Урок экономики в 10-м классе "Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость"

Разделы: Экономика


Тема. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.

Экономическая модель

Одна из первых проблем,  названных экономическими,  заключается в том,  что человеческие потребности всегда превосходят возможности,  которые существуют в данный момент их удовлетворения. Экономическая теория гласит,  что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны,  в то время как ресурсы любого общества в каждый момент времени ограничены.

Цель экономической деятельности людей – удовлетворение своих потребностей путём использования ограниченных ресурсов,  производства,  распределения и потребления различных товаров и услуг. Те ресурсы,  которые необходимы для осуществления процесса производства,  называются факторами производства,  их четыре: труд,  капитал,  природные ресурсы (земля),  предпринимательская способность, информация. Эти ресурсы,  несмотря на их различие и разнообразие,  имеют одну общую особенность – они ограничены. За всю историю человечества ни одно общество не смогло обеспечить достаточного количества ресурсов для удовлетворения всех потребностей его членов в товарах и услугах. Перед людьми всегда будет стоять проблема эффективности использования имеющихся у них ресурсов,  которое принесло бы максимальную отдачу,  наибольший эффект.

Экономическая теория исходит из предпосылки о рациональности поведения людей в экономике. Это означает,  что люди ставят перед собой определённые цели и используют имеющиеся в их распоряжении время и средства для их достижения. Однако эти средства и время также представляют собой ограниченный ресурс. Люди должны расположить свои цели по степени важности и совершить выбор, распорядиться своими ресурсами наилучшим образом.

Таким образом,  экономические действия людей – это результат осознанного выбора,  предполагающего расходование времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели. Такой выбор означает,  что данные время и ресурсы уже не будут использованы для достижения других целей: человек,  который хочет гулять,  готовиться к контрольной работе,  посетить секцию волейбола  одновременно,  должен выбрать что-то одно и примириться с тем,  что часть его потребностей останется неудовлетворённой.

Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения,  т.е. сравнение затрат и выгод,  связанных с имеющимися вариантами решений. С этой оценкой тесно связано понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды,  плата за принятое решение.

Что лежит в основе модели

Ограниченность производственных ресурсов,  имеющихся у людей для удовлетворения их неограниченных потребностей,  делает необходимым выбор между различными способами имеющихся ресурсов. Это выбор основывается на сравнении затрат и результатов,  соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтернативной стоимостью).

Чему должны научиться дети

  • Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ресурсов.
  • Понимать идею,  лежащую в основе концепции альтернативной стоимости,  применять её при анализе конкретных примеров.
  • Понимать сущность проблемы выбора.
  • Использовать принцип рационального поведения при принятии решения
  • Уметь аргументировать принятое решение.

Базовые понятия

  • Производственные ресурсы
    • Человеческие ресурсы (труд)
    • Природные ресурсы (земля)
    • Капитальные ресурсы (капитал)
    • Предпринимательская способность (принятие решений и риск)
    • Информация
  • Факторы производства
  • Ограниченность ресурсов
  • Проблема выбора
  • Альтернативная стоимость
  • Маржинальный анализ
  • Рациональное поведение
  • Принятие решений

Описание урока

Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов»,  «проблема выбора»,  «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Ограниченный ресурс»,  которая помогает осуществить выбор,  принять решение по рациональному использованию времени и средств; в ходе обсуждения проблем урока рассматриваются    вопросы социальных целей и приоритетов личности,  их связи с понятием альтернативной стоимости,  используется маржинальный анализ.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • формирование понятия сущности ограниченности ресурсов;
    • обучение рациональному выбору в принятии экономических решений, использованию принципа рационального поведения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к материальным благам;
    • воспитывать навыки принятия коллективных решений.
  • Развивающие:
    • формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
    • содействие развитию у гимназистов умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.

Материально-техническое, информационное  и учебно-методическое обеспечение

  1. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики под редакцией д.э.н., профессора С.И.Иванова. М.: Вита-пресс, 2004.
  2. М.А. Сторчевой «Основы экономики», Экономическая школа, 2003.
  3. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс,  1995.
  4. Цветная бумага,  ножницы, шаблоны.
  5. Экран.
  6. ПК; медиапроектор.
  7. http://www.vkkb/ru
  8. http://www.cebe.sib.ru
  9. http://be.economicus.ru
  10. http://prepod2000.kulichki.net
  11. http://basic.economics.ru

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Обратить внимание на девиз урока:
«Кто поедет от столба  сего прямо,  тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону,  тот будет здрав и жив,  а конь его будет мёртв,  а кто поедет в левую сторону,  тот сам будет убит,  а конь его жив и здрав останется»
Русская народная сказка
Сделать вывод с учащимися о предположительной теме урока. Записать в тетрадь план урока.

3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (Приложение).

Используя для  примера сказку «Колобок» ввести понятие производственных ресурсов: человеческие ресурсы (труд),  природные ресурсы (земля),  капитальные ресурсы (капитал), предпринимательская способность (принятие решений и риск).

Вспомним ещё одну русскую сказку «Колобок». Чтобы испечь героя сказки,  во-первых,  пришлось найти того,  кто бы это сделал,  кто бы приложил свой труд,  использовал свою рабочую силу (бабка). Во-вторых,  для осуществления производства надо было иметь муку,  печь,  дом (капитал). В-третьих,  понадобился участок земли для дома,  в котором всё происходило. В-четвёртых,  ничего бы не было,  если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок (предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял бабку),  подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам),  о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой),  подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от операции.

Записать в тетрадь новые термины и определение: Факторы производства – производственные ресурсы,  с помощью которых создаются блага (товары и услуги).

Ответить на вопрос: Почему бабка произвела только один колобок,  а не два десять или тысячу?
При ответах обсуждение вести в русле: на два колобка не хватило бы муки,  после десятого у бабки способность к труду оказалась на нуле (усталость и возраст дают о себе знать),  после тысячного дедка столкнулся бы с проблемами сбыта (предпринимательская способность тоже ограничена).

Выводы: Мечты и чаяния людей всегда лучше всего отражались в народных сказках,  былях. Среди них абсолютно доминируют те сказки,  где персонажи в силу чудесных обстоятельств получали свободный доступ к человеческим благам. Этот факт подтверждает то,  что основной характеристикой окружающего нас мира является ограниченность ресурсов. Бабка произвела только один колобок из-за того,  что экономисты называют ограниченностью,  или редкостью,  ресурсов. Одни ресурсы – более редкие (мука),  другие – менее (предпринимательская способность дедки),  но общее свойство у них одно – их количество ограничено. Поэтому основной проблемой экономики является распределение редких ресурсов.

4. Провести игру «Ограниченный ресурс», класс разбить на 7 команд (по 3–4 чел.) 

Материал для игры для каждой команды: 2 цветных листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из картона   (круг с диаметром 2 см, квадрат со стороной 2,5 см,  треугольник со сторонами 2,5 см),  ножницы.

Описание игры (I этап)

  • Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.
  • Сообщите, что каждая команда будет производить  заготовки для некоторого товара.
  • Для этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно). 
  • У каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг, квадрат, треугольник). 
  • Время «производства» ограниченно и равно трем минутам.
  • Работа прекращается по сигналу «Стоп». 
  • После окончания «производства»  команды или учитель считают количества наборов.
  • Информация выписывается на доске.

Описание игры (II этап)

  • Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд остались «лишние» заготовки  или осталось место, где можно выкроить ещё 1 – 2 заготовки. 
    Выпишите данные о «лишних» заготовках на доску.  Что можно сделать в такой  ситуации? 
    Выслушайте мнения учеников, обсудите идею  обмена.
  • Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время  для переговоров и принятия решения о том, что  производить. 
  • После переговоров объявите этап производства (3 минуты). 
  • После  «производства» раздайте командам  ножницы.  Команды вырезают заготовки и производят  обмен.
  • Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды. 
  • Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды. 
  • Посчитайте и сравните общее число наборов на  первом и втором этапе.  Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.

Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный ресурс»

  • В игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно много наборов? 
  • Если «да», то в каком случае? Если «нет», то почему? 
  • Обсудите вопрос ограниченности ресурсов.
  • Какие ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограничены?
  • На втором этапе некоторые команды  производили  заготовки только одного, двух  видов. Почему?
  • Вспомните уроки обществознания,  как назвать их действия с точки зрения экономической науки? (Специализация и разделение труда).  У команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (Отходы производства).
  • У какой команды их меньше?  Поговорите об эффективном использовании ресурсов.  Что можно делать с отходами?

Выводы: Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей.
Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне.
Благодаря тому,  что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом,  экономика может и должна быть эффективной.
Записать в тетрадь: Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование,  которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг. 

5. Первичное закрепление, самоконтроль

– Рассмотрим ситуацию. (Приглашаются двое заранее подготовленных ребят для диалога)

– Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм «Код да Винчи»? Мне не терпится посмотреть.
– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще позубрить формулы. Иначе я получу пару.
– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без проблем – и тройка обеспечена.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция баскетбола. Если не заниматься, то уж лучше сходить на баскетбол.
– А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь вернуться к 7 часам  вечера.
– Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до конца недели: пятнадцать,  двадцать,  семьдесят,  двести десять рублей до пятницы. Это и для талонов  на питание!
– Ешь булочки с чаем! А я-то думал, ты на самом деле хочешь посмотреть этот фильм.
– Я действительно хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга. Выходим без четверти шесть?

Обсуждение  вариантов решения проблемы Макса.

Настоящие (реальные) затраты, связанные с любым действием (походом в кино, покупкой джинсов, , поездкой в другой город к другу и пр., – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться, чтобы совершить это действие. Затраты на поход в кино Макс вначале оценил для себя как (упущенную!) возможность написать контрольную работу по алгебре хотя бы на тройку. Когда приятель показал ему, как уменьшить эти затраты, Макс обратился к следующей по ценности возможности, от которой, пойди он в кино, ему пришлось бы отказаться от посещения секции баскетбола. Его приятель нашел способ избавиться от этих затрат, и тогда Макс обратился к денежным затратам. Но деньги не являлись настоящими затратами. Настоящие затраты – не рубли, это альтернативные возможности, от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Сотня  рублей, которые Макс израсходует в кино, представляет несколько его любимых блюд, которыми он готов пожертвовать ради фильма. Затраты на любое действие – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться ради этого действия

Записать в тетрадь: Альтернативная стоимость – цена,  которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Выводы: Принимая решение о выборе,  мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Плата за принятое решение,  выгода,  связанная с потерей того лучшего,  что оказалось невыбранным,  экономисты называют альтернативной стоимостью. Концепция альтернативной стоимости применяется к обществу,  фирме,  индивиду. Все решения,  сталкиваясь с ограниченностью (времени,  ресурсов,  денег и пр.) неизбежно предполагают конкурентный выбор – «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и затраты. Полные затраты нашего конкретного решения – то,  что мы отдаём,  чего мы лишаемся,  принимая именно данное,  а не альтернативное решение.
Поразмыслим об альтернативной стоимости и эффективности принятого Максом решения.

Предположительные выводы учащихся:

1) Полученную тройку придётся исправлять,  а это сделать сложнее.
2) Неприятный разговор с родителями,  вероятно как следствие – ограничение в свободном времени и в карманных расходах;
3) Неправильное питание ведёт к дисфункции организма.

Продумайте своё решение в указанной ситуации.

6. Продолжение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Рассмотрим  ещё один пример. В течение 3 дней в одном из региональных центров России состоится ярмарка по заключению контрактов на производимую продукцию средним бизнесом. Из одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена. Но один из них летит самолётом,  а другой едет поездом. Кому поездка обойдётся дороже?
Заслушать предположительные ответы,  вывести  вариант наилучшего выбора бизнесменов с точки зрения принципа рационального экономического поведения.
Записать в тетрадь: Маржинальный анализ– метод нахождения наилучшего уровня вашего выбора,  вашей деятельности: сколько часов посвятить такой-то работе,  сколько купить музыкальных дисков и пр.
Тот,  кто принимает решение,  выберет любую альтернативу,  в которой предельный выигрыш будет превышать предельные затраты,  и отвергнет любую альтернативу,  в которой предельные затраты превышают предельный выигрыш – принцип рационального экономического поведения.

7. Применение полученных знаний

Попробуем на практике применить этот принцип?
На этапе игры «Ограниченный выбор» класс был разбит на несколько групп. Каждой группе вновь даётся задание – задача на принятие взвешенного и обоснованного решения. Например,
Решить задачу: Квалифицированный врач-косметолог,  который за один час своей работы зарабатывает 400 рублей,  решает постелить паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой,  чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее,  чем профессиональный пакетчик. Ему требуется на выполнение работы 50 часов,  а паркетчику – 70 часов.  Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика,  если расценки паркетчика составляют:

  • 200 руб. за один час работы;
  • 300 руб.;
  • 400 руб.;
  • 500 руб.

При какой цене услуг паркетчика его наём становится невыгодным для врача-косметолога? (при цене  более 400 руб. в час) Какая цена выгоднее для найма паркетчика? (200 руб. в час). Ученик каждой из групп аргументирует принятое решение путём сравнительной оценки всех возможных вариантов.
Но… Вспомним девиз нашего урока «Кто поедет от столба  сего прямо…»

  • А сделанная работа за предложенную цену удовлетворит его запросы?
  • Может быть лучше сделать самому? Не хочется заниматься непривычной работой? Да и руки косметологу нужны ухоженные! И клиенты расписаны на месяц вперёд? Подведёт – не потеряет ли  их в будущем?
  • Лучше нанять мастера и не поскупиться? (Скупой платит дважды!)

Думайте сами,  решайте сами…

Итог урока. Рефлексия

Ответить на вопросы:

  • Что лежит в основе ограниченности благ?
  • Что входит в факторы производства?
  • Какой из факторов,  на ваш взгляд,  вы считаете основным?
  • Продолжите предложения «Альтернативная стоимость – это …»
  • «Маржинальный анализ – это …»
  • Легко ли было принимать  решения? (Было много ответов «Пожалуй,  что теперь – нет».)
  • Наш урок позволит вам принимать эффективные решения? (Из ответов: «Буду принимать обдуманные решения»,  «буду руководствоваться принципом рационального поведения).

Домашнее задание:

1. По учебнику  Иванова С.И. пункты 1.2,  1.3., стр. 11.
2. Применить концепцию альтернативной стоимости при анализе конкретного примера,  ситуации,  сложившейся с вами до следующего урока.