Открытый урок по теме "Правописание НЕ и НИ в приставках отрицательных наречий"

Разделы: Русский язык


Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 кл. М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов, М.: Дрофа, 2002 г.
Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 320с.: ил., 8л. цв. вкл.)

Цели урока:

  • закрепление умения орфографического анализа;
  • формирование умения написания приставок отрицательных наречий;
  • развитие познавательной активности школьников;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, карточки, изображение «Ученого солнышка».

ХОД УРОКА

При входе в класс школьники получают карточки разного цвета, учитель объявляет им, что сегодня они работают в группах и рассаживаются в соответствием с цветом карточки.

I. Организационный момент

– Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече!
– Давайте договоримся, вы сегодня – молодые учёные 4 лабораторий исследовательского института лингвистики. Я – научный руководитель.
– Перед вами инструментарий, который пригодится для исследований.
– Я вижу, из разноцветных карточек вы составили высказывание. Что у Вас получилось?
Дети читают высказывания, составленные из карточек:
– Поднимите руку, у кого была карточка с наречием – вы руководитель, который организует работу лаборатории, у кого глагол – вы учёный секретарь, фиксируете результаты исследований (хранитель времени и порядка), остальные лаборанты – генераторы идей. Эксперт – фиксирует количество ответов каждого участника.
– Символом нашей работы будет ученое солнышко.

Слайд 1. Надеюсь, что вам со мной будет надежно, в тетрадях вы будете работать аккуратно, нам будет радостно от сделанных открытий, мы естественно и честно воспримем ошибки, если с ними встретимся, играючи выполним все исследования, а к концу занятия нам станет ясно и понятно.
Слайд 2. Вы, конечно, дорогие мои исследователи, поняли, что разговор у нас пойдёт о наречии.

II. Повторение

– Давайте вспомним, что такое наречие. (Дети отвечают, для обобщения используется слайд 3).
– Знаете ли вы, почему наречие так называется?
Слайд 4. Наречие – старое слово. В древне русском языке оно имело несколько значений, в том числе и «говорить». Помните, как говорил А.С.Пушкин: «Глаголом жги сердца людей». Глаголом, т.е. речью. От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие».
– Как видим, между наречием и глаголом самая тесная связь. Учёные подсчитали, что наречие на 70% примыкает к глаголу.
– Замечательно о работе наречия сказал поэт Пётр Чесноков:

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить.

III. Орфографическая разминка

Слайд 5. Сегодня в интернете я обнаружила электронное письмо и посчитала, что это интересный материла для лингвистического исследования. Это письмо есть у вас на карточках розового цвета. Возьмите карточку и выполните, пожалуйста, задание.

Электронное письмо

Тетя, прашу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле,
А то не будет некогда её ноги
В этой противной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель поставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмог никто прочитать.
Попраси его, тетя, исправить двойку
И паставить мне пять.

Задание:

1. Исправьте ошибки.
2. Подсчитайте количество допущенных ошибок.
3. Определите, сколько наречий употреблено в тексте.

– Руководители лабораторий, я прошу выйти по 1 представителю, который исправит по 2 ошибки и объяснит правописание слов. (Ученики по-очереди выходят, исправляют ошибки.)
– Сколько сделано ошибок в письме?
Ответ: 8.
– Сколько в письме наречий?
Ответ: 2.
Слайд 6, пустой. – Знает ли девочка, правило правописания приставок отрицательных наречий?
– Как вы считаете, к какому результату может привести незнание этого правила?
Ответ: Незнание этого правила может привести к грамматическим ошибкам и искажению смысла текста.
– Нам нужно знать это правило?
– Давайте сформулируем тему занятия.
– Чем мы должны будем овладеть, чтобы не сделать ошибок?
Ответ: Правописание приставок отрицательных наречий. (Дети записывают в тетрадь число, тему урока.)
– Какую учебную задачу мы перед собой ставим в связи с этой темой?
Ответ:
1. Вывести правило написания Е, И в приставках отрицательных наречий.
2. Научиться эти наречия правильно писать.

IV. Исследование

Слайд 7.

1)

– Предлагаю приступить к 1 исследованию. Возьмите карточку жёлтого цвета и, пожалуйста, выполните задание.

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…зачем идти н…как не соглашаться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
н…где остановиться н…сколько не устать

Задание:

1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).
2. В какой морфеме допущена орфограмма?
3. Сделайте вывод, от чего зависит выбор Е или И в приставках отрицательных наречий.
4. Объясните суть вашего открытия, сформулировав правило.

– Руководители лабораторий, выберите представителя, который на примере любых 3 словосочетаний продемонстрирует ваши выводы.
– Замечательно! Вы очень хорошо справились. Давайте обобщим суть ваших открытий.
Ответ: В приставках отрицательных наречий пишется Е, если ударение на приставку падает, и пишется И, если ударение не падает.

2)

– Проведём эксперимент. Попробуйте вставить Е вместо И и наоборот.
– Получилось?
Ответ: Нет.
– Эксперимент подтверждает правильность наших выводов?
Ответ: Да.

Слайд 8.– Объясните ошибку в электронном письме, сформулировав правило.

Ответ: В приставке наречия НИКОГДА пишется буква И, потому что на приставку не падает ударение.

Физминутка

Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Повернитесь ко мне и найдите глазами кружок желтого цвета, а теперь синего цвета. Мысленно рисуя линию, вернитесь глазами к желтому кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок красного цвета. Нет, нигде не найти? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с желтым, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены желтый и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.)

3)

– Сравним наши выводы с готовыми выводами науки. Откройте, пожалуйста, 16§ учебника. Прочитайте правило. В чем мы убедились?
Ответ: В учебнике то же правило, что вывели мы сами.
– Какие мы молодцы. Ваши выводы полностью совпадают с выводами лингвистов!
– Уважаемые молодые учёные! Нужно зафиксировать полученные результаты – нарисуйте правило. (Ученики рисуют модели правила на листе А4, прикрепляют к доске и комментируют.)

Слайд 9. – Прокомментируйте, пожалуйста, данный слайд (слайд по правилу).

Слайд 10. Запишите схему в тетрадь с конспектами.

V. Закрепление изученного

Слайд 11. – Для подтверждения наших выводов проведём 2 исследование. Выполните задание на карточке зелёного цвета.

Н…когда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Н.. с кем и н…когда он не дружил
И дружбою н…чуть не дорожил.
Н… с кем принципиально не общался,
Н…где и н…кому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем н…как,
И дружба…Дружба не пустяк!»

Задание:

1. Вставьте в слова пропущенные орфограммы.
2. Разное для 4 групп.

– Выпишите из текста отрицательные наречия с приставкой НЕ, объясните правописание.
– Определите способ образования отрицательных наречий и нарисуйте словообразовательную модель, соответствующую способу образования отрицательных наречий.
– Выпишите из текста отрицательные местоимения, объясните правописание.
– Выпишите из текста отрицательные наречия с приставкой НИ, объясните правописание.
– Сделайте общие выводы по исследованию. Что общего в правописании отрицательных наречий и местоимений? Чем отличается?
Ответ: У отрицательных наречий и местоимений одинаковое правило правописание приставок, а разные вопросы и то, что местоимения, разделенные предлогом, пишутся в три слова (не с кем – частица, предлог, местоимение).
– Для закрепления данных выводов предлагаю выполнить задание на материале учебника. Откройте, пожалуйста, упражнение 254. Выпишите в 1 столбик слова с отрицательными местоимениями, во 2 – с отрицательными наречиями.
– Какие выводы по этому исследованию мы можем сделать? (Ученики повторяют предыдущий ответ.)

VI. Творческое задание

– А теперь давайте поработаем творчески – заполним кроссворд. Задание перед вами на столах.

Слайд 12. Совместное разгадывание.

Кроссворд

1. Антоним к слову всегда.
2. Синоним к слову тщательно.
3. Синоним к слову около.
4. Синоним к слову единодушно.
5. Антоним к слову редко.
6. Смотреть из-под насупленных бровей.
7. Синоним к словосочетанию каждый день.

Слова для справок: рядом, аккуратно, единогласно, ежедневно, исподлобья, часто, никогда.

VII. Домашнее задание

– Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. На дом я вам предлагаю творческое задание: придумать сказку об отрицательных наречиях, а кому покажется трудно – упр. 252.

VIII. Подведение итогов урока

– Уважаемые исследователи! Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
Ответ: 1. Вывести правило написания Е, И в приставках отрицательных наречий. 2. Научиться эти наречия правильно писать.
– Удалось нам их решить?
Ответ: Да.
– Кто может сказать, от чего зависит выбор букв Е и И в отрицательных наречиях?
Ответ: От ударения.
– Молодцы! Я рада, что нам удалось так плодотворно поработать. Учёные секретари, сдайте оценочные листы.

Оценочный лист

Фамилия, имя

Количество ответов

Итог

     
     
     
     
     
     
     

Слайд 13. – Несмотря на то, что на улице холодно, снежно, мне было с вами комфортно, замечательно!
– Если вам на уроке всё было ясно, понятно, то, уходя, прикрепите к символу нашего урока своё солнышко, если скучно – тучку.
– Спасибо за урок. До свидания!

Приложение