Мультимедийный урок по русскому языку в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Устанавливаем связи слов (новая тема).

Учебные задачи:

  • Установить связь главных членов предложения – зависимость формы слова-сказуемого от формы слова-подлежащего.
  • Отработать определенную последовательность действий: найти подлежащее и сказуемое, определить число и род П, поставить в ту же форму С и записать нужное окончание.
  • Повторить пройденный материал: образование однокоренных слов, изменение формы, основы слова; чередование беглых гласных и согласных в корне; фонетический и морфемный разбор слова; орфограммы в корне, суффиксе, окончании и способы проверки; выделение основы предложения; корректировка и редактирование текста.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация Power Point, учебные пособия по УМК «Гармония» – учебник «К тайнам нашего языка», тетрадь-задачник (авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть еще одну тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в путешествие в сказочную страну под названием Русландия (слайд 1). Кто-нибудь сможет ответить – почему я предлагаю отправиться именно в эту страну? А царя этой страны зовут Грамматей. Попробуйте догадаться о происхождении такого имени.
Итак, отправляемся в путешествие, чтобы снова и снова разгадать тайны нашего языка.

2.  Актуализация знаний: изменение формы слова, основы слова, выделение строения слова.

Было у царя три сына (слайд 2). Настало время женить их. Приказал царь отправиться добрым молодцам в чисто поле, пустить стрелу, куда укажет стрела, там и искать свою невесту.
Царевичи послушны были. Воле отца не перечили.

Пустил старший сын стрелу (слайд 3). Прилетела она к дому, где генерал жил. А у него – дочь на выданье.
Как изменилось слово? (Форма, окончание А). Запишите слова. Образуйте и запишите однокоренное слово-имя прилагательное. Какие изменения произошли? (Основа слова). Покажите строение слова. Обратить внимание на корень генераль.

Пустил средний сын стрелу (слайд 4). Прилетела она к дому, где жил купец. И у него – дочь на выданье. Как изменилось слово? (Форма, окончание А). Запишите слова. Образуйте и запишите однокоренное слово – имя прилагательное. Покажите строение слова.
Можно сразу выделить корень в данных словах? (Да, они однокоренные). Обратить внимание на беглую гласную Е, чередование в корне Ц–Ч.
Чистописание: Обратить внимание на правильное соединение букв при письме – АЛ, АЯ, ОЧ.
Итак, какие ранее нами раскрытые тайны русского языка нам удалось повторить? (Изменение формы и основы слова при образовании однокоренного слова, строение слова, беглая гласная, чередование согласных в корне).
Гимнастика для глаз

3. Самостоятельная работа в тетрадях по вариантам –  орфограмма [ЦА]

Пустил Иван-царевич стрелу (слайд 5). Полетела она в сторону болота. Ходит Иванушка, ищет стрелу. Вдруг видит: сидит лягушка, держит стрелу в лапках. Что же делать? Не жениться же на лягушке, – засмеют люди! И тут поведала лягушка Иванушке, что заколдовал ее злой Кощей. Станет она вновь Еленой Прекрасной, если полюбит ее царевич и женится на ней. Согласился добрый молодец.
А царевна-лягушка решила испытать Иванушку – такой ли он грамотный, как его батюшка?

Дети решают орфографические задачи – запись в тетрадях по вариантам (1 – имена существительные, 2 – глаголы), два ученика пишут на доске. Взаимопроверка. Объяснить выбор ЦА–ТЬСЯ. Обратить внимание на букву Т в слове болотце. Как определили, что ее необходимо написать?
Чистописание: Обратить внимание на правильное соединение букв при письме – СЯ, ОЛО.
Согласилась царевна-лягушка отправиться с Иванушкой, но попросила спрятать ее от глаз людских до дня свадьбы, пока чары колдовские не спадут.  

4. Новая тема урока: Устанавливаем связи слов (связь главных членов предложения). Синтаксический разбор предложения (выделение основы).
Порадовался царь Грамматей возвращению сыновей, но решил проверить невест – достойны ли они жить в королевстве Русландия, владеют ли грамотой.
Первое испытание – записать предложения, решив орфографические задачи (слайд 6). Сначала устно – разделительный Ь, выбор букв гласных в суффиксах глаголов, безударная гласная в корне. Дети записывают предложения в тетрадь.
Что пришлось изменить при записи предложений? (окончания глаголов, СЯ–СЬ)
Почему вам пришлось менять формы глаголов? Какое слово в предложении командовало этими изменениями? (Имя существительное)

Второе испытание для невест – выделить основу предложения (слайд 7). А теперь скажите, какой член предложения потребовал изменения формы сказуемого? Почему? Выделить число ИС и Г. Синтаксический разбор предложений.
Физкультминутка
Работа с учебником – с.35 № 433. Только ли подчинение в числе требует подлежащее от сказуемого? А еще в чем? Выделить род.
Далее – с.36 № 434. Итак, какую тайну русского языка нам удалось открыть? (Сказуемое по форме подчиняется подлежащему).

5. Работа с текстом. Установление границ предложений.
Третье испытание дал царь невестам. Им предстоит поработать корректорами и редакторами – правильно оформить запись данного текста – приглашения на свадьбу.
Вот как выполнили задание генеральская и купеческая дочери (слайд 8). Давайте проверим! А теперь запишите текст в тетради. Проверка (слайд 9).

Порадовался Грамматей успехам невест царевичей. Приказал тотчас отправить депешу с гонцами. День свадьбы назначен. А что же с царевной-лягушкой? Как вы думаете? (Предположения детей).
Иванушка оценил ум Елены прекрасной, волшебные чары спали, добро победило! Понравилась сказка? (Слайд 10)

6. Итог урока

Ребята, помогите мне закончить предложение!
Отправившись в сказочное путешествие в страну Русландия, мы на уроке раскрыли тайну нашего языка … (сказуемое всегда встает в форму числа, рода или лица, которых требует от него подлежащее: сказуемое по форме подчиняется подлежащему).
А что мы успели повторить из ранее раскрытых тайн?
Спасибо за урок! Оценка работ учащихся.