Методическое пособие "Все о приставках"

Разделы: Русский язык


Данное методическое пособие было сделано с целью помочь учащимся в обобщении знаний, умений и навыков в освоении правил правописания приставок. Суммируя ошибки, допускаемые учениками, я пришла к выводу о необходимости создания чёткой классификации трёх групп приставок.

Чтобы подойти ближе к искомому числу, надо все приставки “разложить по полочкам”, т. е. по группам, так как для разных приставок разные законы и секреты правописания.

1 группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково. Надо заучить и запомнить их. А вот о приставке С- разговор особый: не любит она проявлять себя при произношении. Поэтому надо запомнить следующее: если слышится З-, то надо писать С-. Приставки З- вообще не бывает!!!

По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы как будто “живут” в другом царстве: все у них на-оборот. Они приспосабливаются к соседним буквам, поэтому и пишутся то с буквой -з, а то с -с.

III группа – (самые трудные!!!) приставки третьей группы. Почему приставки пре- и при- в одной группе? А потому, что у них есть основание — смысл. Прежде всего надо “узнавать их в лицо”. Трудные они по двум причинам: во-первых, их правописание зависит от понимания смысла слова, а во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно, а целых шесть правил. И все-таки многие слова не попадают ни под одно из этих шести правил. Их надо за-поминать! В некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить.

Пособие построено так, что его можно постоянно пополнять, создавая таким образом “копилку” для приставок и пользуясь ей для подготовки к экзаменам.

Ребята! Все русские приставки хорошо вам известны: вы их и слышите, и произносите, и читаете. Сколько их? И вот тут-то оказывается, что знать и вспомнить—это не одно и то же. Вы прекрасно понимаете слова с пристав-ками, свободно говорите с их помощью. Но когда начи-наете специально вспоминать слова с приставками, они “приходят в голову” с большим трудом. И вот тут мож-но выяснить очень важный вопрос: хорошая ли у вас память? Если вспомнили по памяти около тридцати приставок – значит хорошая! А если больше сорока – просто великолепная! Приставок и их вариантов всего 49. Чтобы подойти ближе к искомому числу, надо все приставки “разложить по полочкам”, т. е. по группам, так как для разных приставок разные законы и сек-реты правописания. Итак, все о приставках-тружени-цах…

I группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково
Заучите и запомните их!!!

В-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, (надо-), не-, недо-, о-, об-, (обо-), от-, (ото-), пере-, по-, под-, (подо-), пра-, пред-, (предо-), про-, разо-, су-, с-, у-, со-, па-.

С некоторыми из этих приставок нет никаких хлопот, например, с приставками вы-, су-, у- ( вышел, пасынок, ушел, прадед).

Главное правило этой группы – пиши гласные в без-ударном положении так же, как и в ударном (доехать, досыта).

Внимание!!!

А вот о приставке С- разговор особый: не любит она прояв-лять себя при произношении. Поэтому надо запомнить сле-дующее: если слышится З-, то надо писать С-.

Приставки З- вообще не бывает!!!

Исключение: здесь, здешний, здание, здоровье, зги, здра-вствуй, здравие, здравница.

Вывод: пишу

всегда одинаково ( как в списке )

А теперь поиграем с приставками!

I. Выделите приставки в словах:

1) ворваться, воевать, ворох, вогнать;

2) озабоченный, одеревенеть, оловянный; 3) подписать, порох, подправить; 4) добраться, домашний, доверить, доброта; 5) предвидеть, предсказание, предмет; 6) сотрудник, соловей, соединение.

II. Прятки с приставками: найдите в “склеенных” словах спрятавшиеся приставки. Ну куда же спря-таться приставкам? Она всегда в начале слова и всегда на виду. А вот и нет! Она бывает и в середине слова. Поищите…

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, пу-тешественник, мясоперерабатывающий, свежескошенный ( продолжите ряд своими примерами ).

III. Прятки продолжаются. Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их:

1) готовить, подготовить, переподготовить;

2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) носить, износить, поизносить, непроизносимый; 5) водить, изводить, производить, непроизводительный.

IV. Из данных слов выпишите только те, в которых приставки “ошибкоопасны”:

1) вложить, предвидеть, подтягивать, подметать, внутри, подрумянить, облепить, обсуждать, обставить, оборвать;

2) надбавить, надписать, предписать, предложить, отбросить, отгонять, отсоветовать, съехать, сгустить, спрыгнуть, сжалиться.

V. А сейчас работаем с отрезками слов… Добавьте к каждому “отрезку” приставки первой группы, образуя как можно больше слов:

…делать, …вергнуть, …ставить, …твердить, …дать, …жимать, …делить, …точить, …править, …пирать.

V. Коварная приставка С-

Осторожно! Эта приставка “ошибкоопасна”! Она, во- первых, такая маленькая, легко ускользает от внима- ния, а во-вторых, чаще всего оказывается перед звон- ким согласным звуком. Потренируемся?!

1…гущенное молоко. 2. ...дание …дешнего кинотеатра. 3…беречь время 4. ...горбленный человек 5…гибать руку 6…делать 7…дать

II группа – нарушители “главного” правила

По сравнению с приставками первой группы пристав-ки второй группы как будто “живут” в другом царст-ве: все у них наоборот. Они приспосабливаются к со-седним буквам, поэтому и пишутся то с буквой -з, а то с -с. Итак, сначала запомним их “в лицо”.

    звон.глух.
без-бес
воз-вос
низ-нис
раз-рас
роз-рос
из – ис
вз – вс
чрез-черес
приставки на -З пиши  перед звонкими согласными, а приставки на -С – перед глухими б-----п
д-----т
в-----ф
г-----к
ж----ш
з----с
р ч
м щ
л ц
н ч

Рассчитать, расчет, чрезвычайный, чрезмерный, расстрелять, рассмешить, чересчур

А запомнить правило поможет песенка!

Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-. Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки—это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во чтобы то ни стало оглушить.

Теперь, чтобы раскрыть секреты правописания, рассуждаем так:

\/

перед глухим - С,

перед звонким - З

Игры и упражнения с приставками

Найди приставку

разбитый, разваленный, разный, расписание, растение, расколоть роскошь, росчерк исследовать, история, вос-принимающий, восковой, восходить,

дый высверк молнии во...вращал его назад. В...пышки молнии отражались в тысячах капель и струй, как будто лес во...пламенялся. Его охватило бе...покойство, бе...надежная тоска. Олененок совсем обе...силел от голода. Он бе...пре-рывно дрожал и был ко всему безучастен.

Не "съешьте" второе с!

III группа – (самые трудные!!!) приставки третьей группы

Почему приставки пре- и при- в одной группе? А потому, что у них есть основание — смысл. Прежде всего научимся “узнавать их в лицо”.

Старайтесь никогда не путать приставку с- с приставками на –з и -с!

2. Выделите приставки первой и второй групп в словах?

перераспределение, нераспустивший невосполнимый, неиспользованный, заблагорассудиться, происшествия, безрассудство, водоразборная колонка

3. В словосочетаниях замените приставки первой груп-пы приставками второй группы

Бутоны открылись. Яблони зацвели. Окна отворились. Соль просыпалась. Мы потратили деньги. Мебель поставили. Неспокойный человек.

4. Подберите к словам антонимы с приставками второй группы

Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

5. Все трудности вместе: з или с? или ее?

Тропинок было не ...честь, и они во всех направлениях и...чер-тили весь лес. Когда мощный порыв ветра, рыча, продул лес, ра...пахнулось небо, сверкнула молния и грохнул ра...кат гро-ма. Казалось, что мир вот-вот ра...колется на куски. Каждый удар грома словно ...дувал Бемби с дороги в кусты, каж-

1. Выпишите только те слова, в которых есть при- ставки третьей группы:

Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, припод - нять, надорвать, преграда, прадедушка, рассеянный, преж-девременный.

2. Запишите сначала слова с приставками первой группы, потом—с приставками второй группы, затем—третьей.

Бессмертник, сгореть, поглазеть, вспахать, сглазить, раз-ведка, приподнять, надорвать, надписать, преувеличение, предводитель, сбежать, проложить, причудливый, чрезмерный, рассматривать, прирожденный.

Почему трудные?

Трудные они по двум причинам: во-первых, их право-писание зависит от понимания смысла слова, а во-вто-рых, о правописании этих приставок есть не одно, а целых шесть правил. И все-таки многие слова не по-падают ни под одно из этих шести правил. Их надо за-поминать!

Что может обозначать приставка при-?

Самый первый и самый легкий случай попробуйте объ-яснить сами. Какое общее значение есть у слов: при-шел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, при-ковылял, то есть из пункта А в пункт Б кто-то ....пра-вильно!—приблизился! А вот второе значение пристав-ки при-. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего они только не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нит-ками, клей, молоток с гвоздями—всем этим они пользуются, чтобы присоединять.

Например, с помощью клея могут получиться такие “при-соединения” :

Не успев закончить драки, А к трамваю в тот же миг Кот приклеился к собаке, Прилепился грузовик!

(Б. Заходер)

Выпишите слова со значением приближения из сказки П. Ершова "Конек-Горбунок:

1)Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали.
3) Тут лежит перо Жар-птицы.
Много-много непокою
Принесет оно с собою.
2) Ой, Конечек-Горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!
4) Вот сюда-то до зарницы
Прилетают Жары-птицы.

А теперь запишите слова, обозначающие:

1) приближение птицы, коня, рыбы, змеи;
2) приближение автомобиля, пешехода, лыжника;
3) приближение круглого предмета.

Приходить могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке - придумал. Если при-шло воспоминание, говорим: припомнил (или: ему при-помнилось). Когда приходит сновидение, говорим: при-снилось.

Присоединение—мы часто присоединяем друг к другу разные вещи: иголка с нитками, веревка, молоток с гвоздями, клей помогают нам в этой трудной работе.

Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил все умело— Пишем мы при-, говоря обо всем, Что добрые руки приделали.

Но обратите внимание! К этому правилу относятся и такие слова, которые обозначают добавление к чему-либо: приписал, прикупил, пририсовал, присово-купил.

Нахождение около чего-либо — это третье правило правописания приставки при-. Сейчас вы все выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные.

Край при море---   канава при дороге---
постройка при станции---   участок при школе---
огород при усадьбе---   поселок при озере---
автобус при городе---   площадь при вокзале--

Четвертое правило – если что-то сделано не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются незаконченными, неполными. И пишем мы тогда приставку при-.

1. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-:

    немного хромает---   слегка дотронулся---
    чуть-чуть поднял---   немного коснулся--
    лег на минутку---   сел ненадолго---
    остановился на секунду---   слегка закрыть---
    слегка затормозить---   не совсем заглушил---

2. Выпишите только те слова, в которых есть пристав-ки третьей группы.

Пробежать,прибежать, прекрасный,запретный, приподнять, надорвать,преграда,прадедушка,рассеянный, преждевре-менный.

3. Запишите сначала слова с приставками первой гру-ппы, потом— с приставками второй группы, затем—третьей.

Бессмертник, сгореть, поглазеть, вспахать, сглазить, развед-ка, приподнять, надорвать, надписать, преувеличение, предводитель, сбежать, проложить, причудливый, чрезмерный, рассматривать, прирожденный.

Что может обозначать приставка ПРЕ-?

Все было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-. Нечего было бы путать, и не было бы опасности ошибок. Поэтому давайте изучим правило правописания приставки пре-.

При- или пре-? Пре- или при-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри— Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если “очень такой” или “очень сякой”— Пре- мы напишем при этом.

Первое значение приставки пре- означает “очень”

превосходный---   “очень хороший”
предобрый---  “очень добрый”

Второе значение приставки пре-, но здесь дело потруднее. Приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-.

Например, слова “преобразовать, превратить, преобра-зить” имеют общий смысл “переделать”. Слова “прео-долеть, превозмочь” обозначают “пересилить”. Слова “преподавать, преподносить, препоручить” имеют смысл передачи чего-то от одного человека к другому.

Однако есть слова, в которых сходство приставок пре- и пере- можно объяснить только другими словами, близкими по смыслу. Например, прекратился—это все равно что перестал.

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь---не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- нам всем надо!

Будьте внимательны! В некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить.

Вставьте в текст пропущенные при- и пре-

1) Погода была ужасная.
Принцесса была …красная.

(Р.Сеф.)

2)Городничий между тем ПРЕ-
Наказал …строго всем,
Чтоб коней не покупали...

(П. Ершов.)

3)...длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город ПРИ- продавать.

(И. Крылов.)

4)Петин папа был …важный,
дом имел пятиэтажный.

(В. Маяковский ) ???

5)Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал.

(К. Чуковский )

Мы теперь знаем все правила правописания приста-вок. Чтобы не запутаться в них, рассуждаем так:

Запомните!!!

Прибирать, привидение, приверженец, приемлемый, при-гожий, притязание, присяга, прикасаться, примерять, при-чудливый, пригодный, прихотливый, притяжение, прини-зить, приодеть, приравнять, пристрастный, приспешник, привстать, притерпеться, придирчивый, приумножить. Преподнести, препоручить, препроводить, преподать, преследовать, препятствие, преткновение, превзойти, превозносить, презабавный, превосходить, пререкаться, преломить, преувеличить, преимущество, препровождение, превращение, преобладать, претерпевать, преобразовать, преисполненный, претить.

Тренировочные задания: готовься к экзаменам!

1. Вставить пропущенные буквы. Поставить ударения.

Пр…вилегия, пр…оритет, пр…имущество, пр…рода, пр…-мадонна, пр…восходство, пр…поручить, пр…взойти, пр…-хотливый, пр…чудливый, пр…рекаться, пр…провождение, пр…ткновение, пр…тить, пр…обладать, пр…вращение, пр…терпевать.

2. Вставить пропущенные буквы. Поставить ударения.

р...ссказы
р... спустили
р...спись
р..,зыгралась
р... ссыпанные
р...зыскались
р...сказни
р... спахали
р... списание
р...зыграли
р...ссыпи
р...зыскан
р...грыш
р... списка
раздавался
р... спечатал
р.. спуск
р...звальни
р... счеты
р... списаны
р... ссыпал

3. Вставить пропущенные буквы. Расставить запятые.

1. Жар св...лил п...веяло пр...хладой длинный день пр... кончил ря... забот. 2. Везде сл...ды д...вольства и труда. 3. Изредка п...дымался в...т...р и легкий ш...рох пр...бегал по всему саду. 4. Вновь я п...сетил тот уг...лок з...мли, где я пр...вел и...гнанником два года незаметных. 5. П... гасло дн…вное св...тило. 6. Румяной зарею п...крылся в...сток в селе за р...кою п...тух огонек.

4. Вставить пропущенные буквы. Первую букву корня подчеркнуть.

бе... конечный
бе...жалостный
бе...звучный
бе...земельный
бе.. .таланный
бе... звездный
бе... лунный
бе...солнечный
бе...толковый
бе...ветренный
во... наградить
во...любить
во...петь
во...звание
во...ходить
во... кликнуть
во...питать
во...вратить
во...высить
во...хвалить
и... бежать
и...кусать
и...менить
и...пилить
и... ловить
и…печь
и...толочь
и...править
и...крошить
и...пугать

5. Вставить пропущенные буквы. Первую букву кор-ня подчеркнуть.

ра...колоть
ра...сыпать
ра... дробить
ра...стояние
ра... целовать
ра...резать
ра...сказывать
ра…путать
ра...хвалить
ра...смеяться
ра...бежаться
ра…бить
и…пугать
и…бежать
и…резать
и…пепелить
и...кусать
и…бить
и...брать
и…ходить
и…пробовать
и...толочь
и...грызть
и... крошить
бе…брежный
бе…печный
бе…толковый
бе…конечный
бе…законный
бе…страшный
бе…сильный
бе…радостный
бе…звездный
бе…совестный
бе…граничный
бе…людный

Помните!!!

При-

Прибирать, привидение, приверженец, приемлемый, пригожий, притязание, присяга, прикасаться, примерять, причудливый, пригодный, прихотливый, притяжение, принизить, приодеть, приравнять, пристрастный, приспешник, привстать, притерпеться, придирчивый, приумножить.

Пре-

Преподнести, препоручить, препроводить, преподать, пре-следовать, препятствие, преткновение, превзойти, превоз-носить, презабавный, превосходить, пререкаться, прело-мить, преувеличить, преимущество, препровождение, пре-вращение, преобладать, претерпевать, преобразовать, пре-исполненный, претить.

6.Определите разницу между следующими парами однокоренных слов.

Безрадостный — нерадостный, бессвязный — несвязный, бессознательный — несознательный, бессрочный — несрочный, бесстрастный — нестрастный, бесстрашный — нестрашный.

7. К каждому выражению подберите синонимичное слово с приставкой при- или пре-.

Образец: Очень высоко оценить, слишком расхвалить превознести.

1) Придать иной вид. 2) Злоключение, резкая переме- на, поворот в событиях. 3) Призрак умершего или отсут-ствующего существа. 4) Преимущественное право, льгота. 5) Пространственная или временная граница. 6) Резко при-подняться. 7) Название руководящего органа собрания. 8) Почувствовать глубокое уважение, восхищение. 9) Дать кому-нибудь приют и пропитание. 10) Слегка дотронуться. 11) Первое представление театральной пьесы. 12) Крупное изменение, реформа. 13) Вычурный, замысловатый. 14) Справиться с кем-либо. 15) Сообщник, готовый на какие угодно действия. 16) Надевать для определения годности по размеру. 17) Торжественно подарить кому-нибудь что-нибудь. 18) Стремление получить что-нибудь, предъявление своих прав на что-нибудь. 19) Помеха, стоящая на пути. 20) Нашумевший, широко известный своими плохими качествами. 21) Влияние, уважение, ко-торым пользуется кто-нибудь. 22) Притязание, заявление права на обладание чем-нибудь. 23) Первенство по времени в открытии, изобретении. 24) Простейший, не-сложный. 25) Представить в меньших размерах. 26) Уве-личить.

8. Запомните написание некоторых слов:

расчет рассчитать ссора из-за
расчетливый рассчитанный рассориться из-под
расчесть разорить бессчетный исподнизу
исчезать разинуть близсидящий исподтишка
чересчур разевать близстоящий исподлобья

9. Вставить пропущенные буквы ( е или и ).

I. Пр...следовать противника, пр...рвать разговор, пр...дви-нуть стул, пр...открыть окно, пр...высить скорость, пр...вок-зальная площадь, пр...ступить к работе, пр...одолеть пре-пятствие, пр...неприятное известие, пр...градить дорогу, пр...-шить пуговицу, пр...спокойно спать, пр...ломление лучей, пр...амурский регион, пр...встать со стула, превратиться в лёд, сердечная привязанность, пр...водной ремень, пр...важ-ный вид, пр...морский климат, пр...мкнуть к движению, пр...-мирить спорящих, пр...мерзкая истода, пр... небречь опас-ностью, пр... наряженный гость, пр...опасная ситуация, пр...обрести билет, пр...ображённый край, пр...остановить-ся на полпути. 2. Пр...бывать к станции, пр...бывать в резиденции, пр...да-вать соратника, пр...зирать труса, пр…клоняться перед та-лантом, пр...клониться к земле, пр...ходящая уборщица, пр...-ступить закон, пр...ступить к работе, пр...даное невесты, ста-ринное пр...дание, пр...вратности cудьбы, церковный пр...-вратник, радиопр...ёмник, пр...емник директора, пр...ступ-ный замысел, непр...ступная крепость.

Тесты для 10 – 11 классов при подготовке к ЕГЭ

1. В каком, ряду на месте пропусков нужно писать с?

  • И…хлестанный, во…горание, ..дельщина, ра…стараться;
  • ни…ходящий, чере…полосица, …зади, бе…чинствовать;
  • бе…вкусный, и…правленный, во..препятствовать, и..чезнуть;
  • ра..шитый, и…хоженный, ни…ложенный, бе ..системно.

2. В каком ряду вместо пропусков нужно писать з?

  • и…жить, бе…рассудство, ра…работать проект …дравницы, ...борно-ра…борная модель;
  • бе…гаражный дом, ра…метать листья, ни…верг-нутый идол, чре..мерные ра…ходы;
  • во…браняется входить в …дание, ра…бежаться, и …бороздить океан, и. ..колесить весь мир;
  • и…вернуться, ра…жать руки, бе…заботный сон, и ..вечные проблемы.

3. В каком ряду во всех словах пишется и?

  • пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг;
  • непр…ступная крепость, пр…старелый пр..вратник, пр..зирать непр..ятеля;
  • пр…зреть сироту, пр…готовленное пр..даное, церков-ный пр…дел, пр…бывать к Пр..озерску;
  • пр…дать форму, пр...нарядиться к пр..зентации, пр…-ступить к крепости, непр…ходящие ценности.

4. В каком ряду во всех словах пишется e?

  • пр…светлый образ, пр…клонить колена, пр…зидент-ская программа, почетный пр…зидиум;
  • непр…одолимый страх, пр…отличная прогулка, пред-пр…ниматель, пр...стыдить;
  • пр…старелый отец, пр…подавать, пр...твориться спя-щим, пр…грады;
  • пр…следовать пр…ступника, пр…дать форму, пр…рвать пр…дставление.

5. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется и?

1) провести дез…нфекцию, под…тожить сделанное, меж...нститутские соревнования, художники-пост... мпрессионисты;

  • сверх…мпульсивное поведение, выдать спорт…нвен-тарь, согласиться на супер..гру, пред…нфарктные симптомы;
  • пост…нфарктное состояние, вз...мать штрафы, разго-вор с фин…нспектором, меж...здательская ассоциа-ция;
  • начало контр...гры, об…ндевевшие щеки, сверх…ни- циативный руководитель, дез…нформировать населе-ние.

6. Отметьте номера слов и словосочетаний, в которых пишется И.

1) пр...бывать в город, 2) пр...бывать в неволе, 3) пр...-емник традиций, 4) радиоприемник, 5) пр...данье старины глубокой, 6) пр...дать форму шара, 7) пр...дать блеск поверхности, 8) пр...творить дверь, 9)пр...дать свою мечту, 10) пр...творить планы в жизнь, 11) камень пр...ткновения, 12) пр...ткнуться в уголок, 13) пр...зреть бездомного котен- ка, 14) пр...зирать негодяя, 15) пр...ходящий момент, 16) пр...ходящая няня, 17 пр...терпеться к боли, 18) пр...па- дать к сильному плечу, 19) пр...дел в храме, 20) пр...тер- петь лишения, 21) пр...дел мечтаний, 22) пр...клонить вет- ки, 23) пр...скорбный факт, 24) пр...по дать урок, 25) пр...-клонить колени, 26) пр...клонить голову к плечу, 27) пр..-.клонить голову перед мужеством героев, 28) пр...светлый образ, 29) пр…емлемый вариант, 30) пр…емственность по- колений.

7. Отметьте номера слов, в которых пишется Е.

1) пр...неприятный, 2) пр…ступник, 3) пр...крыть, 4)пр...дворный, 5) пр...возносить, 6) пр...успевать,7) пр...открыть, 8) пр...брежный, 9) пр...грешение, 10) пр...старелый, 11) пр...лечь, 12) пр...обретать,13) пр...забавный, 14) пр...одоле-ние, 15) пр...держать, 16) пр...лив, 17) пр...общить, 18) пр...-мудрый.

8. Отметьте номера слов, в которых пишется Е.

1) пр...городный поезд, 2) пр…кращение споров, 3) пр...сесть на скамью, 4) пр...ходящий успех, 5) пр...ходящий поезд, 6) пр...бывать в неведении, 7) пр…лагать усилия, 8)пр…клоняться перед красотой, 9) пр...морский бульвар, 10) пр...ступить закон, 11) пр…ступить к занятиям, 12) пр…вилегированное сословие, 13) пр...глушенные голоса, 14) пр...забавный случай, 15) пр…сутствовать на премьере, 16) пр...следовать врага, 17) пр…зидент страны, 18) пр…влекательный вид, 19) несправедливые пр…тязания, 20) седой пр...вратник, 21) пр...красный вечер, 22) пр...бывать на отдыхе, 23) пр...бывать на отдых, 24) сидеть в пр…зидиуме, 25) пр...коснуться к тайне, 26) столовый пр...бор, 27) пр...стижная профессия, 28) пр...знаться в чувствах, 29) пр...даное невесты, 30) отвергнуть пр…тязания, 31) пр…зрительный взгляд, 32) пр...вить хорошие манеры, 33) лишить пр...вилегии, 34) пр…вратиться в посмешище, 35) пр...тендовать на пост, 36) забавная пр...баутка, 37) выглядеть пр...зентабельно, 38) пр...бывать в тревоге, 39) пр...тупленный звук, 40) искусная пр...творщица, 41) пр...даваться мечтам, 42) пр...норавливаться к обстоятельствам, 43) картина без пр...крас, 44) пр...вратно понимать, 45) пр...дать осмеянию, 46) знаки пр…пинания, 47) пр...даваться воспоминаниям, 48) пр...ходящее явление, 49) пр...ручить зверя, 50) пр...чудливый рисунок, 51) сделать пр...вивку, 52) преградить дорогу, 53) пр...увеличить опас-ность, 54) пр...стяжная лошадь.

9. Проверьте себя.

Бе…численные без...ащитные без...емельные крестьяне написали воз...вание и вос...тали против без...акония, бе...человечных условий и бе...четного нарушения прав. Бе...порно, с бе...онницей бороться бе...мысленно. Поды-тоживая конференцию, небез…нтересно отметить, что сверх...нтенсивные и...ледования позволили с…митировать редкое явление исчезновения элементов и показали сверх-...нтересные результаты, которые пр...взошли все пред-варительные ожидания. Р...злив реки мы наблюдали с ра...вета. Р...зыскной отдел пр...ступил к р...зыску пр…-ступника, который пр...ступил закон, за что он досто...н пр...зрения. Пр...старелый пр…зидент компании по про-изводству радиопр…емников, будучи в пр...клонном во…-расте, под...скал нового пр…емника, оставив себе все пр…вилегии. Клоун, бе...вкусно одетый в сверх...зысканный наряд, выглядел чере...чур смешно. В р...списке, напи-санной на р...списании, стояла подпись. Родственники пр...зрели бе...пр...данницу, у которой не было пр..дан...ого.

Ответы:

1. – 2 2. – 4 3. – 3 4. – 1 5. – 2 6. – 1, 4, 6, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 19, 22, 23, 26, 29. 7. – 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 18. 8. – 2, 4, 6, 8, 10, 14, 16, 17, 21, 22, 24, 27, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 44,  46, 47, 48, 52, 53