Развитие речи в школе VIII вида. Сочинение

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Учить ясно и последовательно излагать свои мысли письменно, опираясь на план; упражнять в составлении полных правильных предложений.
  • Коррегировать речь, сосредоточение внимания, воображение.
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Оборудование: портреты героев Великой Отечественной войны, таблички с фамилиями Героев Советского Союза годного города, аудиозапись песни “Священная война”, начало сочинения на доске, план, слова для словарно – орфографической работы, карточки для слабоуспевающих детей, даты начала и окончания ВОВ.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока:

I . Организация класса.

I I . Сообщение темы и целей урока.

Учитель сообщает, что на данном уроке нужно научиться писать сочинение, когда дано начало рассказа. Учиться строить полные правильные предложения.

I I I . Подготовка к написанию сочинения.

1) Вступительная беседа.

    Учитель обращает внимание детей на даты на доске. Дети говорят, что в эти годы в нашей стране шла Великая Отечественная война. Открываются портреты героев ВОВ: Зои Космодемьянской, Дмитрия Карбышева, Василия Клочкова, подвиги, которых известны детям с уроков истории. Коротко вспомнив о героических делах этих людей, учащиеся делают вывод, что победу в этой войне удалось одержать благодаря бесстрашию советских людей, их мужеству и преданности своей стране. Отмечается, что героев ВОВ много и в нашем городе. Вспоминаются их фамилии с опорой на таблички на доске. Для создания эмоционального настроя включается аудиозапись песни “Священная война”.

2) Знакомство с началом будущего сочинения.

    Текст помещён на доске. Читает учитель и задаёт вопрос по содержанию: “ Кто герой рассказа?”

    Шла Великая Отечественная война. Коля оказался в городе, захваченном фашистами. Мальчик видел, как по железной дороге движутся к линии фронта эшелоны вражеской техники. Он понимал, что жизни русских солдат зависят от того, дойдёт ли грозный груз до места назначения.

    Дети отвечают на поставленный вопрос.

3) Коллективное составление продолжения.

Учитель предлагает предположить, как сложатся события дальше. Предложенные версии объединяются в одну, наиболее удачную.

Коля решил вывести из строя мост через реку, по которому тянулось железнодорожное полотно.

Для этого нужна бала взрывчатка. Ночью мальчик незаметно пробрался к складу с вражескими боеприпасами. Это место фашисты серьёзно охраняли. Юноша, скрываясь от охранника, копал под стену сарая лаз. Только к утру Николай проник в склад. Взрывчатку он спрятал под одеждой и скрылся в предрассветных сумерках.

Следующей ночью мальчик подложил динамит под мост и взорвал его. Рискуя жизнью, Николай на долгое время остановил доставку оружия на фронт.

4) Составление плана получившегося рассказа.

Учитель направляет детей вопросами.

- Какое решение принял Коля?

- Куда отправился в первую ночь?

- Какой поступок совершил Николай?

План.

1.Мост должен быть взорван.

2.Похищение взрывчатки.

3.Героический поступок.

5) Словарно – орфографическая работа.

    На доске появляются слова, требующие лексической работы.

    железнодорожное полотно
    взрывчатка
    боеприпасы
    лаз
    сумерки
    эшелон

    После объяснения значения к словам подбираются 1-2 синонима, которые можно использовать в сочинении. Затем появляются слова, представляющие трудность в написании

    железнодорожное
    эшелон
    предрассветных

    Эти слова остаются на доске.

  1. составление предложений в соответствии с планом.
  2. Под руководством учителя дети работают над каждым предложением, чётко определяя его границы.

  3. устное рассказывание текста в целом.

2-3 ученика.

IV. Письменная работа на черновиках.

Слабым учащимся предлагаются карточки с вопросами.

- Что решил вывести из строя Коля?

- Что ему нужно было для этого?

- Куда пошёл мальчик за взрывчаткой?

- Удалось ли Николаю украсть динамит у фашистов?

- Что было взорвано этим динамитом?

- Как Коля помог фронту?

V. Проверка учителем работ на черновиках, исправление стилистических ошибок.

VI. Самопроверка сочинения на черновике.

VII. Работа в тетрадях.

VIII. Итог.

Дети по желанию зачитывают свои сочинения. Класс даёт устную оценку.

После проверки сочинений учителем, 2 урок посвящается работе над ошибками.