Формирование познаваетельного интереса через приобщение к немецкой культуре на занятиях иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


План:

1. Понятие интереса.

1.1. Познавательный интерес

2. Развитие познавательного интереса.

2.1. Творческая деятельность.

3. Приобщение к иноязычной культуре.

4. Обобщение опыта.

Список литературы

1. Понятие интереса

Избирательная направленность человека к явлениям действительности выражается в интересе. Под влиянием прошлого опыта, жизненных целей, и просто в соответствии с внешними стимулами из окружающего мира человек выделяет некоторые явления, события и предметы, интересующие его. Интерес, в свою очередь, меняет отношение человека к той области предметного мира, которая выделяется им. Это отношение можно охарактеризовать как особую расположенность, эмоциональную захваченность приобретая действенный характер, оказывая свое влияние на процесс и результат деятельности, интерес может стать склонностью к определенному виду занятий. Трактовка понятия интерес в современной зарубежной психологии весьма разноречивая. Философский словарь Лаланда (1977г.) определяет, например, интерес как самопроизвольное внимание. Возбуждающее состояние легкой и приятной умственной активности. В психологическом словаре Пьерона (1957г.) интерес представлен как качество вещей, которое привлекает человека и ориентирует его деятельность. Английский словарь психологических терминов (1957г.) рассматривает интерес как тенденцию заниматься вещами из удовольствия, получаемого от самого процесса занятий.

Во всех этих определениях общим является то, что интерес связывается с активностью человека (вниманием, мыслительной деятельностью) а также и то, что в интересе подчеркивается его эмоционально положительная окрашенность (легкость, удовольствие). При этом следует сказать, что сущность интереса как педагогического и психологического феномена в науке до настоящего времени не совсем ясна. В российской психологии интерес рассматривают с материалистической позиции. Все чем интересуется человек, все, что составляет предмет его интереса, существует в объективном мире. Следовательно, интерес имеет объективно-субъективный характер.

Интересы человека не имманентно присущие ему свойства, они не представляют собой врожденного качества. Это результат развития человека. Они сопровождают его развитие и содействуют ему. Интересы человека также многообразны, как многообразен его окружающий мир.

Богатством интересов человека измеряется и ценность его личности и наполненность его жизни. [9]

1.1. Познавательный интерес

В современных условиях наиболее явственно вычленяются познавательные интересы, поскольку их влияние на личность подрастающего человека, на познавательную деятельность, через которую проходит каждый, кто учится, очень велико.

По поводу термина “познавательный интерес” в педагогике и психологии существуют различные суждения. Поскольку познавательное начало присуще всякому интересу, одни считают необходимым заменить его термином “учебный интерес”, другие термином - “научный интерес”. По мнению Г.И. Щукиной, “познавательный интерес”, фигурирующий в исследованиях А.А. Леонтьева и Л.И. Божович, наиболее точно выражает его сущность, как обращенность к процессу познания.

Познавательный интерес в самом общем виде можно определить как проявление избирательной направленности личности на процесс познания. Предметом познавательного интереса является познавательная деятельность.

Философская и психологическая трактовка познавательного интереса позволяет утверждать, что этот феномен способствует интенсивному присвоению личности духовных ценностей народа и создание новых ценностей, обогащающих общество. (В.П. Тугаринов)

Будучи предметом педагогического исследования, как и все педагогические явления, познавательный интерес выступает во всей своей сложности и многозначности: как цель воспитания, как средство формирования личности, как условие эффективности учебного и воспитательного процессов, как значимый мотив учения, как элемент структуры личности.

Познавательный интерес выступает, прежде всего, как цель воспитания, т.к. способствует приобщению к духовным ценностям. Поскольку познавательный интерес лежит в основе творческих способностей личности, то происходит не только овладение и присвоение, но и создание новых духовных ценностей. Следовательно, познавательный интерес - важнейший компонент всестороннего развития личности, выразитель ее ценностных ориентаций.

Обладая особенностью побуждать развитие творческих сил личности, познавательный интерес совершенно очевидно составляет часть общего развития личности. Рассматривая познавательный интерес как звено в развитии личности, следует отметить его влияние на интенсификацию всех познавательных процессов.

Обладая своеобразием психологической структуры, познавательный интерес является побудителем интенсивной работы мысли, волевого напряжения, эмоционального подъема в познавательной деятельности. Он обостряет творческое воображение, логическую и эмоциональную память, сенсорно-моторную деятельность.

Умственная работа – главный стержень учения, связанная с ограниченным расходом энергетических ресурсов (Б.Г. Ананьев). Познавательный интерес способствует не только эффекту умственных действий, но и более легкому, свободному, быстрому протеканию деятельности. Интерес снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным. Познавательный интерес часто выступает как средство обучения, средство активизации познавательной деятельности, как эффективный инструмент, позволяющий педагогу делать процесс обучения привлекательным, выделять в нем те стороны, которые могут привлечь внимание учащихся, заставить их волноваться, переживать, с увлечением работать над задачей.

Преимущества познавательного интереса как мотива учения перед всеми другими ощутимы, как видима и его взаимосвязь с другими мотивами. Можно смело утверждать, что познавательный интерес для школьника, а студенты 1, 2 курсов это и есть потенциальные школьники 9, 10, 11 классов, является самым личностным, т.к. им он руководствуется в своей повседневной практике, в собственно учебной деятельности. Он и осознается школьником ранее и более отчетливо, чем другие мотивы. “Интересно” и “неинтересно” - это тот критерий, по которому можно судить об отношении учащихся в данном возрасте к прочитанной книге, просмотренному фильму и т.д.

Познавательный интерес можно рассматривать как самый бескорыстный мотив. Он, несомненно, оказывает облагораживающее влияние на развитие личности, поскольку, овладевая знаниями, она испытывает возвышенные переживания. Интерес побуждает учащихся заниматься с увлечением не только на занятии, но и в процессе подготовки домашнего задания.

Познавательный интерес взаимодействует с различными мотивами: социальный мотив: общение с учителем и товарищами; моральными мотивами – это мотивы долга и ответственности. Наконец, познавательный интерес выступает на более высоком уровне развития как устойчивая черта, качество личности.

Он способствует поисковому характеру, творческому характеру любого вида познавательной деятельности. Формирование этой черты благотворно сказывается на всем развитии учащегося. Его умственная и нравственная энергия находит выход в удовлетворяющей его деятельности. В свою очередь сама деятельность, насыщенная активным поиском и мыслью, становится продуктивной, творческой, успешной. Все это укрепляет чувство собственного достоинства учащегося, повышает ценность в коллективе сверстников и взрослых. [9]

2. Развитие познавательного интереса

В зависимости от уровня развития познавательного интереса, от целей его формирования выбираются средства развития.

Первые цели (для учащихся со слабым уровнем развития интереса) направлены на развитие интереса содержанием (материал урока, система уроков). Здесь важно добиться одновременности усвоения знаний и формирование положительного отношения к этим знаниям, переводя интерес от простых элементов к более сложным.

Вторые цели

Направлены на развитие интереса учащихся к познавательному процессу, к способам получения знаний, к приобретению новых умений, к применению знаний. На этом этапе существуют наибольшие возможности для приобщения учащихся к самоуправлению познавательной деятельностью.

На основе решения вторых целей ставятся еще более сложные цели воспитания у учащихся интереса к решению проблем, к поиску, к творческой деятельности. Здесь важно не замкнуть интерес на индивидуальной работе, а вывести его в коллективную деятельность учащихся.

В такой последовательной деятельности познавательный интерес приобретает особенности качества личности.

Полифункциональность интереса привела к накоплению в опыте работы множества приемов его развития, к созданию различных учебных ситуаций.

Чтобы эти приемы укладывались процесс развития интересов, необходимо определить основную стратегию в формировании познавательных интересов учащихся, на основе ее применять многие тактические варианты, приемы.

Стратегия развития интересов учащихся основывается на обязательных положениях:

  1. Воспитание познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе должно содействовать развитию стержневых качеств личности, воспитанию личности в целом.
  2. Целостный процесс формирования познавательных интересов должен включать многообразие деятельностей, адекватных системе отношений к миру.
  3. В учебно-воспитательном процессе интенсифицировать те виды деятельности, которые более соответствуют склонностям, способностям учащихся.
  4. Постоянное расширение сферы интересов развивает ситуации его проявления.
  5. Обеспечение “выхода” интереса каждого учащегося в коллективную деятельность.
  6. Обеспечение успеха в познавательной деятельности.

Познавательный интерес всегда предметен. Объектом может стать содержание любой учебной дисциплины (задача каждого из предметников привлечь внимание на свою дисциплину). Содержание любого предмета будет встречено учащимися с интересом, если их познакомили с наилучшими особенностями материала.

Многие исследователи выявили те особенности, которые определяют содержание материала как объективно интересное. Наиболее полно эти критерии выделены в работах Г.И.Щукиной: новизна материала, раскрытие в материале основных идей предмета, наличие в предмете исторических сведений, практическое применение материала, занимательность в материале, значимость материала для учащихся, межпредметные связи в изучаемом материале. [7]

2.1. Творческая деятельность

В любой человеческой деятельности есть элемент творчества. В творческой задаче имеется черта, которая одинаково выступает как для учащихся, так и для ученого-изобретателя – это неизвестный способ решения задачи.

Если человек самостоятельно открывает способ действия в процессе решения нестандартной задачи, значит, для него она явилась творческой.

Творчество является логическим развитием воспроизведения. В такой работе следует учащихся разбить на подгруппы. На фоне такой картины, возможно, более полно использовать возможности творческой деятельности для развития интересов учащихся. [7]

3. Приобщение к иноязычной культуре

Изменение статуса иностранного языка в системе образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности, обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры.

На бытовом уровне, у обучающихся, уже существует понимание того, что человечество не является единым социальным коллективом, и что родная культура обладает своей национальной спецификой. Однако знания учащихся о жизни и культуре иного народа представляют собой, как правило, отрывочные сведения из различных областей и не создают объективной, полноценной картины иноязычного общества, его ценностей, моральных установок, особенностей социокультурного поведения.

Таким образом, овладение иностранным языком неразрывно связано с сознанием приобщением ученика к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.

При организации учебного процесса в соответствии с новыми целями обучения учителю следует исходить из того, что отношение к культуре изучаемого языка должно строиться на эмоционально-личностной основе и предмет обсуждения должен затрагивать проблемы, актуальные не только для носителей изучаемой культуры, но и релевантные для самих обучающихся. Непонимание или отсутствие интереса к какой-то отдельно взятой теме могут быть перенесены на всю иноязычную культуру в целом. Поэтому для развития поликультурной личности, предупреждения культурных предрассудков целесообразно использовать такой материал, который наиболее ярко и полно проиллюстрирует своеобразие культуры данного народа, отличия или сходства с фактами родной культуры.

Обычаи и традиции отражают культуру и историю народа. Знакомясь с ними, учащиеся имеют возможность лучше представить себе жизнь простых людей, их пристрастия, увлечения, интересы. Они имеют возможность также узнать, что люди в другой стране тоже любят праздники, что под новый год ждут подарков, а на Пасху также красят яйца и устраивают веселые игры.

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизводить материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей учащихся увеличивает эффективность урока, создает условия для раскрытия личности учащихся.

Таким образом, обращение к материалам культуры является важнейшим источником стимулирования интереса к изучению иностранного языка. [8]

4. Обобщение опыта

Обобщая многолетний опыт преподавателей иностранного языка, можно сделать вывод, что одним из ведущих, наиболее распространенных и применяемых в педагогической практике способов развития познавательного интереса, является творческое задание.

В моей практике на учебных занятиях применяются различные варианты творческих заданий:

  1. Разучивание и исполнение песен.
  2. Инсценировка диалогов.
  3. Разработка и представление мультимедиа презентаций учащимися и преподавателем.
  4. Изготовление поделок к календарно - обрядовым праздникам (пасхальные, рождественские сувениры).
  5. Сочинение стихов, сюжетных зарисовок, небольших рассказов.
  6. Сюжетно ролевые игры и т.п.

Широкое применение вышеназванных творческих заданий способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Так, например, песни, стихи, использованные в фонетической зарядке, не только развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на совершенствовании навыков аудирования. Содержание текстов песен способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. В этом качестве подбираются, как правило, несложные в языковом плане песни, нередко это песни, не являющиеся аутентичным материалом, а специально разработанные для тренировки какого-либо грамматического правила.

Инсценировки диалогов способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима на уроке и учителю, и обучающемуся и являются одним из важных средств нравственного воспитания личности.

Многие сюжетно-ролевые игры, изготовление поделок – все это связано с различными немецкими народными праздниками, обычаями, жизнью немецкого народа в деревне, одни раскрывают его житейскую мудрость, другие - отражают какие-либо исторические события, но практически все песни содержат экстралингвистическую информацию, безэквивалентную и фоновую лексику, знакомят с культурой, характерной для данной языковой общности. Обучающиеся не просто знакомятся с ценностями народа изучаемого языка посредством данной деятельности, но и выясняют, присущи ли они только немецкому народу или являются общечеловеческими, постоянно сравнивают с фактами родной культуры, осознают специфичность и уникальность своей культуры через знакомство с иной.

Таким образом, использование творческих заданий на занятиях не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формированию активности личности, внесению на урок эмоционального колорита, но и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру, воспитанию чувства уважения к культуре другого народа, усваиванию таких понятий как самобытность, уникальность, национальное самосознание, способствует формированию личности, желающей вступить в межкультурную коммуникацию. [5]

В данной работе содержатся разработки (технологические карты учебных занятий и внеклассного мероприятия) по проблеме исследования. См. приложения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: сб. материалов. – М., 1984.
  2. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью / Е.Л. Белкин. – Ярославль: Верх-Волжск, 1982.
  3. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции / В.О. Бернацкий. – Томск, 1984.
  4. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при обучении иностранным языкам / К.Б. Есипович. – М.: Просвещение, 1998.
  5. Использование песен на уроках немецкого языка // ИЯШ. – № 2, 2007., С. 40-44
  6. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: сб. материалов. – ЛГПИ, 1981.
  7. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся / Ф.К. Савина. – Волгоград, 1988.
  8. Хохлова В.В. Особенности восприятия культуры страны изучаемого языка / В.В. Хохлова // ИЯШ. – № 3. – 2004. – С. 76-80
  9. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности / Г.И. Щукина. – М.,1967.