Создание защищенных шаблонов с помощью форм в текстовом редакторе MS Word

Разделы: Информатика


Цели:

Обучающая:

  1. Освоение основных приемов по созданию форм, их защита, создание и сохранение в виде шаблонов, обобщение и систематизирование знаний о способах редактирования, форматирования текстовой информации.

Развивающая:

  1. Развивать внимание, познавательный интерес.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Задачи урока:

  1. Развитие познавательного интереса, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
  2. Повторение и проверка умений учащимися использовать возможности текстового процессора Word.
  3. Повышение интереса к изучению информационных технологий.

Прогнозирование конечного результата.

К концу урока учащийся должен:

Знать Уметь
1. Основные приемы создания формы и ее редактирования 1. Создавать защищенную форму, создавать текстовые, числовые поля, поля со списком, флажки, создавать документ на основе готового шаблона, сохранять документ в виде шаблона
2. Основные приемы редактирования и форматирования текста. 1. Форматировать и редактировать текст.

Тип урока: Объяснение нового материала

Межпредметные связи: с русским языком, делопроизводством.

Методы, применяемые на уроке: Мини-лекция. Выдается необходимый минимум теоретического материала, устный опрос, практическая, самостоятельная работа по карточкам,

Мотивация: Важность данной темы заключается в том, что она пригодится в дальнейшем при обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.

План урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и плана урока. Мотивация.
  2. Опрос по пройденной теме.
  3. Мини-лекция с показом презентации
  4. Практическая работа учащихся за компьютером по карточкам.
  5. Итоги урока.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. На доске написана тема.

Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

На предыдущем уроках мы создавали документ-бланк “Резюме”, в котором существуют поля для заполнения вручную. Сохраненный файл в виде шаблона, позволил нам сохранять только заготовку документа. Как вы думаете какая цель стоит перед нами?

(научиться создавать документ на основе шаблона и т.д.)

Изучение нового материала:

Сегодня наша основная задача – научится создавать документ на основе шаблона, защищать постоянный текст, создавать встроенные поля для заполнения (поля со списком, текстовые поля, флажки). В чем на ваш взгляд заключается важность изученной темы?

(Пригодится в дальнейшем при создание различных документов, анкет, резюме, и т.д.)

Где вам пригодится знание текстового редактора Word?

(При обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.)

2 этап. Устный опрос по пройденной теме (приложение 1).

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

(Создавали текстовой документ “Резюме”).

В каких форматах мы сохраняли данный документ?

(С расширение *.doc и *.dot)

В чем отличие этих документов?

(Первый документ сохранен как текстовой, а второй как шаблон)

Что такое шаблон?

Перечислите настройки документа.

Как сохранить документ в виде шаблона?

Как создать документ на основе шаблона?

3 этап. Мини-лекция (приложение 1)

На прошлом уроке мы создали бланк “Резюме” и сохранили его в виде шаблона “Резюме.dot”.Сегодня мы научимся создавать формы, рассмотрим различие между формой и простым бланком.

Создание защиты:

  1. Вызовите панель Формы:
  2. Выполните Вид – Панель инструментов - Формы.
  3. Для того чтобы защитить документ надо выбрать кнопку Защита формы (замок), после этого изменения в документе невозможны.

Создание текстовых полей для ввода информации:

  1. Снимите защиту с документа: Выполните Вид – Панель инструментов – Формы - Защита формы.
  2. В нашем документе “Резюме.dot” , сохраненном как шаблон установите курсор в ячейку для записи фамилии.
  3. На панели Формы выберите кнопку Текстовое поле.
  4. На панели Формы выберите кнопку Параметры текстового поля.
  5. В окне Параметры текстового поля в списке Формат текста задайте Первые прописные
  6. Проделайте аналогичные действия с ячейками Имя, Отчество, Адрес, Образование, Гражданство или просто скопируйте полученные текстовые поля. Не задавать Первые прописные для следующих ячеек: Опыт работы, Дополнительные сведения, Черты характера.

Создание числовых полей для ввода информации:

  1. В документе “Резюме.dot” установите курсор в ячейку для записи даты.
  2. На панели Формы выберите кнопку Текстовое поле.
  3. На панели Формы выберите кнопку Параметры текстового поля.
  4. В окне Параметры текстового поля в списке Тип задать Дата, выберите нужный формат в списке Формат даты
  5. Установите курсор в ячейку для записи телефона, в окне Параметры текстового поля в списке Тип задать Число.

Создание полей со списком:

  1. Установите курсор в ячейку для записи Семейное положение.
  2. На панели Формы выберите кнопку Поле со списком.
  3. В окне Параметры поля со списком в поле Элемент списка: введите “Холост” и нажмите кнопку Добавить. Таким же образом добавьте “Женат”.

Создание полей содержащих флажок:

  1. Установите курсор в ячейку Владение иностранным языком.
  2. На панели Формы выберите кнопку Флажок.
  3. В окне Параметры флажка все оставляем без изменения, создайте еще 2 флажка
  4. Рядом с флажками записываем “владею, со словарем, не владею”.

Аналогично оформить ячейку Водительские права. Сохраните шаблон.

Введите необходимые данные в резюме и сохраните в своей папке под новым именем.

После показа презентации показать создание встроенных полей на документе “Резюме” (приложение 2)

Устанавливаем защиту. Сохраняем полученный документ в виде шаблона.

Чем отличается форма от бланка?

Вывод:

Форма в отличие от бланка содержит встроенные поля для заполнения, на неизменяемую часть документа накладывается защита, при этом изменения возможны только в заданных, определенных полях. Документ, содержащий форму и документ бланк можно сохранять как шаблон с расширением dot. Шаблоны хранятся в папке шаблонов WORD.

4 этап. Практическая работа по карточкам

Переходим к следующему этапу нашего урока – выполнению практических заданий.

Но прежде, чем приступить к нему, давайте повторим технику безопасности и организацию рабочего места при работе с компьютером.

  • не прикасаться к экрану
  • расстояние до экрана – 60-70 см
  • на рабочем месте не должно быть ничего лишнего (ручка и тетрадь)

Итак, на этом этапе урока задания подобраны таким образом, чтобы вы могли показать все умения, которые вы приобрели в ходе практических занятий.

Раздать карточки для выполнения заданий (приложение 3). После выполнения оцените работы учащихся.

5 этап. Подведение итогов урока.

Мы завершили последний этап нашего урока. На этом уроке мы проверили практические навыки и умения, а также знание основных понятий изученной темы.

Все показали высокий уровень знаний, получили отличные оценки.