Урок русского языка в 5-м классе на тему "Повторение. Простое предложение"

Разделы: Русский язык


Наглядность :

  1. Картина И.Левитана “Золотая осень”.
  2. Карточки, иллюстрации.
  3. Дидактический материал.

План

1. Что знать : Что уметь:
главные члены предложения , второстепенные члены предложения , обращения . уметь разбирать предложения , отличать части речи и члены предложения,   выделять в тексте обращения

Словарь:

  • осенний н
  • беззвучно з
  • изредка /из окна/, низкие, поздняя, желтые

Эпиграф : Красота спасает мир.

Ход урока

Учитель : Мы сегодня с вами отправляемся в первое путешествие в мир красоты, в мир природы. А т.к. на дворе осень, значит мы и начинаем с осени. Мы побываем у художников, поэтов, послушаем музыку, повстречаемся с рыцарями. Нередко осень считают грустной, унылой порой : часто выпадают дожди, и небо становится хмурым, реже показывается солнце. Но и осенью бывают чудесные дни, прелесть которых воспели писатели, поэты, художники. /Это в сопровождении музыки Чайковского “Времена года”/. Послушайте рассказ “Вишневая ветка” В. Путилина.

Задание : запомните понравившееся словосочетание или предложение об осени.

Вопросы :

  1. Какие предложения об осени вы запомнили ?
  2. Словосочетания?

Запишем предложения :

Тихо, беззвучно в осеннем лесу.

Совсем багровым стал дуб. (багровый – красный)

Пожелтели березы.

  1. Каковы признаки осени?

Беззвучно в лесу

Небо синее

Воздух прозрачный.

Задание : А сейчас любители поэзии расскажут стихотворения (3 человека читают стихотворения об осени).

Послушайте :

Как же осенью природа меняет свой наряд?

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чёло.

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло?

- Почему дохнул? – Почему обожгло?

Вывод : Мороз, как и огонь может обжечь.

Задание : Списать текст, разобрать синтаксические предложения : 1 ряд – 1, 2 – 2, 3 – 4.

- Проверяется у доски.

Вывод : Поэзия – это мир прекрасного.

  1. Объяснить постановку – в этом предложении
  2. записать предложение.

А может ли поэзия связана с живописью?

- Посмотрите картину Левитана “Золотая осень”.

- Послушайте текст “Золотая осень”

- Приготовьтесь к пересказу текста.

Задание : Запись под диктовку отрывка из текста.

Слева от реки поднимаются вверх одетые в желтый свет осени березы. А справа от реки задумались грустные деревья. На берегу стоит одинокая золотая березка.

  1. Проверка текста справа – налево, от последнего слова к первому.
  2. Выписать из текста слова, соответствующие 4552
Код : 1 – подлежащие

3 – дополнение

2 – сказуемое

4 – определение

5 – обстоятельство

Проверка : желтый, справа, одиноко, стоит.

Задание : А сейчас турнир рыцарей.

    1. Отгадывают кроссворд на грамматическую тему.
    2. Кто знает больше пословиц про осень.

Вывод : Как вы думаете, становится ли человек красивым, если рядом видит красоту?

Запись предложения : Человек становится красивым, если рядом видит красоту.

  1. Какое это предложение?
  2. Найти грамматическую основу.
  3. Объяснить знак препинания.

Задание : Послушайте стихотворение “Улетают гуси” Ладонщикова и подумайте, есть ли в тексте то, о чем мы ещё не говорили.

Потянулись гуси
на далекий юг.
Голоса их грустные
Ловит чуткий слух.
Пролетают мимо
Стороны лесной.
Возвращайтесь, милые,
Будем ждать весной.

  1. Что называется обращением?
  2. Как на письме выделяется обращение?
  3. Приведите примеры.

Задание : Самостоятельная работа (по вариантам указать те предложения, в которых есть обращение) карточка на каждого.

1, 0, 1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

3, 0, 1. Не трещите морозы в заповедном бору.

2. К утру мороз крепчал.

3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4. Муравьи санитары леса.

5. Догорай костер дотла.

5, 0, 1. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

2. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

3. Песню это пронесем друзья по свету.

4. Друзья познаются в беде.

5. Прощай любимый город.

Вывод : Обращение к плану “Что знать и уметь”. Что узнали за урок?

Оценки :

Д/з : написать сочинение – миниатюру “Золотая осень”.