Музей и школа. Возможные варианты диалога

Разделы: Биология, География, Внеклассная работа


Школа всегда находилась в эпицентре общественных преобразований. Сегодняшнее время не исключение. Перед современной школой стоит множество задач, самой актуальной из которых является формирование разносторонней личности, хорошо ориентирующейся в стремительно меняющемся мире, умеющей найти свое место в жизни. Ученику (особенно среднего школьного возраста), чтобы решать и свои личные, и общественные задачи в будущем, важно не потерять положительной мотивации к получению образования. Ученику должно быть интересно! Интересное – это, как правило, новое для учащегося, поэтому он должен всегда находить еще не познанное, необычное для себя как в окружающем мире, так и в главном своем труде – обучении. Каждый ребенок способен творить, выдумывать, откликаться на все нестандартное, яркое, интересное. Для учащихся 12–14 лет характерно бурное желание творчески проявить себя. И наша задача, опираясь на эти сильные стороны возраста, поддерживать творческие способности учащихся. Именно у детей среднего школьного возраста появляются и первые «ростки» сознательного, осмысленного отношения к получаемым знаниям.

Каждая эпоха предлагает свои способы приобретения знаний. Несмотря на то, что сейчас важными источником информации являются компьютерные технологии и  Интернет, однако действенными остаются и традиционные способы познания мира. У нас, учителей Ленинградской области, есть счастливая возможность приобщить учащихся к культуре и знаниям с помощью музеев Санкт-Петербурга и пригородов.

Роль семьи в образовании сейчас тоже по-новому осмысляется. Наша задача – поставить родителей в активную позицию, найти пути подключения их к культурно-просветительской деятельности школы, превратить их в наших помощников.

Современные учебные программы составлены так, что целостное восприятие мира у учащихся формируется при освоении разных предметов. Это часто становится препятствием для того, чтобы у школьников возникла целостная картина мира. Учащимся надо помочь соединить разбросанные по разным учебникам знания о том или ином факте или явлении мира. И здесь главным «объединительным» началом выступает учитель. Особенно велика роль сельского учителя, который, как правило, ведет разные предметы, работая со всем или почти со всем коллективом школьников.

Познакомим вас с нашим опытом работы в 7 классе.

Учебные предметы 7 класса «География материков» и «Зоология» имеют много «общих точек соприкосновения». Вот, например, на уроке географии изучается тема «Природные зоны Австралии». Материал учебника ограничен: например, о многих интересных детям животных или растениях дается довольно-таки скупая информация. Однако ее можно дополнить материалом из учебника биологии: учащиеся могут подготовить сообщение об однопроходных или сумчатых, о киви или казуарах. Кроме этого, у наших учащихся есть возможность сходить на экскурсию в Зоологический музей и познакомиться с экспозицией, посвященной животному и растительному миру Австралии. Таким образом, знания по Австралии набираются постепенно, «закручиваются» вокруг той или иной темы, но окончательное оформление в сознании семиклассников получают при посещении музея.

Но общение школьников с музеями только этим не ограничивается.

В начале учебного года на одном из первых уроков географии (при повторении материала о материках и частях света) мы предлагаем учащимся выбрать интересующий их материк. Этот урок мы проводим, используя групповой метод работы. Так, перед уроком учитель ставит на парты таблички с указанием материков и частей света «Европа», «Азия», «Африка», «Австралия», «Северная Америка» и «Южная Америка». Ученики входят в класс и после комментария учителя выбирают тот материк (или часть света), который им «приглянулся» больше других, и занимают место за соответствующей партой. Вспомнив и уточнив известные сведения о материках, учащиеся получают «продвинутое» задание, то есть такое, которое они будут выполнять в течение всего 7 класса. Они должны будут искать и собирать интересные сведения о флоре и фауне, географических, геологических и т.п. особенностях «любимого» материка (используя книги, телепрограммы, Интернет, а также экспозиции музеев).

На этом же уроке мы знакомим учащихся с планом посещения музеев Санкт-Петербурга1, объясняем необходимость (и увлекательность!) подобной работы. Кроме этого, мы предлагаем учащимся внести свои предложения по выбору интересных музеев или экспозиций, выставок, обсудив их с родителями дома. Важно уже на этом этапе войти в диалог с родителями и сделать их активными участниками разворачивающихся событий, потому что реализация проекта немыслима без их помощи. Учитель берет на себя функцию организации, оценки и стимулирования работы, а родители являются активными помощниками в реализации ее. Предлагаемая работа для ученика необязательна, но желательна. На уроке действует система учебного поощрения: ученик, посетивший музей и творчески отчитавшийся об этом перед учителем, получает возможность, во-первых, озвучить этот отчет на уроке (поделиться впечатлениями, интересными наблюдениями, продемонстрировать фотографии и другие наглядные материалы и т.п.); во-вторых, получить от учителя профессиональное суждение и объективную оценку. Творческий отчет может быть составлен как по результатам посещения одного музея, так и нескольких.

Примерное планирование посещения музеев Санкт-Петербурга

Срок

Музей

Формы творческого отчета (на выбор)

Сентябрь–Октябрь

Зоопарк 1. Письменный отчет с рисунками.
2. Газета
3. Фотоальбом
4. Фотогазета
5. Видеофильм
6. Слайд-проект

Ноябрь–Декабрь

Зоологический музей

Январь–Февраль

Музей этнографии им. Петра Великого

Март–Апрель

Ботанический сад

______________________________________________
1 Прим.: В 7 классе мы продолжаем работу с музеями, начатую еще в 6 классе.

Посещение музеев и зоопарка осуществляется с родителями, причем выбор музея не жестко привязан к тому или иному строку (важно в течение года их посетить). Учащиеся также свободны в выборе форм отчета. Именно этот этап дает учащимся возможность проявить творческие способности, осуществить рывок вперед, создать свой первый «шедевр».

Прокомментируем формы отчета.

1. Традиционный, то есть создание письменного отчета.

Требования к оформлению: титульный лист, оглавление. В текст отчета могут быть включены: информация по истории музея, краткий перечень разделов музея, материалы о людях, животных, растениях выбранного материка, карты, собственные рисунки или подборка иллюстративного материала из путеводителей и журналов.

2. Отчет в виде газеты

Требования к оформлению: название, рубрикация, соотнесение текстового и иллюстративного материала, выходные данные с указанием фамилии исполнителя.

3. Фотоальбом

Требования к фотоальбому: учитывается любая обоснованная логика в расположении фотографий, например, отбор и расположение фотографий по биологическому принципу – «классификация животных»; можно осуществить географический подход – сделать фотографии животных и расположить их по природным зонам данного материка. Кроме этого, нужны подписи. Они должны быть лаконичными и научными (например, написаны по-русски и по-латыни).

4. Фотогазета

Требования к фотогазете. В отличие от фотоальбома, где главным является принцип последовательности и научности, фотогазета дает школьнику больше свободы в подаче материала; здесь ведущим принципом становится произвольный отбор фотографий. Вполне допустимы такие, например, фотографии, как «Я и жираф», «Моя семья и семья мартышек» и т.п. Подписи могут быть веселыми, остроумными, неожиданными.

5. Видеофильм

Это наиболее сложный вид отчета не только потому, что требуется
видеокамера и элементарные навыки работы с ней, но и потому, что важна сама
организация съемки. Так, перед съемкой учащийся должен определить задачу: что и как
он будет снимать, за чем наблюдать. Эту направляющую функцию осуществляет учитель,
создавая с учеником своего рода режиссерский сценарий, намечая канву «сюжета».

6. Слайд-проект

Это новый вид работы, который требует от учащихся особых навыков и умений работы с компьютерными программами. На уроке информатики учащимся показывают образцы слайд-проектов, учат понимать возможности программы Power Point.

Требования к оформлению: работа состоит из 15–20 слайдов, где первый лист титульный. На нем должно быть отражено: название работы, «шапка» с указанием учебного заведения, где работа выполнена; фамилия исполнителя и руководителя. Кроме этого, титульный лист можно украсить самым эффектным («рекламным») слайдом, поместить фотографию автора. На втором слайде должны быть указаны названия тем слайд-проекта. Основная часть – слайды с фотографиями, схемами, картами, рисунками и текстом. Текст должен быть содержательным и недлинным. Последняя страница – список использованной литературы, адреса сайтов в Интернете.

Мы познакомили вас с некоторыми аспектами нашей работы по подключению культурно-образовательного потенциала музеев Санкт-Петербурга к школьному учебному процессу. Работа эта увлекательная, результаты ее стимулируют не только творчество учащихся, но и учителей.