Заключительный урок по творчеству И.А. Крылова в 5-м классе. Урок-путешествие "И.А. Крылов и его басни"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Обобщить и проверить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова;
  2. Развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу учащихся, образное и логическое мышление, умение переключать и сосредотачивать внимание;
  3. Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова, культу речи, творческое отношение к учению, чувство прекрасного.

Оформление:

1. Высказывания:

  1. Крылов - истинно народный поэт / А. С. Пушкин. /
  2. Поэт и мудрец слились в нём воедино /Н. В. Гоголь/
  3. … в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум…. /В. Г. Белинский/

2. Детские иллюстрации к басням И. А. Крылова.

3. Фрагменты фотовыставки (авторы - Л. Иванова, О.Самохин):

  1. Портрет И.А.Крылова. Худ. Брюллов, 1841г.
  2. Иллюстрации, лист 26
  3. Паст. Крылова, юбил. Медали, лист 34
  4. Лист 32, иллюст. к басням худ. Дезарно и Рачова
  5. Крылов на прогулке.
  6. Лист 27. Крыл. Пущк. 1 издание басен.
  7. Лист 36 - памятник в Летнем саду Санктъ-Петербурга.
  8. Детские игрушки, изображающие животных из басен Крылова.
  9. Маршрутный лист.

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Целевая установка.

Слово учителя: Здравствуйте. Сегодня у нас с вами заключительный урок по творчеству И. А. Крылова. С произведениями этого писателя вы встретитесь, и то ненадолго, теперь только в старших классах.

Чтобы урок прошел интересно и помог запомнить полюбившиеся вам произведения, совершим заочное путешествие в Санктъ-Петербург, во время которого мы побываем и экскурсоводами, и биографами, и знатоками, и артистами.

2.Знакомство с маршрутом.

С.У.: Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия. (Маршрутный лист)

3. Эмоциональный настрой

С.у.: Для путешествия сегодня день просто замечательный, настроение у всех отличное, гороскоп предсказывает удачу художникам, экскурсоводам, артистам, просто любителям басен И. А. Крылова. Некоторых из нас ожидает сюрприз.

II. Повторение изученного.

1. С. у: Сейчас мы находимся на сборном пункте, т.е. в начале нашего путешествия. Давайте проверим, как мы к нему готовы.

Вопрос: Чем знаменит И.А. Крылов?

-Что мы о нём знаем?

- А теперь познакомимся с тем, что говорили и писали о великом баснописце его современники. Совпадает ли наше представление о писателе с их мнением? Внимание на доску.

- Что такое басня?

- Чем она отличается от других литературных жанров? (мораль басни)

- Как Крылов работал над баснями?

/Над баснями Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Не имея возможности в детстве получить образование, он самостоятельно выучил несколько европейских языков, а в 50 лет — и греческий. Друг Крылова Н.И. Гнедич, переводчик поэмы Гомера “Илиада”, читая свой перевод, не желал принимать критики Крылова. “Ведь ты не знаешь греческого языка; ну и молчи”, — сказал он другу.

Тогда Крылов выучил язык и, к изумлению Гнедича, доказал свою правоту, разбирая соответствующее место в подлиннике по-гречески. (А.Б.Галкин)/

-Кого из баснописцев вы знаете ещё? (Ломоносов, Сумароков, Эзоп, Кантемиров)

С.у.: Молодцы. Я вижу: мы готовы к путешествию.

- Какай день в году считается Днём памяти И.А.Крылова? Почему?

- Интереснее всего его провести в Санктъ-Петербурге, в городе, в котором писатель провел самые лучшие и самые трудные дни своей жизни, в город, который он больше всего любил, в город, где очень любят дедушку Крылова и взрослые и дети.

III. Санктъ- Петербург. У Памятника Крылову.

1. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санктъ-Петербурга.

С.у.: Вы готовы отправиться в путь?

Пристегните ремни: мы воспользуемся уже привычным методом. Закрыли глаза. Слушаем мой голос и рисуем картину.

… Морозный день. Ощущается легкий ветерок. Парк, запорошенный снегом. Под ногами скрипит снежок. Мы идем по аллее. Остановились. Перед нами памятник с удивительным постаментом. Всматриваемся в него и узнаем. Мы в Летнем саду Санктъ-Петербурга. Открыли глаза.

Вопрос: Что это за памятник? (Какой памятник поставлен в Летнем саду Санктъ-Петербурга И.А.Крылову?)

-Чем он отличается от других памятников, поставленных в других городах России?

- Кто архитектор? (барельеф, герои басен Крылова).

С.у.: Обычно у памятников писателей в день Памяти произносятся торжественные речи или читаются стихи, отрывки из их произведений.

-Как вы думаете, что предпочёл бы услышать И.А.Крылов? Почему вы так решили? (21 июня умер, а 22 раздавали его последний сборник родным, друзьям, близким)

2. Интонационный этюд 1.

С.у.: Перед тем, как читать басни, необходимо размять язычки, почувствовать интонацию, услышать свой голос.

Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и бросает оттуда шишки.

1)

- Произнести хором.

- Повторить, только быстро.

2)

- 1 группа произносит, любуясь мартышкой, хваля её – так ловко у неё всё получается.

- 2 группа произносит, жалуясь на мартышку: “Она в меня бросает, а мне больно”

З. Чтение басен у памятника.

Вопрос: Как читаются произведения у памятников? (Выразительно, торжественно)

С.у.: Золотухина Катя написала своё стихотворение, посвящённое Ивану Андреевичу. Катя и откроет наши крыловские чтения.

Крылов – мой любимый писатель.
Нелегко пришлось ему жить:
Ведь отец его умер так рано,
Сам зарабатывать стал он на жизнь.
Сочинять научился он басни,
Негодяев высмеивать в них.
Басни Крылова любимы
За то, что живой их язык.
Много юмора в них и сатиры
И героев забавных, смешных.
Наделил он своих животных
Человеку присущей чертой:
Ведь лисица его – плутовка,
А волк – кровожадный злодей.

  • “Свинья под дубом”
  • “Слон и Моська”
  • “Осел и соловей”
  • “Лебедь, щука и рак”

4. Прощание с памятником.

С.у.: А теперь тихонечко постоим в Летнем саду, послушаем морозную тишину. Подумаем о прочитанных баснях. Прикоснёмся сердцем к творчеству Крылова.

IV. В картинной галерее.

1. Знакомство с картинами известных художников, посвящённых Крылову.

С.У.: Постояли, помечтали, и в путь. Закрыли глаза… Мы в автобусе... Перед нами мелькают улицы, мчатся машины, торопятся люди. Остановка. Огромное здание с парадным крыльцом. По краям небольшие колонны. Это музей. Открываем с трудом тяжёлую дверь. Тишина… Проходим по коридору. На стенах висят картины. Гулко

отдаются шаги в тишине. Слышно, как где-то тихонько журчит голос экскурсовода.

Открыли глаза. В картинной галерее нам потребуется экскурсовод, да не один. Дома вы подготовили словесные зарисовки на героев басен И. А. Крылова. Это поможет вам справиться с данной ролью.

Посетители галереи дослушивают описание до конца, не выкрикивают, а поднимают руку. После услышанного ответа экскурсовод показывает картину. Шуметь в музеях нельзя.

Вопрос: Для чего необходима тишина в музеях, на выставках? (Чтобы посетитель мог наедине побыть с творениями великих художников)

2. Рассказы экскурсоводов. (Проверка творческих работ учащихся).

V. В концертном зале.

1. С.у.: После тишины строгих комнат хочется шума и зрелищ, поэтому мы поторопимся в концертный зал, где встретимся снова с героями басен И. А. Крылова.

Заняли в автобусе свои места. Артисты уже проводят последнюю репетицию. Потренируемся и мы.

2. Интонационный этюд 2.

- Разомнём свои язычки, пошумим. Почувствуем интонацию.

Скороговорка: На инструментах так, играли, что с инструментов струны содрали.

1)

- Произнести хором.

- Повторить, только быстро.

2)

- 1 группа произносит, объясняя почему на инструментах нет струн.

- 2 группа произносит, сердясь за то, что поломали инструменты.

3. Подготовка к концерту.

С.у.: Мы в театре. И нам нужен ведущий - очень сообразительный, быстро ориентирующийся в обстановке, с громким голосом. Кто это у нас? На сцену!

Вот здесь заявки на участие в концерте.

Пока наш конферансье составляет программу, мы эмоционально настроимся на концерт.

4. Эмоциональный настрой

СУ. Закрыли глаза. Из репетиционного зала мы быстро поднимаемся по мраморной лестнице. Входим в огромный зал, он полон зрителей, мы быстро и осторожно, чтобы не помешать другим, занимаем свои места. Звучит последний звонок. Смотрим на сцену. Медленно-медленно поднимается тяжелый бархатный занавес. На сцене ведущий концерта – конферансье.

Открыли глаза.

5) Концерт. (Во время “концерта” звучит выразительное чтение басен, показываются инсценировки)

Конферансье - Семёнова Настя открывает концерт своими стихами:

Концерт наш открываем,
Крыловским басням посвящаем.
Иван Андреевич - наш кумир,
Своими баснями весь мир он покорил.

  1. “Зеркало и обезьяна”
  2. “Лисица и виноград”
  3. “Мартышка и очки”
  4. “Кукушка и петух”
  5. “Свинья под дубом”
  6. И другие по выбору учащихся.

- В заключение программы Рябовол Дарина нам прочитает свои стихи.

Увы, я не поэт, конечно,
И им, наверное, не стану.
Но хочется сказать стихами:
Конечно, жизнь не бесконечна.
Крылов же будет вечно
Среди народа с нами жить,
Пока с литературой будем мы дружить.
Его лиса, мартышка, волк
Всем преподносят нам урок.
И если басни будем мы читать,
Немножечко умнее можем стать

VI. Парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).

- А теперь парад героев басен И.А.Крылова (парад игрушек).

VII. Подведение итогов.

С.У. Время неумолимо. Нам пора возвращаться. Занимаем свои места. Пристегиваем ремни. Закрываем глаза. Дышим ровно и глубоко. Мы немного устали, но довольны своим путешествием. Все сложилось благополучно. Нигде не отстали, никого не обидели. Перед нами школьное крыльцо. Бегом по коридору, и мы в своем кабинете. Открываем глаза.

Подведем итоги путешествия.

1. Вопрос:

– Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели? Почему?

С.у.: Басни Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) уже давно называют копилкой народной мудрости. И в нашей сегодняшней повседневности мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие — с ленью, скромность — с хвастовством, смелость с трусостью, талант — с бездарностью. Не ушли в прошлое ни чинный и правильный труженик Муравей, ни легкомысленная бездельница попрыгунья Стрекоза, ни наперебой нахваливающие друг друга Петух с Кукушкой. А как злободневны ныне строки крыловской басни “Купец”:

Почти у всех во всем один расчет:
Кого кто лучше переврет,
И кто кого хитрей обманет.

2. Оценим своих товарищей:

  1. чтецы у памятника;
  2. экскурсоводы;
  3. артисты, конферансье;
  4. участники на сборном пункте: теоретики, биографы, (т.е. знатоки), говоруны (участники интонационных этюдов);
  5. художники.

- Никого не забыли?

- А есть ли у нас молчуны?

- Какие мы скажем им пожелания?

- Что для вас стало сюрпризом?

- Спасибо за урок. Гороскоп нас не подвел.

VIII. Домашнее задание:

  1. Напишите небольшой отзыв о сегодняшнем уроке.
  2. Вспомните или выучите ваши любимые стихи М.Ю. Лермонтова. Можно принести книги, иллюстрации.
  3. Индивидуальное задание. Кто хочет стать биографом поэта?

Приложение.