Интегрированный урок обучения грамоте (чтение + письмо) по теме: "Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [Р], [Р']

Разделы: Начальная школа


Тип урока: сообщение новых знаний.

Вид урока: урок – путешествие.

Тема: Звуки [р], [р']; буквы “Р”, “р”.

Цели:

  1. Познакомить с новыми звуками и новыми буквами.
  2. Осуществить связь содержания уроков чтения и письма в период обучения грамоте.
  3. Развитие разносторонней активности: речевой, познавательной, эмоциональной.

Ход урока.

I. Сообщение темы урока, о г б р у а ч м е о н т и е е

(Прочитайте с доски, догадайтесь, что написано). “Обучение грамоте”.

II. Повторение по ленте букв.

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

- Дайте характеристику гласным звукам.

- Назовите буквы, обозначающие, согласные звуки.

- Дайте характеристику согласным звукам.

- Что еще можно сказать о согласных звуках. (Звонкие и глухие; мягкие и  твердые).

- Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква “Л”.

III. Работа в индивидуальных “Кассах букв”. Составление слов.

- Какая сегодня погода? (пасмурная , дождливая)

- Одна тучка заглянула к нам на урок и уронила свои капельки.

Давайте их соберем.

(Рисунок на доске).

Рисунок 1

Слова: лук, сани, оса, лиса, акула, сок, нос, кони.

IV. Работа над темой урока.

1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и побываем в городе “Пиши-Читайске”. Там мы встретимся с новыми звуками и новыми буквами.

2. Работа со схемами.

- Город “Пиши-Читайск” охраняют дикие звери, (открываются рисунки “тигра”, “пантеры”, “рыси”).

- Ребята, хоть эти звери и злые, но мы их быстро усмирим. Для этого нужно правильно подобрать схемы к словам.

- Что общего в этих словах?

а) в этих словах есть звук [р], [р']

б) эти звери из семейства кошачьих.

- Прикрепите кружок под схемой, где эти звуки.

3. Речевая зарядка.

- Как рычит рысь? (“р-р-р-р”). Произнесите этот звук, послушайте.

4. Работа с чистоговоркой.

Учитель:

тигры

Дети:

рычат,

 

вороны

-

кричат,

 

ставни

-

скрипят,

 

кони

-

храпят,

Учитель: Чтоб научить всех ребят трудное “р-р-р” выговаривать!

5. Анализ звука [р],[р']

Выделение из слов

“рысь” - [р],

“ребята” - [р’]

Характеристика звука: согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.

6. Выделение звуков [р],[р’] в словах.

- Встаньте те дети, в именах которых есть новые звуки. (Сережа, Артем,

Ирина, Элеонора).

- Определите, мягкий это звук или твердый.

V. Физкультминутка.

“С физкультминуткой я дружу,
Свою спинку разогну,
Руки кверху подниму,
А потом их опущу”.
А потом попрыгаю:
“Раз-два-три”.
Ручками похлопаю
Ножками потопаю
Сяду я за парту стройно
Чтоб вести себя достойно.

7. Знакомство с буквой “Р, р".

- Посмотрите на букву “р”

- Ее имя : “эр”.

- На что похожа буква “р”?

“Буква “Р” на мачте парус,

Вдоль плывет, небес касаясь”.

8. Новоселье буквы “Р”.

- Давайте поселим букву в “Горд букв”, в район согласных, на улицу

“Самых звучных”.

9. Работа в “Прописи”.

- Мы продолжаем свое путешествие. Усаживайтесь на кораблик, не

толпитесь, ведите себя спокойно, чтобы кораблик не перевернулся.

- Уселись? Молодцы. А теперь вперед. (Звучит музыка).

10. Знакомство с письменной буквой “р”. Написание элементов буквы “р” в прописи.

- Чтобы не было скучно в пути, давайте порыбачим.

- А что нужно для рыбалки? (Удочка и червячок).

Учитель демонстрирует рисунки.

Рисунок 2

- Откройте прописи, нарисуйте “удочку” и “червячков”.

11. Письмо буквы “р”.

- А теперь насадим червяка на удочку. Что получилось?

(Получилась буква “р”)

- Напишите эту букву в тетради.

VI. Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

12. Беседа о рыбалке.

- Кто любит рыбачить?

- Какую рыбу можно поймать?

- Ребята, а я сегодня поймала рыбку, которая исполняет любые желания.

(Учитель демонстрирует “золотую рыбку”)

Рисунок 3

- Как зовут эту рыбку?

13. Чтение слогов.

- Эта рыбка поможет нам прочитать слоги.

ра
ро
ру
ры
ри

14. Чтение слов с доски.

Рама, раки, Рома, крот, рыси, руки, мрак, Рита, краски.

15. Запись слогов в прописи (Объяснение учителем соединений букв в словах). “Прописи №2”

рама - ра
руки - ру
крот - ро
рыси - ры

16. Работа с учеником “Азбука” Горецкого, стр. 68-69

- Мы приплыли к острову.

Чтение учителем отрывка из сказки А.С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке”. Из учебника “Азбука”.

17. Словарная работа.

Объяснение смысла слов “ветхая”, “землянка”, “невод”, “пряжа”.

18. Характеристика героев сказки.

Расскажите: какой была старуха, старик.

(Старик - старый, бедный, работящий

Старуха- злая, сварливая, жестокая).

19. Творческая работа.

- Вспомните и расскажите: чем закончилась эта сказка?

- В конце сказки старуха наказана за свой сварливый характер. Но давайте пожалеем ее и сочиним хороший конец сказке, подарим старухе новый дом.

20. Рисование дома.

(Детям раздаются листы бумаги, на которых начерчен квадрат).

- Давайте нарисуем новый дом, но так, чтобы то , что было нарисовано, в своем названии имело звуки [р],[р']. (забор, рама, труба, крыша, дверь, дорожка).

- А теперь: “Раз-два-три. Мы вернулись домой...”

VII. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- С какой буквой познакомились?

- Какой звук она обозначает?