Урок русского языка "Орфограммы корня слова", 3-й класс (1–4). УМК "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:Обобщить и систематизировать знания.

  1. Повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.
  2. Воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
  3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.

1. Орг. момент

Приветствие.  Пожелаем здоровья гостям. За правильные ответы вы будете получать снежинки.

  2. Объявление темы:

- Сегодня мы будем закреплять знания, приобретенные на предыдущих уроках.

Стихотворный отрывок записан на доске:  

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белокрылая лебедка,
Здравствуй, матушка – зима!

- Прочитайте, как приветствует зиму поэт Вяземский. Какие чувства он передает?  (восхищение, рад зиме)

- Почему поэт зиму называет лебедкой?  (слово «Лебедь» - белая)

- Как думаете, почему мы сегодня начали урок с этого стихотворения?

- Да, сегодня мы будем говорить о красоте русской зимы. Правы и те, кто заметил, что в словах стихотворения спрятались орфограммы. Вот об этом мы и будем вести разговор.

   3. Чистописание.

- Подготовим пальчики к работе:

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
Этот пальчик безымянный –
Он избалованный самый,
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.

- Рассмотрите, какие узоры нарисовал мороз на окне.  (Прикрепляю к доске карточки с рисунком узоров – соединений письменных  букв о и е: ЕОЕОЕЕООЕОЕО)

  4. Повторение орфограмм в корне слов.

- Если в доме замерзли окна, значит надо затопить печь. (На доске три домика, на которых написаны слова с пропущенными буквами.)

- Выбери любое слово в домике, вставь пропущенную букву и передай мел другому. Последний рисует дым из трубы.

- Докажите выбор буквы, другие ученики показывают сигналы.

- Устно к этой картинке (показываю зимний пейзаж) выберете слова из домика.

«Изморозь» - выяснить лексическое значение.

- На какие группы можно разбить эти слова?  (Cущ., прил., гл. – по частям речи,   безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные – по орфограммам.)

- Еще раз внимательно прочитайте слова. Теперь запишите по памяти слова, которые запомнили. (Закрываю доску.)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте.

- У кого нет ошибок? У кого ошибки на орфограмму – безударная гласная в корне, непроизносимая согласная, парная согласная?

  5. Физминутка.

Видеоотрывок из мультфильма про пингвинов.

- Пингвины приглашают вас на танец.

- Игра на внимание: назовите слова на зимнюю тему с орфограммами в корне.

  6. Словарная работа.

- Отгадайте загадку: 

Из своих он будет первый,
А из всех идет последним,
Извещает он народ,
Что уходит старый год.  
(Декабрь)

- Какая орфограмма есть в корне этого слова?

- Кто согласен?

- Как думаете, какие еще слова у меня на карточках?   (Февраль и январь)

- Почему вы так думаете?  (Открываю слова.)

- Что в них общего?   (Зимние месяцы, с безударными гласными в корне, словарные, с «Ь» на конце, отвечают на вопрос «что?», в них по 2 слога.)

- Чем эти слова отличаются друг от друга?  (Январь начинается с гласной буквы, а декабрь и февраль с согласной, в слове «январь» - 6 букв, а в словах «декабрь» и «февраль» - по 7 букв, январь и февраль год начинают, а декабрь год заканчивают, в декабре и январе по 31 дню, а в феврале 28 или 29 дней.)

- Запишите эти слова.

- Как думаете, какие слова пропущены в предложении?

На доске: __________________ году начало, ________________ середина.

- Комментированное управление. Запишите в тетрадь.

Работа по карточкам: 

Январь на пороге жди морозного утра.
Небо звездное и чистое прибыло дня на куриный скок.
Осень ненастная к урожаю хлеба.
 На новый год сильный мороз и малый снег идет дождливая весна.

- Если к началу предложения в первом столбике найдете конец во втором столбике, то узнаем народные приметы (ключ: 1-2; 2-1; 3-4; 4-3).

  7. Самостоятельная работа.

- Из текста примет  выписать слова 1-й ряд:  с непроизносимыми согласными в корне, 2-й ряд: с безударной гласной в корне, 3-й ряд: с парными согласными в корне слова.

  8.  Физминутка.

- Отдыхаем. Выполняйте только ту мою просьбу, когда в корне слова гласная стоит в сильной позиции и звучит четко: встали, бег на месте, стоп, побежали, кричим, ходим на месте, стойте, усаживайтесь удобно.

 9. Повторение

- Любите кататься  с горки зимой? Скатись, определяя слово.  (1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях)

- Как называются зимние осадки? (Снег)

- Если он зимой ударит, спрятать всех носы заставит. (Мороз)

- Деревенская дубленка. (Тулуп)

- Время года, которое идет перед зимой. (Осень)

- Куча снега. (Сугроб)

- Овощ, который используется для лепки снежной бабы. (Морковь)

- Как по-вашему, какое слово лишнее?

 10. Итог

- Как вы на улице греете руки, ноги?  (Хлопаем и топаем)

- Если я прочитаю верное высказывание, то вы хлопаете, если нет – топаете.

- Чтобы не играли с нами в прятки непроизносимые согласные, изменяем слово так, ребятки, чтобы после согласного шел гласный звук. Согласны вы?   (Хлопают)

- Чтобы парный согласный в корне слова слышался ясно, надо подобрать однокоренное слово. Так? (Топают)

- Чтобы парный согласный в корне слова правильно писать, надо изменять слово – после согласного ставить главный, и слышать будете его вы ясно.   (Хлопают)

- Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её поставь под ударение. (Хлопают)

- Теперь ребята подсчитайте свои снежинки. У кого больше 10 получают оценку «5», от 5 до 10 – «4».

11. Домашнее задание

- Составить предложение о зиме, используя опорные слова с. 84, упр. 121