашнем архиве Филатова до сих пор хранятся корни его “докладных записок” в райкомы и обком партии, в московские ведомства и министерства о том, что строительство Белгородского моря – преступление перед природой, людьми, живущими на этой земле. Хранится и документальный фильм “У нас всего много”, снятый по его сценарию. Но тогда поэт так и не был услышан. Но все-таки он не мог молчать, когда рушились вековые крестьянские уклады, целые деревни переселялись на новые места. И не молчал.

Последний угол старины,
Последний дом в глубинах сада…
Легко на все со стороны
Глядеть, когда рыдать не надо.
Но если в крик душа болит,
Но если в сердце зреют слезы,
Как мне глядеть на груды плит
И в землю втоптанные розы?

Такие стихи и спустя столько лет после случившейся трагедии не потеряли своей нравственной актуальности. Его стихи “На снос Топлинки”, “Дом разрушен”, “Я видел, как речку сживали со света” и другие словно напоминают нам, что и сегодня природа нуждается в защите и не только от кого-то, но и от нас с тобой. Эти стихи не просто плач по родному селу, но и жесткий приговор самому себе: чувство вины не покидало его, все ему казалось, что он мог что-то больше сделать, но вот – не сделал.

Что же такое пруды?

Работаем с текстом учебника §33, кто быстрее найдет и объяснит.

Пруды – это маленькие водохранилища, созданные в оврагах, балках или специально вырытых углублениях. Воду из них используют для полива садов, огородов, для ухода за скотом (водопой для крупного рогатого скота, для водоплавающей птицы, разведения рыбы). Пруды сооружают в парках, в местах отдыха.

II. Закрепление:

С чем можно сравнить канал и его значение?

С чем можно сравнить водохранилища и пруды?

Значение искусственных водоемов.

Отрицательное влияние искусственных водоемов.

Работа с контурной картой.

В контурных картах обозначить:

а) каналы: Панамский, Суэцкий, Волго-Донский, канал им. Москвы, Волго-Балтийский, Беломорский.

б) водохранилища: Братское, Цимлянское, Рыбинское, Куйбышевское.

III. Выставить оценки с комментарием.

IV. Обратная связь.

- Я сегодня узнал…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

Дома: §33, нарисовать искусственный водоем (рис. 27 из рабочей тетради стр.30, рис.18 география Б.О. “Белгородское водохранилище”).