Урок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Пунктуация. Синтаксическая синонимия"

Разделы: Русский язык


Пунктуация сложноподчинённого предложения. Синтаксическая синонимия.

Цели урока:

  • формировать умения находить придаточные определительные в составе сложноподчинённого предложения;
  • производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
  • правильно употреблять в речи данные виды предложений;
  • правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными определительными;
  • актуализировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
  • развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Ход урока

Стадия вызова

1. “Верные и неверные утверждения” (индивидуальная работа).

(На каждой парте распечатка.)

- Индивидуально рассмотрите “верные и неверные” утверждения, произведите на листах их правку. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.

  • Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы.
  • Определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ?
  • Предложение – это синтаксическая единица.
  • Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
  • ОДНАКО – подчинительный союз.
  • Двусоставное предложение может быть определённо - личным.
  • В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.
  • В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.
  • Союзное слово не является членом предложения.
  • Придаточное предложение может стоять только после главного предложения.

- Назовите, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении ответов.

- Прочитайте все верные утверждения.

- Все согласны с данными утверждениями?

- Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

- Все согласны с данными утверждениями?

- Какие выводы вы можете сделать на основе правки утверждений?

2. “Восстановление слепой схемы” (работа в парах).

(Схема записана на доске.)

- Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты.

3. “Маркировка предложений” (индивидуальная работа).

- Запишите в тетради в строку следующие виды предложений: ПП, ССП, СПП, БСП.

- На слух определите виды предложений и укажите напротив указанных видов их номера.

  1. Всё кругом знакомо, ничто не изменилось.
  2. Грач относится к тем птицам, которые живут стаями.
  3. Безветрие, и всё небо залито ровной синевой.
  4. Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшаяся оглушительной канонадой.
  5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

- Какие номера соответствуют простым предложениям? Аргументируйте выбор.

- Какие номера соответствуют ССП? СПП? БСП? Аргументируйте выбор.

4. “Установи соответствия”.

(На партах распечатка частей текстов.)

- Соедините стрелками части рассыпанного текста.

Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочинённые предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчинённые предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы?

5. “Парная мозговая атака” (работа в парах).

(На доске записаны примеры.)

(Не) пр.од.лимые пр.грады

Звон (не) см.лкающий (н.) на минуту нарушал (после) обеде.ый сон.

Ум одежда которая (н.) когда (н.) износ.тся.

- Спишите примеры, расставьте пропущенные знаки, вставьте пропущенные буквы.

- Составьте устно характеристику каждой синтаксической единицы.

- Сравните все примеры.

- Что общего вы обнаружили между данными примерами.

6. Определение темы урока. Целеполагание.

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

- Что необходимо изучить по этой теме?

- Итак, тема нашего урока – спп с придаточными определительными.

7. “Инвентаризация знаний”.

- Какая информация имеется у вас по данной теме, какие ассоциации вызывает тема?

- Свои соображения запишите (индивидуально!) в тетради в столбик (2 минуты).

- Обсудите свои записи в парах, исправьте или добавьте информацию. Аргументируйте.

- Озвучьте полученную информацию. (Записываю сведения на доске.)

Определение – второстепенный член предложения.

Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.

Определение поясняет имя существительное.

Определение обозначает признак предмета.

Определение подчёркивается волнистой линией.

Определение бывает согласованным и несогласованным.

Эпитет – художественное определение.

Придаточное определительное отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ.

- Сверим информацию. (Если что-то подвергается сомнению, ставлю знак вопроса. Затем записи обсуждаются, “верное” остаётся, а “неверное” – перечёркивается. Аргументация при этом обязательна.)

8. Составьте кластер о СПП с придаточным определительным.

- Озвучьте свой кластер. Дополните его информацией, исправьте.

Стадия осмысления

1. Работа с информационным текстом (стр. 20, часть 1). Чтение методом инсерта.

- Прочитайте часть 1 статьи на странице 20 и заполните маркировочную таблицу:

“V” ЗНАЛ “+” УЗНАЛ “-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ “?” ХОЧУ УЗНАТЬ

Толстые и тонкие вопросы

ПО отвечает на вопрос КАКОЙ, ЧЕЙ.

ПО поясняет существительное.

ПО указывает на признак предмета.

ПО присоединяется к главному при помощи союзных слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ…

Указательные слова служат для выделения определяемого существительного.

ПО всегда стоят после главного предложения.

Только ли союзными словами присоединяются ПО к главному?

Всегда ли после главного предложения стоит ПО?

Почему ПО стоит только после главного предложения?

Только ли на признак предмета указывают придаточные определительные?

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

2. Первичное закрепление материала.

- Анализ предложений упражнения 36.

- Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

- Укажите грамматические основы, части предложения, способы связи частей.

- Составьте схемы предложений.

- На какие вопросы вы получили ответы после выполнения этого упражнения?

- Чтобы ответить на вопрос, только ли значение признака имеет придаточное определительное, рассмотрим статью (распечатки статьи на каждой парте).

3. Работа со статьёй.

(Распечатки статьи на каждой парте.)

Дополнительные значения придаточных определительных

Определительные придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи союзных слов который, какой, кой (устар.), чей, что, где, куда, откуда, когда и союзов чтобы, как, словно, как будто, как если бы. В сложных предложениях, выражающих определительные отношения, наиболее общее значение определительности вносится союзным словом который, например: Бричка, въехавшая во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. В качестве союзного слова, равнозначного слову который, может употребляться относительное местоимение кой, имеющее архаическую окраску, например: Слезы эти отчасти вызваны были пуншем, коего вытянул он три стакана. Союзное слово какой вносит в значение придаточной части дополнительный оттенок уподобления, сравнения: На девственном снегу пустынной лесной дороги вился под ним извилистый, нечеткий след, какой оставляет зверь. Союзное слово чей вносит дополнительный оттенок принадлежности, например: Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. Относительное местоимение что, как и который, служит показателем общего определительного значения. Например: А раньше жили в том посеревшем от времени флигеле, что прячется за домом. Однако наряду с этим оно, как и союзное слово какой, может сообщать придаточной части оттенок уподобления (при наличии указательных слов в главной). Союзное слово что в таком употреблении приобретает разговорную окраску: В уста ее, в очи и в плечи седой чародей целовал и те же ей сладкие речи, что милый о свадьбе, шептал. Местоименные наречия где, куда, откуда, выступающие в роли союзных слов, обычно вносят в определительную придаточную часть пространственный оттенок значения. Например: Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там проститься с ней в последний раз. Союзные слова где, куда, откуда возможны только при именах существительных, заключающих в себе пространственное значение. Определительные придаточные с союзным словом когда осложняются оттенком временного значения и допустимы только при именах существительных того же значения, т.е. значения времени: Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет. Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной посредством союзов как, чтобы, придающих предложению разговорную окраску, а также словно, как будто, будто, как если бы, точно. Союз как вносит оттенок временного значения: Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол и дом. Союз чтобыцелевой оттенок: Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать. Союзы словно, будто, как будто, точно вносят в значение придаточной части оттенок сравнения: Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета.

- Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Какие новые значения придаточных определительных предложений вы увидели?

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово КАКОЙ? (оттенок уподобления)

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово ЧЕЙ? (оттенок принадлежности)

- Какое дополнительное значение вносят союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА? (пространственный оттенок значения)

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово КОГДА? (времени)

- Какое дополнительное значение вносит союзное слово ЧТОБЫ? (целевой оттенок)

- Только ли союзными словами присоединяются придаточные определительные? (нет, также при помощи союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО).

- Вернёмся к упражнению 36. Какие новые оттенки значения имеют придаточные определительные?

4. Первичная систематизация изученного.

- Что называется придаточным определительным? Сформулируйте общее правило.

- На какие вопросы оно отвечает?

- Что поясняет придаточное определительное?

- Средства связи придаточных определительных с главными предложениями?

- Дополнительные оттенки значения придаточных определительных?

- Место придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения?

5. Возвращение к кластеру.

- Дополните кластер новой информацией.

- Что вы уточнили, исправили, добавили?

Стадия рефлексии

1. Конструирование предложений.

(Дифференцированная работа.)

Группа 1.

(Сильные учащиеся.)

- Составьте предложения по данным ниже схемам (схемы записаны на доске):

[ ук. сл. + сущ. ], (какой - = ).

[ сущ. ], ( где = - и - ).

[ сущ.], ( который = ).

[ ук. сл. + сущ.], ( куда = - ].

Группа 2.

(Работает с учителем.)

- Выполним упражнение 39 (стр. 21).

- Выделенные распространённые определения замените придаточными определительными предложениями с союзным словом КОТОРЫЙ. Запишите исходные и полученные предложения.

- Составьте схемы сложных предложений.

- Прочитайте пары предложений со знаками препинания, дайте характеристику предложениям.

- Какое условие необходимо, чтобы в данных простых предложениях можно было поставить запятую? (Придать значение причины или уступки.)

- Что общего и отличного между ними?

(Оба предложения имеют определительное значение. Это синтаксические синонимы. Но в первом случае это простые предложения с необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Во втором случае – СПП с придаточным определительным. Отличаются они оттенками значения: глагол в СПП усиливает значение действия, а причастный оборот – признак предмета. Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, а придаточные определительные – в разговорной. Известно, что И. С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом КОТОРЫЙ, избегая их.

- Проверим выполнение задания группой 1.

- Прочитаем предложение, соответствующее схеме № 1, 2, 3, 4. Дайте им полную характеристику.

- Какие дополнительные оттенки значения они имеют? Чем выражены эти оттенки?

2. Работа в группах.

(Задание выполняется на листах.)

Группа 1. - Прочитайте отрывки из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, расставьте пропущенные буквы и знаки. - Найдите придаточные определительные, выделите его скобками, укажите средство связи.

Онегин добрый мой пр.ятель
Р.дился на брегах Невы
Где может быть р.дились вы
Или бл.стали мой читат.ль…

У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше посп.шим на бал
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поск.кал.

И вы красотки молодые
Которых позднею порой
Унос.т дрожки удалые
По петербургской м.стовой.

И не попал он в цех задорный
Людей о коих не сужу.

- Определите стиль данных текстов. Обоснуйте свой выбор.

- Какие художественные средства использует автор?

- Какую роль играет использование неполногласного БРЕГ?

- Какие слова свидетельствуют о характере отношений между автором, героем и читателем?

- Объясните лексическое значение слова СТРЕМГЛАВ путём подбора синонимов.

- Объясните лексическое значение выражения в ямской карете.

- Объясните лексическое значение слова дрожки.

- Сделайте вывод о месте придаточного определительного в тексте, о способах связи и добавочных оттенках их значения.

Группа 2.

- Отредактируйте текст, устранив назойливое повторение союзного слова который. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Только нужный предмет который использу.тся в практике получа.т наименование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб.рают у (не) съедобных же которые (ни) кто (не) берёт далеко (не) всегда есть название. Перевод гриба который ранее (не) употр.блялся в пищу в класс съедобных всегда связ.н с тем что он пр.обрета.т имя. Слово как будто прор.ста.т с позн.ва.мым предметом.

- Укажите в исправленном варианте придаточные определительные, способ связи.

- Как называются придаточные определительные и определения?

(Синтаксическими синонимами.)

- К какому стилю относится текст. Аргументируйте свой выбор.

Группа 3.

- Пользуясь толковым словарём, выясните значение указанных слов. Составьте сложноподчинённые предложения, объясняя значение данных слов.

Абонент –

Абонемент –

Адресат –

Адресант –

- Прочитайте построенные предложения со знаками препинания. Укажите способ связи простых предложений в составе СПП.

- К какому стилю относятся эти предложения. Аргументируйте свой выбор.

4. Отчёт групп о проделанной работе.

(Другие группы следят за выполнением задания по листам, содержащим задания для всех групп.)

5. Составление сводной таблицы.

Типы придаточных предложений К чему в главном относится, что поясняет Какими союзами или союзными словами присоединяется На какие вопросы отвечает Место придаточного
Определительные К существит. Союзные слова : который, какой, где, куда, откуда, чей, что, когда ; союзы: чтобы, как, словно, будто, точно … Какой? Только после главного предложения.

6. Возвращение к кластеру.

- Составьте связный рассказ о придаточных определительных предложениях.

7. Проверочная работа.

(Выполняется на листах.)

1 вариант.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. Березки которые при нем только что были посаж.ны около забора выр.сли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Вновь я пос.тил тот уголок земли где я провел изгна(н,нн)иком два года (не)заметных. Я намерен был отправи(т,ть)ся на з_ре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать. Андрий поднял глаза и увид.л стоящую у окна такую красавицу какой еще (не) видывал отроду.

2 вариант.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

За р.вниной тян.тся ч.рная пашня над которой пестрят не то грачи не то галки. На месте том где в гору подн.мае.тся дорога изрытая дождями три сосны стоят. Давно уже поспела полевая клубника лакомит.ся которой нам позв.ляли (в)доволь. Была та смутная пора когда Россия молодая в б.реньях силы напр.гая мужала с гением Петра. Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари орлы.

Итоги урока. Домашнее задание

Знать определение СПП с придаточным определительным. Выписать из художественной литературы 10 СПП с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.